Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Письменные источники по отечественной истории XI – XVII веков




ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие для бакалавров очного и заочного обучения направленности «Педагогическое образование», профиль 44.03.01 «Историческое образование», 44.03.05 «Историческое и правовое образование», «Историческое и экономическое образование»

 

 

Вологда-2016



УДК 930

ББК 63.2

Печатается по Решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

Составители

Д.и.н., доц. Т.М. Димони. к.и.н. А.С. Столетова

 

Рецензент

 

Источниковедение: Учебно-методическое пособие для бакалавров очного и заочного обучения направленности «Педагогическое образование», профиль 44.03.01 «Историческое образование», 44.03.05 «Историческое и правовое образование», «Историческое и экономическое образование» / Сост.: Т.М. Димони, А.С. Столетова. – Вологда, 2016. – с.

 

© Вологодский государственный университет, 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Источниковедение» занимает одно из важнейших мест в системе обучения студентов-историков. Он относится к числу обязательных и необходимых профессиональных дисциплин, включенных в учебные планы подготовки бакалавров.

Изучение исторических источников как феномена исторической действительности и как носителя информации о прошлом, как явления культуры и как объекта прочтения и интерпретации предполагает их целостное, комплексное и в то же время детальное и стратифицированное изучение в зависимости от времени, места и обстоятельств их создания, их авторства и типологии, текстологического и жанрового своеобразия, особенностей происхождения и бытования в культуре. Полученные навыки значительно расширяют возможности познания прошлого. Они способствуют более углубленному и всестороннему его изучению, исследованию таких проблем, аспектов и сюжетов, которые на протяжении долгого времени оставались «закрытыми» для историка. Междисциплинарный характер исторического источника как объекта изучения целого ряда гуманитарных наук позволяет широко применять метод источниковедения при обращении к междисциплинарной проблематике, позволяющей существенно расширить имеющиеся представления о прошлом.

Учебная дисциплина «Источниковедение» ориентирована преимущественно на изучение источников российской истории. Кроме того, она изучает сам метод источниковедения как метод общегуманитарный, методологию, методику и технику источниковедческого исследования и его специфику, общие проблемы типологии, периодизации и эволюции исторических источников как культурного феномена, основные достижения и результаты мировой исследовательской мысли в области источниковедения. Предлагаемый курс носит отчетливо выраженный междисциплинарный характер. Он разработан на стыке источниковедения, философии и методологии истории, архивоведения и документоведения, культурологии, литературоведения и искусствознания.

Содержание семинарских занятий по дисциплине «Источниковедение» и методика их проведения строится исходя из этого подхода. Программа семинарских занятий по источниковедению была разработана с учетом многолетнего опыта научно-исследовательской и педагогической работы ее составителей и, в особенности, с учетом тех пробелов при работе с историческими источниками, которые обнаруживаются у студентов при написании и защите курсовых и дипломных работ. Основная цель семинарских занятий заключается в том, чтобы научить студента самостоятельно работать с историческими источниками и применять полученные навыки в учебной и исследовательской практике.

В результате усвоенного на семинарских занятиях материала студент должен знать:

· основные понятия источниковедения;

· сущность и содержание источниковедческого метода;  

· типологию, периодизацию и эволюцию корпуса источников, в том числе источников российской истории;

· специфику методики анализа источников различного происхождения, типов и видов.

Студент должен уметь:

· самостоятельно применять методы и приемы источниковедческого анализа к каждому отдельному источнику и к каждому виду исторических источников в полном объеме;

· пользоваться и критически воспринимать достижения отечественной и зарубежной источниковедческой мысли.

Студент должен владеть:

· профессиональными навыками источниковедческого анализа и синтеза;

· навыками работы с разновременными, разнотиповыми и разновидовыми историческими источниками.

Значительную помощь в освоении курса оказывает рекомендуемая литература. Она включает в себя основные учебные издания (учебники и учебные пособия), а также специальные монографические исследования и статьи ведущих российских и зарубежных специалистов, посвященные изучаемым проблемам.

Семинарские занятия включают коллоквиум, на котором студенту разобрать проблему фальсификации исторических источников.




