Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX- первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса.




В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии. В 992г в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав, Логойск), в 1005г – в Турове (Гомел., Брест, Гродн. области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем. Итоги распространения христианства: - развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание. -развитие ремесел и торговли с др. странами. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

Ефросинья Полоцкая.  Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Первая святая. Кирилл Туровский Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст. Климент Смолятич - киевский митрополит.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестором. Самая ранняя рукописная книга – Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы – «Слово о полку Игореве».

 К концу 10века с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор.  В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно, Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.

Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13вв – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

Шедевр – крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию.

 

Образование  ВКЛ, его территориальный рост.

Возникновение ВКЛ тесно связано с возвышением Новогрудка. Его жители в середине XIII в. пригласили на престол литовского князя Миндовга из "летописной Литвы". Миндовг создал из Литвы и Новогрудского княжества сильный союз. Чтобы обезопасить себя от угрозы со стороны крестоносцев, Миндовг в 1252 г. крестился по католическому обряду и получил от папы римского королевскую корону.
Наследники Миндовга вели борьбу против Галицко-Волынского княжества, Ливонского ордена и татар. Во второй половине XIV в., при великом князе Ольгерде, BKЛ достигло наибольшей территории: оно включало современные Литву, Беларусь, Западную и Центральную Украину, Подляшье, Смоленскую землю, Верховские княжества (в верховьях Оки), Северскую землю (Новгород Северский, Трубчевск). В 1358 г. послы Ольгерда заявляли о том, что вся Русь должна перейти во власть Литвы. В год смерти великого князя Витовта (1430 г.) соотношение литовских и славянских земель было приблизительно 1:12 (в том числе современная белорусская территория занимала приблизительно 30%).
В 1386 г. сын Ольгерда Ягайло в соответствии с условиями Кревской унии короновался в Кракове королём Польши. Таким образом, ВКЛ фактически теряло самостоятельность; права православного населения стали ущемляться. Это вызвало противодействие со стороны православных феодалов. Борьба закончилась в 1392 г. Островским соглашением между Ягайлой и его двоюродным братом Витовтом, согласно которому последний провозглашался великим князем, ВКЛ была гарантирована автономия в союзе с Польшей. В дальнейшем на престоле ВКЛ утвердились потомки Ягайлы — династия Ягеллонов, которая правила вплоть до Люблинской унии 1569 г.
Официальное название державы менялось много раз. В Статуте ВКЛ 1529 г. государство называется "великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское"; после Люблинской унии 1569 г. официальное название — Великое княжество Литовское.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 455.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...