Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая жизнь Новгорода в XIV–XV вв.




На протяжении длительного времени Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию европейского типа. В XIV – XV вв. новгородские владения достигли на северо-западе Финского залива, а на северо-востоке – Урала. Эти разнообразные по своим естественным и климатическим условиям земли имели для Новгорода большое экономическое значение. Основная новгородская территория, в которую входили старые владения Новгорода, лежала широким кольцом вокруг Ильменского озера. Она распадалась на несколько «земель», которые со второй половины XV в. стали называться «пятинами». Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской демократии. Верховным органом власти в Новгороде являлось вече, в котором могли участвовать все свободные жители как самого Новгорода, так и его пригородов. Вече обычно собиралось на Торговой стороне, на «Ярославовом дворе», по звону вечевого колокола. Должностные лица и выступавшие ораторы располагались на особом помосте, который назывался «степень»; вокруг располагались горожане во главе со старостами и «сотскими». Рядом с вечевой площадью находилась вечевая изба (канцелярия) с вечевым дьяком, который записывал постановления веча. Круг компетенции веча был широк. На вечевых собраниях новгородцы обсуждали вопросы войны и мира, заключали договоры с князьями, утверждали законодательные акты, выбирали и смещали администрацию, осуществляли суд по важнейшим делам. Если достичь общего согласия не удавалось, и вече раскалывалось, то большинство действовало силой и заставляло подчиниться остальных. Новгородские летописи хранят многие свидетельства таких столкновений, местом которых обычно становился мост через реку Волхов. Иногда вече разделялось на две части – Софийскую сторону (аристократическую часть города) и Торговую (демократическую), после чего обе стороны сходились на мосту и здесь бывало «большое губление людям».

Князь управлял в пределах, установленных вечем. Только с разрешения веча он исполнял представительские функции (представлял Новгород в отношениях с другими землями). Он обладал также судебной властью, но судить имел право только с посадником. Без посредничества новгородцев князь не мог торговать с иностранными купцами. Местопребыванием князя в Новгороде было городище, находившееся в 3 км. от города, центром которого был княж двор. В XIV и XV вв. великий князь, занятый собственными делами, не мог находиться постоянно в Новгороде и управлял с помощью наместников.

29.Псковская феодальная республика: социально-экономический и политический строй в XIV–XV вв. государственное образование средневековой Руси 2-й половины 13 — начала 16 вв. После раздробления Киевской Руси (12 в.) Псков с прилегавшими к нему территориями по р. Великой, озеру Чудскому и Псковскому и р. Нарове вошёл в Новгородскую феодальную республику, сохранив особые автономные права, в том числе право самостоятельного строительства пригородов (древнейший из них — Изборск, упоминается в летописях под 862). В связи с участием псковичей в борьбе с Ливонским орденом в 1240 и 1242 значение Псковской земли усиливается, а с середины 13 в. она становится фактическисамостоятельной (особенно после победы над орденом под Раковором в 1268). Обособление П. ф. р. юридически оформил Болотовский договор 1348, по которому новгородские бояре отказались посылать в Псков своих посадников и др. Только в церковном отношении Псков по-прежнему зависел от Новгорода. На псковских землях издавна существовало пашенное земледелие, было развито рыболовство. Из ремёсел были наиболее развиты кузнечное, строительное, ювелирное дело. Развитие обмена внутри Псковской земли, торговля с Новгородом и др. русскими городами, с городами Прибалтики и Западной Европы способствовали тому, что Псков стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров Руси. В отличие от Новгородской феодальной республики, в Псковской земле не было крупных феодальных землевладельцев, владения светских феодалов, как и владения псковских монастырей и церквей, были меньше и раздробленнее, чем в Новгороде. Сложившиеся в П. ф. р. социальные отношения нашли отражение в своде её законов — в Псковской судной грамоте. Особенности хозяйственной жизни, многовековая тесная связь с Новгородом, пограничное положение и военная опасность привели к развитию в Пскове вечевого строя. Князья играли подчинённую роль. Вече выбирало посадников, сотских, регулировало отношения феодалов, посадских людей, изборников, смердов. Особое влияние на решения веча имел совет бояр — господа, собиравшийся "на сенях" Троицкого собора. Там же были канцелярия и архив веча, хранились важные государственные и частные документы. Выборные должности стали привилегией нескольких знатных семей. Но в наиболее драматические моменты истории Пскова "молодшие" посадские люди играли на вече видную, а иногда решающую роль. Острые классовые противоречия, борьба бояр и смердов, "больших" и "молодших" людей нашли в 14 в. выражение в ереси "стригольников" (см. Ереси в России), в вечевых спорах 70—90-х гг. 15 в., не раз заканчивавшихся кровавыми столкновениями. Усиление связей с Москвой, вызванное экономическим развитием, классовой борьбой и задачами внешней политики, участие псковичей в Куликовской битве 1380, успехи совместной борьбы против немецких рыцарей и литовских феодалов подготовили условия для ликвидации обособленности П. ф. р. Псковское боярство и часть купечества пытались противодействовать объединению с Москвой, но они не были поддержаны народными массами. В 1510, после того как великий князь московский Василий III Иванович въехал в Псков, объявив его своей "отчиной", П. ф. р. прекратила существование. Вече было ликвидировано, 300 семей богатых псковичей были "сведены" из Пскова, а их земли и дворы розданы московским служилым людям. С этого времени Псков и Псковская земля, сохранив некоторые особенности экономики и культуры, развивались в составе Русского централизованного государства.

