Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Укрепление сословного строя
Основные положения: · Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи · Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные). · Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании. · Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага. · Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки. Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей. Мероприятие Цель Содержание 1763 Реформа Сената Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный су-дебный и административный орган 1764 Секуляризация цер- ковных земель и иму- щества Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффектив-ности использования земель. Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от го-сударства 1764 Ликвидация гетманства на Украине Укрепление вертикали власти Вся власть перешла к Малороссийской колле-гии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II 1764 Начато строительство «воспитательного до- ма» для беспризорных детей Открыт «Смольный ин- ститут благородных де- виц» Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образова-ния. Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деяте-лей. 1765 Официальное разре- шение на деятельность «Вольного Экономичес- кого Общества» Стимулирование экономики, прод-вижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занима-ющихся разработкой и внедрением эффектив-ных методов землепользования и хозяйства 1765 Дворянам разрешено ссылать крестьян на ка-Повышение лояльности правяще-го класса — дворян Утверждено личным указом Мероприятие Цель Содержание торгу 1765 Инаугурация Импе- раторской Академии ху- дожеств Популяризация искусств Академия получила официальный статус и от-делилась от Московского университета 1766-1768 Созыв и заседания Уложенной Комиссии Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. Попытка создания нового единого законо-дательного документа «Проект новагоуло-жения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768. 1767 Запрет крестьянам жа- ловаться на помещиков Удовлетворение запросов дво-рянства Жалоба признавалась преступлением и ка-ралась ссылкой на каторгу в Сибирь 1768 Введение обязательно- го оспопрививания Развитие здравоохранения Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из пер-вых кому поставили прививку от оспы. 1771 Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян про-должали появляться в газетах 1775 Ликвидация Запорож- ской Сечи Создание единой системы воин-ских частей, подчиняющихся импе-ратору. Исчезла угроза со стороны Крымского ханс-тва, императрица опасалась повторной изме-ны казаков после восстания Пугачёва и лич-ным указом упразднила Сечь. 1775 Губернская реформа Усиление власти императора и правящего класса – дворянства. Внедрение местного самоуправле-ния. Разделение органов администра-тивной и судебной власти. Большая часть выборных должностей доста-лась дворянству. Генерал-губернаторы, наз-начаемые Екатериной II, получили практичес-ки неограниченную власть на вверенных им территориях. 1775 Манифест о свободе предпринимательства Стимулирование экономики. Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) Отмена налогов на промыслы, откупов (мо-нополий) на добычу некоторых ресурсов, раз-решение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога. 1782 Полицейская реформа Усиление вертикали власти, пре-дотвращение возможных беспо-рядков Регламентирование иерархии и функций по-лиции в городах. 1783 Введение крепостного права в Малороссии Создание единых правовых прин-ципов рабовладения Официальное закрепление уже существующе-го «де-факто» крепостного положения мес-тных крестьян 1783 Повторное открытие Академии наук Популяризация и развитие наук и изысканий Было приглашено большое количество за-рубежных преподавателей, курсы велись пре-имущественно на иностранных языках. 1783 Показное снижение цензуры Личный указ Мероприятие Цель Содержание Разрешение на созда- ние вольных типогра- фий 1785 Жалованная грамота дворянам Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояль-ности дворянства Закрепление дворянства, как высшего сосло-вия. Отменены все возможные налоги и необ-ходимость военной службы. 1785 Жалованная грамота городам Официальное оформление пра-вового статуса мещан и купцов, передача им незначительных ад-министративных функций. Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шес-тигласной дум. 1786 Создание народных училищ Популяризация образования в об-ществе Создание главных и малых училищ в разных городах. 1789 Арест Радищева Пресечение попыток распростра-нения идей, ставящих под сомне-ние проводимые Екатриной II пре-образования Личным указом, за издание книги «Путешес-твие из Петербурга в Москву 1792 Арест Новикова Личным указом, за распространение «вво-дящих в заблуждение идей» 1796 Введение крепостного права в Новороссии Создание единой правовой кон-цепции рабовладения Официальное закрепление уже существующе-го «де-факто» крепостного положения мес-тных крестьян |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |