Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Публицистическое тв-во Спиридона Михайлова




Периодизация хода развития чувашской ж-ки

Всего намечено 6 периодов чув. ж-ки:

1. публицистика кануна зарождения чув. просветительского движения – начальный период 1728-1768 гг. .к этому периоду можем отнести тв-во Охадера Томеева, его первое произв-е «Допустим ли захват чужих земель»

2. чув. публицистика периода зарождения чув. просветительства 1768-1867 гг. .Сюда относятся Ермей Рожанский «Волнение урмаевцев, 1768г.» зарисовка,  «О чувашах, живущих в Нижегородской епархии, 1785г.»- этнографический очерк, опубл-ый в 1912 г.. Спиридон Михайлов (1821-1861) Михайлов Яндуш «Балдран базар» в 1852 г. опублиткован в «казанских губернских ведомостях», первое его произведение «Повесть о пребывании в г. Козмодемьянске государя Павла Петровича в г.Козмодемьянск с великими князьями»1851г, «О приходских школах в чувашских школах 1857»; Николай Золотницкий , Степан Иванов,

3. чув. публицистика перода зрелости просветительского движения 1867-1904 гг.. Вступает И.Я.Яковлев (1848-1930)-«Чувашский праздник учюк, 1857г.» это публицистический и историко-этнографический очерк. Рекеек А.П. – первый ученик Яковлева И.Я. («Избыток крещённых чуваш»1889, «Мой однодеревенец И.Я.Яковлев»1907г., «Симбиская чув. школа в её первоначальном виде» 1910 г., ). Игнатий Иванов, Никифор Охотников (1860-1892) («Записки чувашина о своём воспитании», «Приволжские чуваши»), Магницкий

4. чув.ж-ка периода усиления революцинно-демократического движения 1905-1916 гг., появляются революционные листовки и прокломации. Первая чув. газета «Хыпар» 1906г. 8(21) января.

5. период зарождения пролетарской прессы и функционирования печатных органов однопартийной системы власти 1917-1990 гг. . Начинает выходить в 1917 г. газ. «Чебоксарская правда» - газ. Чебоксарского совета рабочих и солдатских депутатов

6. ж-ка периода демократизации жизни общ-ва или ж-ка развития рыночной эк-ки в нашей стране

в первых 3-х периодах из 6 была лишь публицистика, а чувашской прессы не было, не было ж-ки в полном смысле слова. В 4-ом периоде появляется чув- пресса.

Хыпар» - первый камень в фундаменте чув. ж-ки

Эта газета играла искл. знач-е в расширении кругозора молодых чувашских писателей. Она выражала интересы трудящихся чувашей и не б. органом опред-ой полит. Партии того воемени, не отличалась постоянством. Газета стремилась укреплять веру народа в правоту его борьбы за демократич-ого требования. Она много писала о тяжёлом положении чув. крестьян, о борьбе революционеров. Хыпар внесла не малое значение в создание лит. языка. Вела борьбу за чистоту … и богатство. Газета отмечала повышение в народе интереса к чув. книге и газете, со страниц которых читатели узнавали о событиях в стране. Благодаря газете появляется возможность издания на чув. яз. брошюр на полит. темы (о налогах, о земстве и т. д. ), публ-их очерков и лит. призведений. Многие статьи в Хыпаре-это переводы из рус. газет того времени. Эти переводы обогащали газету. Идейно-тематическая направленность произведений молодых писателей исходило от публицистики Хыпара, т. к. Хыпар достоверно показывала противоречия в совр. Жизни, рост сознательности народа. Напр. Акимов и Демидов писали о борцах за свободу («Бунт в Чемеево»). События револ-ых действий также описывались в Хыпаре. Также в твор-ве Т. Тимкки звучат мотивы равенства всех людей , свободы.

Видные хыпаровцы и их публицистическое тв-во (1906-07 гг.)

Таер Тимкки 1889-1917 (Тимофей Семёнович Семёнов – родоначальник пролетарской ж-ки)  Родился в семье ремесленника в д. Шемек Буинского уезда , сирота, учился в симбирской чув. школе. В 1905 г. его исключили за участие в револ-ом движении. После этого он работал наборщиком газ. Хыпар в Казани. В 1907 г. его арестовали за попытку создать тайную типографию, его сослали в Нарым. За участие в револ-ом движении его растредяли в 1917 г.. Его произв-я: «Песнь славной смерти»- стих-е публикуется в 23-ем номере Хыпара, стих-е «Дума», зарисовка «Голодный год», корреспонденция «Из-за водки», статья «Времена меняются». В Ттв-ве Т.Тимкки наблюдается рождение рабочей темы. Например, в стих-ии «Песня рабочих»- тут революционно-настроенный рабочий выступает против своих угнетателей. В речи рабочего вырисовываются соц-ые черты двух антогонистических классов: рабочего и капиталиста. Гл-ая мысль- произв-я с родом эксплуататоров д. б. покончено.

