Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возможности исследований нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов




 

Экспертизы нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ) производятся в целях обнаружения на объектах нефтепродуктов, не воспринимаемых органолептическим способом (например, следов легковоспламеняющихся жидкостей на обугленных остатках, свидетельствующих о способе совершения поджога); установления вида, сорта, марки нефтепродукта или ГСМ; установление тождества исследуемого и сравниваемого нефтепродукта или ГСМ, их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относимость их к конкретному огнестрельному оружию, транспортному средству, ножу и пр.) и многое другое.

Объектами экспертизы являются:

легковоспламеняющиеся нефтепродукты и их следы на носителях (экспертизы этих объектов производятся в основном по делам о пожарах и взрывах, а также в связи с фальсификациями товарных нефтепродуктов, например, смешиванием высокосортного и низкосортного бензина, добавлением воды к бензину и пр.);

смазочные материалы и их следы (эти объекты наиболее часто исследуются по делам о ДТП, по делам, связанным с ношением, хранением и применением огнестрельного и холодного оружия;

твердые нефтепродукты (например, асфальт, иные дорожные покрытия).

При этом разрешаются следующие вопросыдиагностического характера:

1) является ли данное вещество нефтепродуктом, горюче-смазочным материалом; к какой группе оно относится, какова его рецептура, марка, основное назначение и область применения;

2) относится ли представленная жидкость к группе легковоспламеняющихся жидкостей;' каковы ее химический состав и марка;

3) каково количественное содержание нефтепродукта или горюче-смазочного материала в данной смеси; не содержится ли в бензине примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды); не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный; каково содержание в смеси низкосортного бензина;

4) имеются ли на данных объектах следы нефтепродуктов, ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей; каков их состав, к какой группе, марке они относятся; каково их основное назначение;

5) в течение какого периода времени данные нефтепродукты и ГСМ хранились при конкретных условиях; когда эти вещества попали (были нанесены) на представленный предмет; находились ли смазочные материалы в эксплуатации; какие посторонние примеси (загрязнения) в них присутствуют;

6) не находились ли данные объекты, на которых обнаружены следы нефтепродуктов и ГСМ, в непосредственном контакте (например, не находился ли в кармане подозреваемого покрытый смазкой нож или не образовались ли следы ГСМ на одежде потерпевшего в результате наезда транспортного средства)[139].

Общая групповая принадлежность нефтепродуктов и ГСМ и единый источник происхождения могут быть связаны с особенностями технологии производства (на данном заводе, данной партии продукции); условиями хранения (например, бензин в открытом резервуаре), транспортировки, эксплуатации (масло с признаками эксплуатации в двигателе автотранспортного средства), обстоятельствами дела и пр. Однако индивидуальная идентификация конкретных объемов или следов нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов возможна далеко не всегда. При том разрешаются следующие вопросыидентификационного характера:

1) имеет ли данный объем нефтепродукта или ГСМ (наслоение, пятно, след) родовую, групповую принадлежность со сравнительными образцами, представленными на экспертизу;

2) имеют ли сравниваемые вещества в емкостях, пятнах, наслоениях, следах единый источник происхождения;

3) является ли данный след (наслоение, пятно, объем) нефтепродукта или ГСМ частью данного объема вещества.

Объекты, на которых предполагается наличие нефтепродуктов, необходимо упаковывать в герметичные емкости, например запаивать в полиэтиленовую пленку. Жидкие, вязкие нефтепродукты и горюче-смазочные материалы помещают в сухие стеклянные емкости и укупоривают притертыми стеклянными, корковыми, пластмассовыми (но не резиновыми, поскольку резина растворяется нефтепродуктами) пробками. Образцы хранятся в холодильнике или в прохладном темном месте. Если обнаруженная емкость отправляется на экспертизу целиком, необходимо, чтобы она была герметичной, а если это невозможно, следует перелить содержимое в герметично закрывающуюся емкость, а освободившуюся — запаять в полиэтиленовую пленку и все вместе направить на экспертизу.

Нельзя помещать нефтепродукты и ГСМ в бумажные пакеты, спичечные коробки, использовать для упаковки пластмассу, картон, древесину.

. Пробы бензина отбирают в количестве около 200 мл каждого образца и упаковывают в стеклянные емкости, как указано выше. Если качество образцов вызывает, сомнение, следует по возможности получить контрольный образец бензина данной марки и партии, который хранится на нефтебазах в течение 45 суток, а на автозаправочных станциях — сутки. К контрольному образцу всегда приобщается паспорт, где указаны основные характеристики бензина.

Вещества, обнаруженные на асфальте, почве, бетоне и пр., изымают с помощью чистых марлевых тампонов (с почвы можно изымать вместе с грунтом) и герметично запаковывают. Одновременно изымают сравнительные образцы дорожного покрытия, почвы, грунта, также используя чистые марлевые тампоны.

Особенно тщательно следует отбирать и упаковывать объекты, на которых только предполагается присутствие легковоспламеняющихся нефтепродуктов (зола, обгоревшие остатки с места пожара). Такие вещества быстро изменяют свои свойства, и в процессе хранения некоторые наиболее летучие компоненты могут быть утрачены. Поэтому чем быстрее изъяты и упакованы такие объекты, тем более информативна может быть экспертиза. Эксперту в этом случае следует сообщить, сколько времени прошло с момента происшествия до изъятия объектов, а также условия хранения последних.

Эффективность экспертизы во многом определяется тем, предоставлены ли в распоряжение эксперта сведения о происхождении нефтепродуктов и ГСМ, условиях их хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации, способах обнаружения и изъятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...