30.Международные связи Новгорода и Пскова в XIV–XV вв. Главным торговым партнером Новгорода на южном участке пути «из варяг в греки» был Киев, откуда в Новгород поступали товары, идущие днепровским путем из Византии, Крыма и других мест. В Киеве новгородские купцы имели собственный гостиный двор с церковью архангела Михаила.

Археологически выявлены такие товары, поступавшие в Новгород днепровским путем, как амфоры, служившие тарой для вина и масла, грецкие орехи, стеклянные браслеты и другие стеклянные изделия византийского и киевского происхождения, византийские ткани (найдены их фрагменты, а также упоминания о них в берестяных грамотах – № 675), приднепровский янтарь, пряслица из розового шифера. Последние составляют самую массовую категорию южного импорта (обнаружено около 4 тысяч экз.). Важным качеством этой группы наряду с массовостью является определенность ее происхождения. Хорошо известно, что такие пряслица в Древней Руси производились на Волыни в районе Овруча, где обнаружены месторождения розового шифера, а также мастерские по изготовлению пряслиц. Отсюда они распространялись по всей территории Древней Руси и даже попадали за ее рубежи: известны находки овручских шиферных пряслиц в Польше, Швеции, Германии.

Благодаря массовому характеру большинства перечисленных предметов, удалось восстановить динамику торговых связей между Новгородом и его южными партнерами. Для них характерно постепенное развитие с середины X в. и в течение всего XI в., а затем заметный подъем в XII в. В слоях, датированных временем после монгольского нашествия (со второй половины XIII в. до середины XV в.) практически не обнаруживаются предметы импорта, поступавшие по днепровскому пути.

31.Литература Руси в XIII – первой половине XV вв. (куликовский цикл, воинская повесть, хожения). Литературное развитие в XIII — первой половине XIV в. существенно замедляется, и на долгое время, по крайней мере до середины XV в., одной из центральных в русской литературе становится патриотическая тема — прославление подвигов русских воинов, доблести русских князей в годы нашествия Батыя и побед русского оружия во времена Дмитрия Донского. Воинские повести о Куликовской битве, при всей их принадлежности к московской литературной школе, по своей идейной направленности и художественным особенностям являются произведениями общерусскими.

Общерусское значение имеют и произведения московской агиографии, в которых уже с конца XIV в. с настойчивой силой звучит призыв к объединению русских земель вокруг Москвы. Агиографический жанр - самый традиционный и консервативный жанр в древнерусской литературе - в XIV-XV вв. подвергается значительным изменениям. С жанром агиографии связывают появление нового стиля в древнерусской литературе - эмоционально-экспрессивного стиля «плетения словес». Этот стиль, игнорируя еще характер человека в целом, дает возможность описывать различные эмоции, психологические состояния героев - описывать так, как будто эти эмоции живут самостоятельно, вне человеческого характера. Меняется композиционная структура жития: после небольшого риторического вступления следует кратко изложенная биография героя, зато плач по умершему святому и похвала ему занимают в житие центральное место. Тут уж автор дает волю своим эмоциям: «Увы мне, како скончаю мое житие, како переплыву я море великое и пространное, ширшееся, печальное, многомутное, не стояще, смятущееся...». Наиболее ярко стиль «плетения словес» представлен в творчестве Епифания Премудрого, ему же и принадлежит этот термин. Нанизывание одного сравнения на другое, перечисление однокоренных эпитетов, ритмика речи, звуковые повторы придают тексту особую торжественность, эмоциональность, экспрессивность.

