Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Укрепление сословного строя




Основные положения:

· Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи

· Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).

· Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.

· Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.

· Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Мероприятие Цель Содержание

1763

Реформа Сената Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный су-дебный и административный орган

1764

Секуляризация цер-

ковных земель и иму-

щества Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффектив-ности использования земель. Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от го-сударства

1764

Ликвидация гетманства

на Украине Укрепление вертикали власти Вся власть перешла к Малороссийской колле-гии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II

1764

Начато строительство

«воспитательного до-

ма» для беспризорных

детей

Открыт «Смольный ин-

ститут благородных де-

виц» Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образова-ния. Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деяте-лей.

1765

Официальное разре-

шение на деятельность

«Вольного Экономичес-

кого Общества» Стимулирование экономики, прод-вижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занима-ющихся разработкой и внедрением эффектив-ных методов землепользования и хозяйства

1765

Дворянам разрешено

ссылать крестьян на ка-Повышение лояльности правяще-го класса — дворян Утверждено личным указом

Мероприятие Цель Содержание

торгу

1765

Инаугурация Импе-

раторской Академии ху-

дожеств Популяризация искусств Академия получила официальный статус и от-делилась от Московского университета

1766-1768

Созыв и заседания

Уложенной Комиссии Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. Попытка создания нового единого законо-дательного документа «Проект новагоуло-жения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768.

1767

Запрет крестьянам жа-

ловаться на помещиков Удовлетворение запросов дво-рянства Жалоба признавалась преступлением и ка-ралась ссылкой на каторгу в Сибирь

1768

Введение обязательно-

го оспопрививания Развитие здравоохранения Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из пер-вых кому поставили прививку от оспы.

1771

Запрет на публичную

продажу крестьян за

долги помещика Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян про-должали появляться в газетах

1775

Ликвидация Запорож-

ской Сечи Создание единой системы воин-ских частей, подчиняющихся импе-ратору. Исчезла угроза со стороны Крымского ханс-тва, императрица опасалась повторной изме-ны казаков после восстания Пугачёва и лич-ным указом упразднила Сечь.

1775

Губернская реформа Усиление власти императора и правящего класса – дворянства. Внедрение местного самоуправле-ния. Разделение органов администра-тивной и судебной власти. Большая часть выборных должностей доста-лась дворянству. Генерал-губернаторы, наз-начаемые Екатериной II, получили практичес-ки неограниченную власть на вверенных им территориях.

1775

Манифест о свободе

предпринимательства Стимулирование экономики. Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) Отмена налогов на промыслы, откупов (мо-нополий) на добычу некоторых ресурсов, раз-решение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

1782

Полицейская реформа Усиление вертикали власти, пре-дотвращение возможных беспо-рядков Регламентирование иерархии и функций по-лиции в городах.

1783

Введение крепостного

права в Малороссии Создание единых правовых прин-ципов рабовладения Официальное закрепление уже существующе-го «де-факто» крепостного положения мес-тных крестьян

1783

Повторное открытие

Академии наук Популяризация и развитие наук и изысканий Было приглашено большое количество за-рубежных преподавателей, курсы велись пре-имущественно на иностранных языках.

1783 Показное снижение цензуры Личный указ

Мероприятие Цель Содержание

Разрешение на созда-

ние вольных типогра-

фий

1785

Жалованная грамота

дворянам Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояль-ности дворянства Закрепление дворянства, как высшего сосло-вия. Отменены все возможные налоги и необ-ходимость военной службы.

1785

Жалованная грамота

городам Официальное оформление пра-вового статуса мещан и купцов, передача им незначительных ад-министративных функций. Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шес-тигласной дум.

1786

Создание народных

училищ Популяризация образования в об-ществе Создание главных и малых училищ в разных городах.

1789

Арест Радищева Пресечение попыток распростра-нения идей, ставящих под сомне-ние проводимые Екатриной II пре-образования Личным указом, за издание книги «Путешес-твие из Петербурга в Москву

1792

Арест Новикова Личным указом, за распространение «вво-дящих в заблуждение идей»

1796

Введение крепостного

права в Новороссии Создание единой правовой кон-цепции рабовладения Официальное закрепление уже существующе-го «де-факто» крепостного положения мес-тных крестьян










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...