Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Япония после Второй мировой войны




Разгром империалистической Японии открывал перед японским народом возможность проведения коренных социально-экономических преобразований. Советский Союз настаивал на полном и безоговорочном выполнении условий Потсдамской декларации и других соглашений союзников военного времени и проведении такого комплекса мероприятий, которые ликвидировали бы корни японского милитаризма и обеспечили бы превращение страны в миролюбивое демократическое государство. Однако США, практически единолично оккупировавшие Японию от имени союзных держав, главной своей целью ставили создание широкой и всеобъемлющей системы контроля над Японией, чтобы превратить её в зависимое от США государство. Штаб американского главнокомандующего осуществлял оккупационный режим через японские правительственные органы, которые были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей. США считали необходимым несколько ослабить японские дзайбацу (монополистические объединения), чтобы ликвидировать своих могуществ, соперников на мировых рынках, ввести минимум буржуазных свобод, но не допустить такого подъёма демократического и рабочего движения, который создал бы угрозу господству японской монополистической буржуазии.

В декабре 1945 на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании было принято решение о создании Дальневосточной комиссии и Союзного совета для Японии. Выступления советских представителей в этих организациях, бурный подъём рабочего и демократического движения в Я. и требования как мировой общественности, так и широких масс населения США о ликвидации опасности возрождения японского милитаризма заставили США пойти в первые послевоенные годы на проведение в Японии ряда демократических реформ.

В октябре 1946 была принята парламентом и 3 мая 1947 вступила в силу новая конституция Японии. В 9-й статье декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с этой целью вооруженных сил. Новая конституция при всех её недостатках означала важный шаг на пути демократизации государственного строя Японии по сравнению с конституцией 1889.

Аграрная реформа 1946—49 ликвидировала в основном помещичье землевладение. Были проведены чистка государственного аппарата от военных преступников, децентрализация полицейской системы, предусматривавшая принцип подчинения полиции местным властям и упразднение центрального аппарата, демократизация системы образования. Мероприятия по декартелизации на некоторое время ограничили влияние крупнейших монополистических концернов. В 1946—48 состоялся Токийский процесс, осудивший главных японских военных преступников.

Однако уже с конца 1948 Соединённые Штаты взяли курс на превращение Японии в свой основной военно-стратегический плацдарм на Дальнем Востоке и начали проводить в своей оккупационной политике «обратный курс»: в декабре 1948 была принята «программа экономической стабилизации», способствовавшая восстановлению позиций японских монополий; началась реабилитация военных преступников; в 1950 создан полицейский резервный корпус как зародыш будущей армии.

Первые послевоенные годы ознаменовались быстрым ростом организованности рабочего класса и бурным подъёмом рабочего и демократического движения. В 1946—47 на всех крупных предприятиях были созданы профсоюзы. Большую работу по повышению уровня политической сознательности японских трудящихся вела КПЯ, вышедшая из подполья и возобновившая с октября 1945 легально свою деятельность. На выборах в январе 1949 за КПЯ отдали свои голоса около 3 млн. избирателей, и она завоевала 35 мандатов в палате представителей. Значительно активизировалась и созданная в ноябре 1945 Социалистическая партия Японии(СПЯ). Стремясь помешать росту влияния прогрессивных сил, правительство Японии по указанию оккупационных властей провело мероприятия, ограничивающие демократические свободы. В июле 1948 был принят закон, запрещавший проведение забастовок рабочим и служащим государственных и муниципальных предприятий, составлявшим более трети всех организованных в профсоюзы трудящихся страны. Была создана единая для всей страны централизованная система полиции. С особенно суровыми репрессиями оккупационной власти обрушились на КПЯ и активистов профсоюзов в 1950 накануне войны в Корее и вскоре после её начала, чтобы помешать развёртыванию антивоенного движения.

Военная интервенция в Корее побудила США ускорить заключение мирного договора с Я. США рассчитывали, что прекращение оккупационного статуса и провозглашение независимости Я. укрепят позиции консервативных сил, облегчат им проведение курса на ремилитаризацию, обеспечат более широкую поддержку с их стороны американской политики на Дальнем Востоке. Правящие круги США стремились одновременно обеспечить себе право продолжать держать свои вооруженные силы на территории Я. 8 сентября 1951 на конференции в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией (см. Сан-Францисский договор 1951) без учёта многих законных требований, исходивших от СССР, а также ряда других государств. СССР, ЧССР и Польша отказались подписать договор. В этот же день был заключён японо-американский «договор безопасности», который предоставил США право создавать на территории Японии свои базы и держать свои войска в течение неопределенного срока. С вступлением в силу 28 апреля 1952 Сан-Францисского договора вся полнота власти в стране была передана японскому правительству. Однако США сохранили в своих руках важные экономические, политические и военные рычаги контроля над Японией.