Содержание разделов дисциплины

Тема 1.Теория источниковедения

Проблема роли и места источниковедения в ряду исторических дисциплин. История превращения источниковедческих знаний в науку. Этапы развития отечественного источниковедения. Предмет источниковедения. Этапы развития источниковедения отечественной истории новейшего времени. Первый этап (1920-е – начало 1930-х гг.) – первые попытки проанализировать документы советского периода, начало процесса накопления документов, образование Главного управления архивным делом (1918 г.), первые работы по источниковедению. Второй этап (середина 1930-х – начало 1950-х гг.). Третий этап (вторая половина 1950-х – 1980-е гг.) – выработка научной классификации документов советского периода, отработка методов и приемов работы с ними, появление большого количества исследований по конкретным видам источников, сохранение идеологических стереотипов в их использовании. Четвертый этап (конец 1980-х гг. – по настоящее время) – введение в научный оборот новых источников, открытие архивов для исследователей, разрушение идеологических стереотипов в использовании источников, волна огульной критики в адрес открытых источников советского периода, выработка взвешенного подхода к анализу источников новейшего времени, новые теоретические разработки в источниковедении новейшего времени.

Определение исторического источника. Схема взаимодействия познающего субъекта (историка) с познаваемым субъектом (автором источника) через объект познания (источник). Метод источниковедения. Структура источниковедческого исследования и его основные этапы: изучение исторических условий возникновения источника, решение проблемы авторства источника, установление обстоятельств создания источника, текстологический анализ, изучение истории бытования источника в культуре, интерпретация текста, анализ содержания, источниковедческий синтез.

Классификация и систематизация источников. Основные типы исторических источников в зависимости от способа кодирования информации: письменные, вещественные, этнографические, устные (фольклор), лингвистические, аудиовизуальные (кино-, фото-, фоно- документы), электронные документы. Исторически сложившиеся комплексы (виды) письменных исторических источников.

Тема 2. Письменные источники по отечественной истории XI – XVII веков

Основные виды письменных источников по истории Руси XI – XVII веков: летописи, законодательные источники, акты, литературные произведения, публицистика.

Летописи как корпус важнейших источников по истории Древней Руси. Определение летописи. Летописные своды. Летописцы. Изводы, редакции. Особенности работы с летописями. Древо русского летописания в концепции А.А. Шахматова. Повесть временных лет: источники, редакции (традиции). Местное летописание XII – XIII веков: южнорусское, летописание Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества. Общерусское летописание XIV – XVII веков (Воскресенская летопись, Летописец начала царств, Никоновская летопись, Лицевой свод и др.). Упадок русской летописной традиции в XVII – XVIII веках. Сибирские летописи. Хронографы.

Законодательные источники Древней Руси. Особенности источниковедческого анализа законодательных источников. Русская Правда как комплекс законодательных источников. Особенности редакций Русской Правды. Источниковедческое изучение и публикации списков Русской Правды. Законодательные памятники XIV – XV веков (Псковская, Новгородская судные грамоты). Законодательные памятники XV – XVII веков (Двинская, Белозерская уставные грамоты). Судебники. История появления и характеристика Соборного уложения 1649 года. Памятники канонического права. Кормчие книги.

Акты. Определение акта как вида письменных источников. Проблема классификации древних и средневековых актов. Частно-правовые и публично-правовые акты. Делопроизводственные документы как один из видов актов. Отличие актов от законов. Понятие формуляра акта и формулярный анализ. Древнерусские акты. Акты удельного периода. Акты XV – XVII веков. Особенности источниковедческого анализа средневековых актов. Публикации актового материала.

Приказное делопроизводство XVI – XVII вв. Писцовое делопроизводство. Особенности писцовых, переписных, дозорных книг. Дискуссия по проблеме достоверности писцовых книг первой трети XVII в. Таможенные книги. Делопроизводство Разрядного приказа. Десятни. Родословные книги. Судебное делопроизводство.

Монастырское делопроизводство. Приходо-расходные книги.

Литературные произведения. Особенности древнерусской литературы. Проблема влияния христианской литературы на оригинальную русскую. «Слово о полку Игореве». Дискуссия в историографии о времени создания Слова. Житийная литература. Житие протопопа Аввакума. Публицистические произведения. Сочинения Максима Грека, Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с кн. А. Курбским, «Домострой», сочинение Котошихина. Круг общественно значимых идей, отразившихся в публицистике русского средневековья.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...