Михаил Фёдорович Акимов – основоположник чув. худ-ой сатирической публ-ки 1884-1914г.ж.. , род-ся в д. Таяба Тетюшского уезда в Казанской губернии . учился в Симбирской чув. школе, но б. признан политически неблагонадёжным и б. отчислен. В 1905 г. переехал в Казань и устроился на работу в редакцию Хыпар. первое произв-е «Сельский сход» №15 Хыпар, фельетон «Шутка», т.е. «Барское довольство-крестьяеские невзгоды», статья «Наши дни», «Наём постухов»- первое произв-е публ-ста в газ. Хыпар, опубл-ое в 1906 г. 16 апреля, памфлет «Удивительно», статья «Мои думы о гос-ой думе», фельетон «Богачи». Статья «Наши дни» публик-ся в 1906 г. 25 июня. Рисует юношу-революционера. Взвод солдат во главе с офицером расстреливают его в открытом поле. Но он не раскаивается, т. к. он погибает за правду. Автор говорит: «не надо рыдать, не надо ждать, когда рухнет старый дом, надо своими руками построить новый», инче старый рухнет и исколечит жильцов. Он перевёл памфлет белорусского поэта-революционера «Удивительно». Стих-е до сих пор явл-ся совершенным образцом чув-стих-я в прозе. Акимов перевёл Манифест коммунистической партии, написанный М.Энгельсом, но напечатать не удалось, запретила цнзура.

ТВ-во Акимова выражалось жгучей ненавистью к царизму, угнетению человека человеком.

Николай Тимофеев-Хури – активный внештатный корреспондент Хыпар 1878-1918. подписывал свои материалы буквой Н. Хури род-ся в Чебоксарском уезде. В 1905 г. окончил Самарскую духовную семинарию. В том же году поступил учиться в Казанский ветеринарный инст-т, затем перешёл в Казанский унив-т и включился в револ-ую борьбу. Николай считался в партии эсеров максималистом. Он выезжал в деревни, выступал против самодержавия. Его арестовали в родной деревне Б. Крышки, но пришлось отпустить по просьбе народа.

Опубл-л фельетон «Паразиты» в газ-Хыпар №43 в 1906г. без подписи. Статья «Нынешнее время», «Как писать газету?», «Школёпа халёх =инчен». Учёный Григорьев говорит: «В этих произведениях в прямой форме раскрывается вопрос – почему народу так плохо стало жить?».

Публицистическое тв-во Спиридона Михайлова

Михайлов Яндуш. Его считают 1 – ым литератором из Чувашии, этнографом и историком. Г.ж. 1821-1861. сын чув. крестьянина вошёл в историю как первый чув. этнограф, историк, фольклорист, писатель и просветитель. С помощью самообразования он почти всю жизнь вынужден был работать переводчиком. Но он тянулся к наукам и просвещению. 1-я его статья б. опубликована в «Казанск. Губернских ведомостях»1852г. с помощью Артемьева,Савельева,Березина и др. высокообраз-ых деятелей С. Михайлов стал знаменитым. За свои научные заслуги он был избран членом – сотрудником рус. географич-го общества, а за службу в качестве переводчика б. награждён серебряной медалью. Видя угнетонное и бесправное положение рус –их, чувашей и др. народов Поволжья он полагал, что причины в управл –ии гос – ом. Характерен этим его рассказ «Разговор на постоялом дворе», кот – ый близкий по структуре «Путешествие из Петер – га в Москву» Радищева . С. М. избирает частую в просветительских кругах форму путешествия. С. М. настойчиво изучал твор – во Ломоносова, Державина, Карамзина, Жуковского и др. – сочетал в себе разносторонние интересы, хорошо владел научн – ми и худ – ми стилями. Большая часть научно – худ – го наследия С. М. была опубликована при жизни , оставшаяся часть в совр. время. Он призывал и преподаванию родного языка и приобщал к национальной культуре в школах и училищах. Своей деятельностью С. М, поднял на новую ступень изучение чув. фольклора, он описывал случайные явления нар. твор – ва. Это статьи: «О музыке чуваш, 1852», «Предания чуваш», «Чувашские разговоры и сказки,1853», 1. «Повесть о пребывании в г. Козмодемьянске государя Павла Петровича в г. Козмодемьянске с великими князьями» - 1 – ое произ – ие С. М., сам наз – л повестью, но это историко – публицистическая статья.. Павел I посетил Козмодемьянск в 1791. ехал он сухопутным путём, встречать вышли его горожане к Троицкому посаду. Там встретив короля , горожане распрягли лошадей короля и запряглись сами, а женщины вытирали своими платьями пыль всю дорогу. Здесь даётся контраст – отношение царей к народу Козм – ска. 2. «Балдран базар в Козм – ском уезде» - борщёвник – праздник с появлением болдрана (растение). Здесь любовное отношение автора к простому народу. Он с восхищением описывает парней и девушек. На этот праздник приходят не только чуваши и черемисы, но и русские. В произведении яркое описание совместного праздника 3 –х народов. «О приходских школах в чувашских сёлах» - автор хочет добиться открытия нов. училищ для чув. детей. Он хочет иметь центр. Училище, чтобы там накопился какой – нибудь опыт. Опучение д. б. добровольным. В ученики записывали таких мальчиков, кот – ые желали сами учиться. Цель – развивать грамотность народа. 4. «Чебоксарцы-свиносудцы» по городу ходили слухи что под мостом р.Чебоксарки выходил дух свиньи-оборотня и делала людям пакости и однажды горожане арестовали боль. Свинью, считая её тем самым оборотнем. Это оказалось свинья помещика Селиванова. Горожане били свинью, но слуги помещика погнали свинью домой и она стала кормить поросят, тогда люди убедились,что это не оборотень.