Епифаний - автор двух Житий, жития Стефана Пермского и жития Сергия Радонежского. В качестве идеальных героев, достойных подражания, Епифаний выбрал двух замечательных сподвижников русской культуры. Стефан Пермский - миссионер-просветитель, создавший для зырян (коми) специальную азбуку. Сергий Радонежский - вдохновитель русского воинства на Куликовском поле, основатель и игумен знаменитого Троице-Сергиева монастыря, иноками которого были в свое время и сам Епифаний, и гениальный живописец Андрей Рублев. Имя Сергия Радонежского и по сей день воспринимается как олицетворение самой духовности русской культуры. Примечательно, что житие Сергия Радонежского тоньше, лиричнее жития пермского епископа. Особенно поэтичны видения Сергия. Во мраке ночи он увидел дерево в ослепительно ярком свете и на ветках его множество птиц. В житие это видение истолковано как пророчество о многочисленных учениках Сергия.

Эмоционально-экспрессивный стиль Епифания какими-то своими гранями перекликается со стилистическими исканиями крупнейшего художника XIV-XV вв. - Феофана Грека. Интересно, что Епфаний хорошо знал знаменитого живописца. Среди литературного наследия Епифания примечательно его письмо к митрополиту Киприану. Очень простым (совсем не пышным, витийственным) слогом Епифаний рассказывает, как его поразила свободная манера художника писать непринужденными мазками, совершенно не оглядываясь на каноны иконописи. Когда же Епифаний попросил Феофана изобразить собор Софии в Константинополе, то художник нарисовал только одну деталь собора - но нарисовал так, что Епифаний мог представить красоту и величие Константинопольской Софии в целом. Епфаний мог знать и Андрея Рублева, но свидетельств об этом нет. Литература и изобразительное искусство XIV-XV вв. развивались рядом, в удивительной атмосфере духовного подъема и единения, которая сложилась в Московской Руси после победы на Куликовском поле.

32.Летописные своды Руси XIII – первой половины XV вв. Летописи XIII-XV вв. обстоятельно и взволнованно рассказывают о важнейших эпизодах борьбы с монголо-татарским нашествием: о битве на Калке (в 1223 г.), о Батыевом нашествии (1238-1240), о победе над Мамаем на Куликовом поле (1380), о захвате Москвы Тохтамышем (1382), о нападении Темир-Аксака (1395), о приходе на Русь Едигея (1408) и, наконец, о «стоянии на Уфе» русского войска, возглавляемого Иваном III, и татарской рати хана Ахмата в 1480 г. — событии, которое считается историческим рубежом, знаменующим конец монголо-татарского ига. Помимо всех этих кратких и подробных, драматических и торжествующих летописных повествований, событиям вражеского нашествия посвящены и такие выдающиеся литературные памятники, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».Летописная повесть о битве на КалкеНаиболее подробно о битве на Калке рассказывается в Новгородской первой и Ипатьевской летописях. Появление в южнорусских степях неведомых доселе монголо-татар встревожило местное население. «Придоша языци незнаеми, их же добре никтоже не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и котораго племени суть, и что вера их», — недоумевает летописец; по мнению некоторых, продолжает он, это и есть те самые народы, которые, согласно древним предсказаниям, «явятся» перед «скончанием времен» и «попленят всю землю».

33.Зодчество и живопись на Руси в XIII – первой половине XV вв. В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII - XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV - XV веков. В 14-15вв. продолжается развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите, заложившем основу соборного ансамбля московского Кремля, строительство которого было завершено при Иване III и Василии III. При Дмитрии Донском в Москве воздвигается первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятникв владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском и др.). Памятниками раннемосковского зодчества являются соборы Успения на Городке и в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве). Для московских зодчих было характерным стремление к использованию в каменном строительстве элементов деревянного зодчества, что в 16в. приведет к созданию в храмовом строительстве так называемого шатрового стиля.

Особенности в развитии местных архитектурных школ наиболее наглядно прослеживаются в архитектурном строительстве Новгорода. Новые веяния наиболее ярко сказались в выстроенных в 14в. храмах Федора Стратилата «На Ручью» (1361г.) и Спаса на Ильине (1374г.). Эти храмы были легкими по внешнему облику, нарядными и торжественными, в отличие от суровых, тяжелых по форме, лишенных каких-либо украшений храмов 12-13вв.

По мере ликвидации политической самостоятельности удельных княжеств за Москвой утверждается значение не только государственно-политического, религиозного, этнического, но и культурного центра. В Москве сосредоточиваются лучшие культурные силы страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...