Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура и этническая структура белорусских земель в составе РП.




Развитие культуры Б. во 2 пол.17-18вв. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе РП, Б. вместе с ней переживала затяжной кризис. Основными предметами изучения в Виленской академии и иезуитских коллегиях были теология, латинский язык и философия. Философия рассматривалась как подготовка для усвоения богословия. Не в лучшем состоянии находились и науки прикладного характера. Ученые-медики, боясь обвинений, стремились обойти спорные проблемы. Считалось, что с болезнями необходимо бороться при помощи молитв и заклинаний, которые являются более эффективными, чем другие средства. Во 2 пол.17 в. в Б. начали распространяться идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить гос. реформы, считали свободу мышления обязательным условием развития науки. Наиболее яркие ранние просветители: Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Илья Копиевич. Но из-за преследования иезуитов они вынуждены были покинуть пределы Б. В неблагоприятных условиях в Б. во 2 пол.17-18вв. развивалось и образование. Наиболее широкую сеть школ имели иезуиты. На протяжении 16-17вв. они открыли в Б. около 20 коллегий. Такая система образования просуществовала до половины 18в. Но она уже не могла удовлетворить нужды развивающейся экономики. Необходима была реорганизация школьного дела, и она была проведена. В 1773 году для ее проведения была создана эдукационная комиссия, запрещалось преподавание теологии. Большое значение придавалось изучению физики, математики, нравственности, физич. воспитанию. Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах в 70-е годы 18века. Это были первые в истории РП профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, финансовых контролеров, художников и чертёжников. В них обучались преимущественно дети крепостных крестьян. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу ВКЛ, первое высшее светское учебное заведение в Литве и Б. На территории Б. в к.18в. широкую известность получили идеи физиократов, которые выступали в защиту равенство людей и критиковали крепостное право. Расширение идей Просвещения содействовало развитию печатно-издательского дела. Во 2 пол.18в. в Б. уже действовало 11 типографий. Вместо традиц. летописания появились комедии, интермедии, сатирическая проза, поэзия и другие жанры, а основным художественным направлением стало барокко. Но литературные произведения в это время писались, в основном, на польском языке. Особенно быстрыми темпами развивался школьный театр. Его возникновение было связано с деятельностью иезуитов. Стремясь расширить своё влияние, окатоличить местное население, иезуиты широко использовали театральные представления. Продолжал развиваться и кукольн. театр-батлейка. К 30-м годам 18в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Оригинальным памятником «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве. В 60-70 года 18в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль - классицизм. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Ружанах, Гомеле, Шклове. Высокого расцвета во 2 пол.17-18вв. в Б. достигло народно-прикладное искусство. Огромную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50-60-е годы 18 в. Высоким худож. уровнем отличались ковры, гобелены, скатерти, ткавшиеся в Мире, Гродно. Подводя итоги, следует отметить, что культура 2 пол.17-18вв. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.

 

Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII – 1 пол.XIXв).Белорусские земли в войне 1812г

После разделов РП царское правительство стало укреплять свое влияние на белорусских землях. Российская империя была разделена на губернии и уезды. Это административно- территориальное деление было распространено и на белорусские земли. На территории Литвы и Беларуси были созданы Белорусская, Минская и Литовсая губернии. На белорусские земли распространилась российская система управления. Главным должностным лицом в губерниях был генерал-губернатор. Главным органом власти в уездах был нижний земский суд во главе с земским исправником, выполнявший административно-полицейские и судебные функции. В 1801г в губерниях были открыты главные суды в составе криминального и гражданского департаментов. В бел городах создавались выборные органы управления-шестигласные думы. Шляхта бел земель осталась привилегированны сословием. Она сохранила все ранее существовавшие права и привилегии, за исключением права на создание конфедераций, своего войска и крепостей. Начиная с 1772г шляхта была обязана предоставлять документальное подтверждение своего дворянского происхождения. На бел земли распространилась рос налоговая система. Увеличилась барщина. Для оживления торгово-промышленной деятельности в городах и увеличения поступлений налогов в казну за счет городских жителей на тер Бел в 1794г была введена «черта еврейской оседлости». Евреи могли селиться лишь в городах и местечках и заниматься только ремеслом и торговлей. Царизм стремился унифицировать бел земли по образцу российских, установить господствующую роль православия в бел-лит губерниях. И закрепиться на присоединенных территориях.

Под влиянием войны 1812г, западноевропейских общественно-политических движений, российской революционной мысли и польских национально-освободительных идей в Бел усилилось революционно-демократическо движение, основной целью которого было восстановление РП в границах 1772г. Первоначально объединения демократических сил существовали в форме тайных организаций в учебных заведениях. В 1817г по инициативе ряда студентов Виленского университета была создана тайная организация «Филоматы». Первоначально ее члены стаили культурно-просветительские задачи, позже стали разрабатывать программу национально- освободительной борьбы. С 1820г действовала организация «Филареты». В 1825г создано тайное товарищество «Военные друзья», которое объединяло офицеров лит корпуса, местных чиновников, шляхту, учащихся. В ноябре 1830 началось восстание в Королевстве Польском. 29 января было создано Национальное правительство. Целью обоих лагерей было восстановление РП в границах 1772г. В январе 1831г был создан Виленский центральный комитет, но он не смог обеспечить одновременное выступление повстанцев в Литве, Бел, Укр. После подавления восстания нац политика царизма в Бел резко изменилась. Был взят курс на полную унификацию западных губерний с Центральной Россией, т.е. русификацию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...