«О музыке чуваш», 1852г., скрытая полемика присутствует. Автор спорил с теми, кто утверждал, что не понимают мызыку чув., и у них нет муз-х инструментов. Он опровергал это. У чув. есть гусли, пузырь.жанр-полемическая статья, зарисовка.

4..5.  И. Я. Яковлев и его роль в развитии чувашской публицистики и журналистики.

Он по праву считается патриархом чув культуры. (1848 – 1930). Жизнь и деятельность его изучены в последние годы. Когда он учился в Казанском универе, осуществляет мечту о создании нов письменности, 1871 создает чув алфавит, на базе этого алфавита выпускает чув букварь. Большую роль сыграла переводная лит–ра в возн–ии чув дет-ой лит-ры.

4 периода публицистсческой деятельности:

1начальный период(1867-1875)

2 период выработки программы по национальному возрождению Чувашии.(1875-1893).

 3 твор-во нар просветителя в период усиления гонений на чув школы и печать. (1894-1917).

4заключ период (1917-1922).

Яковлев заложил фундамент в развитие публицистики и журналистики. Этим фундаментом явл-ся нов письменность чуваш. В периодической печати И. Я. Яковлев начал выступать в дни подготовки поступлению в гимназию. Первое публиц – ое произ – ие его называлось «Чув. праздник Учюк». Поводом для выступления Яков. в печати послужили статьи о чув. обрядах и поверьях, появившиеся в то время в газетах «справочный листок г. Казани» и «Симб. Губ – ие ведомости». Накануне написания этого произведения появляется корреспонденция о празднике сурхури Магницкого. Магн –ий пытается преувеличить значение этого праздника. Так же появилось произведение Пантусова – симбирского дворянина, кот – ый описал обычаи чув народа отталкивающими. У Яковлева появилось желание дать ответ. Совершенно по др он описывает чув праздники и обычаи.. как он показывает , учюк – один из древнейших языческих обрядов, бытовавших среди чувашей. Этот обряд связан с жертвоприношением. Для жертвоприношения выбирают быка, на него льют воду, бык должен отряхнуться, если не оттряхнёться – не подходит.праздник имеет общественное значение, крестьяне собираются по делу – решают вопросы как убрать хлеба и т. д.

Части праздника:

- подготовка к празднику

- жертвоприношение

- спортивные игр

- угощение пивом, мясом.

Его произведения: «На рыбной ловле», «Тилить-тиллить Мигулай», «Вихрь» -в рассказах показываются представители простого народа. «Попрошайки», «Нужда», рецензия на книгу Золотницкого «+улталёк к.неке», «Духовное завещание чув народу(1921, перед смертью)», мемуары – «Моя жизнь». Яковлев писал историю современности, отражал горячо говорящие факты. Яковлев высоко оценил роль периодической печати в жизни народа, видел в ней одно из средств осущес-ия своих замыслов по просвещению народа и стремился к тому, чтобы чуваши имели свою газету на родном языке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 639.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...