Втягивание Японии в военно-стратегическую систему США, курс на ремилитаризацию встречали упорное сопротивление широких масс населения. 1 мая 1952 в Токио и других городах состоялись демонстрации под лозунгами борьбы за мир, свободу и полную национальную независимость. Полиция спровоцировала ряд кровавых инцидентов. С 1953 всё шире развёртывалось массовое движение за вывод всех американских войск из Японии, за запрещение атомного и водородного оружия, против перевооружения. Нарастающая борьба японского народа за коренной пересмотр внешней и внутренней политики Японии заставила в декабре 1954 уйти в отставку премьер-министра Иосида, проводившего откровенно проамериканскую политику. Новое правительство возглавил президент буржуазной Демократической партии Японии (основана 1954), а после её слияния в ноябре 1955 с Либеральной (основана 1950) — Либерально-демократической партии (ЛДП) Итиро Хатояма, объявивший одной из основных целей своей политики нормализацию отношений с Советским Союзом.

19 октября 1956 была подписана совместная декларация, провозгласившая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией Советский Союз отказался от всех репарационных претензий к Японии, согласился поддержать просьбу Японии о приёме её в ООН. Обе стороны условились продолжить переговоры о заключении мирного договора. Вслед за нормализацией отношений с Советским Союзом последовало восстановление дипломатических отношений с Польшей, Чехословакией, Болгарией и Румынией. Приём в ООН в декабре 1956 позволил ей значительно активизировать свою дипломатическую деятельность.

С начала 50-х гг. происходило быстрое развитие экономики, в основе которого лежали усиление эксплуатации трудящихся и резкое повышение эффективности материального производства в результате научно-технического прогресса. По объёму валового национального продукта и промышленного производства Япония вышла с конца 60-х гг. на 2-е место в капиталистическом мире (после США) и стала одним из активных участников конкурентной борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Процесс концентрации производства привёл к тому, что вся экономика страны по существу оказалась под контролем нескольких могущественных финансово-монополистических групп. Японский империализм утратил военно-феодальный характер и встал в один ряд с классическим типом высокоразвитого государственно-монополистического капитализма США и ведущих стран Западной Европы. Подъём экономики сопровождался дальнейшим углублением всех противоречий японского общества, и прежде всего — между трудом и капиталом. Хотя трудящиеся добивались путём упорной стачечной борьбы повышения номинальной заработной платы, значительная часть этого прироста поглощалась повышением потребительских цен. В целом жизненный уровень трудящихся в Японии ниже, чем в США и некоторых европейских развитых капиталистических государствах.

Наступление монополий и реакции, насаждение национализма, активизация неофашистских элементов встречают упорное сопротивление японских трудящихся. Ежегодно с 1955 весной и осенью миллионы тружеников принимают участие в забастовках, митингах, демонстрациях, в ходе которых выдвигаются как экономические, так и политические требования. Наращивание экономической мощи Японии привело к определённым изменениям в расстановке сил в капиталистическом мире и активизации роли Японии в мировой политике.

Правительства правящей ЛДП в основу своей политики ставят сохранение и развитие военно-политического союза с США при укреплении позиций Японии внутри этого союза. 19 января 1960 был подписан японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, заменивший договор безопасности 1951. Вопреки протестам общественности, требовавшей провозглашения политики нейтралитета, новый договор подтвердил право США содержать на территории Японии свои базы и вооруженные силы. Япония взяла на себя также ряд обязательств по наращиванию военно-промышленного потенциала. По истечении срока действия договора в 1970 он был автоматически продлён и будет оставаться в силе, пока одна из сторон не объявит за год о желании его денонсировать.

Япония оказывала широкую политическую, дипломатическую и материально-техническую поддержку США в войне против вьетнамского народа. В августе 1964 Япония дала согласие на заход в японские порты американских атомных подводных лодок, в ноябре 1967 — атомных авианосцев и других надводных кораблей. Учитывая возросшую роль Японии в американской военно-стратегической системе в Азии, США удовлетворили некоторые требования Японии; в 1972 они возвратили Японии острова Рюкю с главным о. Окинава (до этого незаконно удерживались США), однако все основные военные объекты оставались в руках США. Правящие круги Японии уделяли особое внимание развитию связей с участниками военных союзов и блоков. В июне 1965 были подписаны Основной договор и ряд соглашений с Южной Кореей. Япония была инициатором создания в июне 1966 Азиатско-тихоокеанского совета (АЗПАК).

Подъем рабочего и демократического движения привел к усилению поляризации классовых сил и укреплению позиций коммунистической и социалистической партий в массах. В то же время высокий удельный вес в составе рабочего класса выходцев из деревни, сравнительно невысокий процент организованности рабочего класса (в профсоюзы объединено только 29% работающих по найму), усиленная пропаганда антикоммунизма реакционными силами, активизация, наконец, пропекинских левоавантюристических элементов, подрывающих единство демократических сил,— все это привело к возникновению в начале 60-х гг. партий центра или партий т. н. «среднего пути» — Партии демократического социализма (ПДС) и Партии чистой политики (Комэйто).

Партия чистой политики (Комэйто) была создана 17 ноября 1964 последователями религиозно-политической организации Сока гаккай. Она отвергает принципы классовой борьбы и ставит своей целью создание «справедливого государства» на основе т. н. буддийской демократии. Учитывая настроения масс и стремясь завоевать на свою сторону представителей полупролетарских и мелкобуржуазных слоев, а также неорганизованных рабочих, Комэйто в своей практической деятельности выдвигает ряд прогрессивных лозунгов, выступая, в частности, против пересмотра конституции и наступления на демократические права народа, за аннулирование, хотя и с некоторыми оговорками, японо-американского договора безопасности, за проведение правительством политики мира и дружбы со всеми странами. Опираясь на строгую, полувоенную дисциплину своих членов, Комэйто уже на первых парламентских выборах, в которых приняла участие в январе 1967, собрала 2472 тыс. голосов и завоевала 25 мест.

Форсированные темпы развития японской экономики в 60-х гг. привели к дальнейшему обострению экономических и социальных противоречий. С конца 1973 экономику охватил самый серьёзный за послевоенные годы циклический кризис перепроизводства, который приобрёл особенно глубокий и затяжной характер в результате переплетения с валютно-финансовым и энергетическим кризисом капиталистического мира, небывалым ростом инфляции и резким ухудшением конъюнктуры на мировом рынке. Объём промышленной продукции в 1975 сократился на 10,9% по сравнению с предыдущим годом и на 13,8% по сравнению с 1973. Сравнительно вялый выход из кризиса начался весной 1976. В феврале 1975 в стране насчитывалось 1,1 млн. безработных и более 1,4 млн. полубезработных. На положении трудящихся тяжело сказывались высокие темпы инфляции. Розничные цены в апреле 1975 были на 71% выше, чем в апреле 1970. Ухудшилось положение мелкого и среднего крестьянства. Реальные доходы крестьянских хозяйств в расчёте на 1 га земельной площади сократились в 1974 на 32% по сравнению с 1970. На населении тяжело отражается загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и транспортом.

Резкое обострение социальных противоречий проявилось в подъёме рабочего и демократического движения, явном сдвиге влево в настроениях широких масс населения и падении влияния ЛДП.

На выборах в палату представителей в декабре 1976 за ЛДП голосовало лишь 41,8% избирателей (62,6% в 1955), впервые после образования в 1955 она не смогла завоевать большинства, получив лишь 249 мандатов из 511. Позже в ЛДП вступил ряд депутатов, баллотировавшихся как «независимые»; партия стала располагать незначительным большинством (260 мандатов, март 1977). Новое правительство, сформированное в декабре 1976, возглавил Т. Фукуда; в декабре 1978 премьер-министром стал М. Охира. Падение влияния ЛДП сопровождалось ростом авторитета оппозиционных сил. СПЯ, выступающая за установление демократического контроля над экономикой и ликвидацию засилья монополий, за аннулирование военного союза с США, провозглашение нейтралитета и развитие добрососедских отношений со всеми странами, на выборах в декабре 1976 провела в парламент 123 своих кандидата, собрав 11,7 млн. голосов (20,7%). За кандидатов КПЯ голосовало 6 млн. избирателей (10,7%) и она получила 19 мест.

Оппозиционные партии добились существенных успехов на выборах в местные органы власти. В 1977 примерно треть из 600 с лишним городов и муниципалитетов, включая города Токио, Осака, Киото, Нагоя и Йокохама, в которых проживает почти половина населения страны, возглавлялись мэрами, выдвинутыми оппозиционными партиями.

Резкое обострение межимпериалистических противоречий, возрастание роли стран социализма в мировой политике, глубокие сдвиги в расстановке сил в империалистическом лагере заставили правящие круги Японии внести коррективы в свой внешнеполитический курс. С начала 70-х гг. они провозгласили доктрину т. н. многополюсной дипломатии, под которой понималось развитие связей со странами Западной Европы, Советским Союзом и Китаем при повышении роли Японии в военно-политическом союзе с США, которому по-прежнему отводилось первостепенное значение.

В политической области недовольство Японии вызвало достигнутое в июне 1971 без её ведома соглашение США с КНР о визите президента Никсона в Пекин, что рассматривалось как нарушение Вашингтоном договорённости о согласовании позиций в отношении КНР и попытка принизить роль Японии в решении азиатских проблем. Правительствам США и Японии не удалось также ликвидировать глубокие торгово-экономические противоречия между их странами. В 1976 дефицит США в торговле с Японией составил 3,9 млрд. долл., в 1977—7,3 млрд. долл.

Япония значительно расширила экономические и политические связи со странами Западной Европы. Однако бурный наплыв японских товаров вызвал растущую насторожённость и сопротивление влиятельных западноевропейских экономических и политических кругов. В этих условиях Япония уделяет всё больше внимания укреплению своих позиций в азиатско-тихоокеанском регионе, развивая связи как со странами Азии, так и с Австралией и Канадой, являющимися важными торговыми партнёрами Японии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 635.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...