Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование систем управления




Лекция 3

 

Основные методологические подходы к исследованию социально-экономических систем

 

Формирование и верификация гипотез в развитии социально-экономических систем.

Институты и институции в исследовании и регулировании развития социально-экономических систем 

 

 

Исследование систем управления

 

Исследование систем управления (ИСУ) — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

 

Под системой управления понимают совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей. Эта совокупность должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами системы.

При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия группируются по функциям, которые для их успешного осуществления организационно обособляются в звенья, связанные потребностью иметь определенный результат и достигать определенную цель. Исходя из этого, можно определить понятие системы управления следующим образом: совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Комбинация различных звеньев в системе управления определяет разнообразие ее типов.

В зависимости от того, из каких звеньев строится система управления и, как эти звенья располагаются друг относительно друга, статусное взаимодействие как строятся связи между ними, можно выделить системы управления - линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные.

Исследование систем управления (ИСУ) включает в себя:

а) уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;

б) выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

в) выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;

г) сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

д) получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

Системный подход — это такое направление метода логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

Основной спецификой ИСУ является то, что эта система рассматривает управление нетрадиционно. Менеджмент в ИСУ анализируется как система, т.е. системный подход подразумевает рассмотрение любого объекта как системы, а системности — как свойства материи.

Основная цель управления — повышение системности в следующих направлениях:

•   практическая деятельность;

•   познавательная деятельность;

•   среда обитания.

Система — это совокупность элементов, связанных друг с другом, образующих целостность, единство. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. При системном подходе большое значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и «выхода».

Систе́ма (от др.-греч. «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.

Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.

Системы классифицируются по характеру связей параметров системы с окружающей средой.

Закрытые системы — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует.

Открытые системы — свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения.

По природе элементов системы делятся на реальные и абстрактные.

Реальными системами являются объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них обычно выделяют механические, электрические, биологические, социальные и другие подклассы систем и их комбинации.

Абстрактные же системы составляют элементы, не имеющие прямых аналогов в реальном мире. Иными словами, это продукт мышления.

 

В зависимости от происхождения выделяют естественные и искусственные системы.

Естественные системы, будучи продуктом развития природы, возникли без вмешательства человека. К ним можно отнести, например, климат, почву, живые организмы, солнечную систему и другие системы.

Искусственные системы — это результат созидательной деятельности человека.

По длительности существования системы подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным обычно относятся естественные системы.

К постоянным относятся искусственные системы, которые в процессе заданного времени функционирования сохраняют существенные свойства, определяемые предназначением этих систем.

В зависимости от степени изменчивости свойств системыделятся на статические и динамические.

К статическим относятся системы с одним состоянием. В отличие от статических динамические системы имеют множество возможных состояний, которые могут меняться как непрерывно, так и в дискретные моменты времени.

В зависимости от степени сложности системы делятся напростые, сложные, большие.

Простые системы с достаточной степенью точности могут быть описаны известными математическими соотношениями.

Сложная система — система, которая состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы (подсистемы).

Сложные системы характеризуются многомерностью, многообразием связей, разнородностью структуры, многообразием природы элементов.

Большие системы — это сложные системы, в которых подсистемы относятся к категориям сложных.

Изолированные системы не обмениваются со средой энергией и веществом. Процессы самоорганизации в них невозможны.

Закрытые системы не обмениваются с окружающей средой веществом, но обмениваются энергией.

Открытые системы обмениваются с окружающей средой энергией и веществом.

К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека.

К организационным системам относятся социальные системы-группы, коллективы людей, общество в целом.

Свойства систем:

1. Синергичность — или целенаправленность действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы.

2. Приоритет интересов системы перед интересами её компонентов.

3. Эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы.

4. Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.

5. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как подсистема системы.

6. Коммуникативность — существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.

7. Взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды.

8. Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия.

9. Порядок.

10. Самоорганизация.

 

Структура системы – совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.

Элемент – часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей.

Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Каждая социальная система может быть элементом более глобального социального образования.

Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой. Основной критерий рaзвитиясaмооргaнизующихся систем - увеличение зaпaсa свободной энергии, которaя может быть высвобожденa для совершения полезной рaботы.

Рассматривая развитие как процесс самоорганизации системы, выделим в нем две основные фазы: адаптацию, или эволюционное развитие и отбор.

Период адаптации – это период эволюционных преобразований, которые связаны лишь с количественными изменениями в системе.

Отбор – это средство осуществления обратной связи от внешней среды к системе, т.е. отбор информирует систему о ее положении вовнешней среде.

 

Объектом исследования -

 

Исследования разных видов предполагают различные методологические схемы их проведения.

Например, для исследования стратегии необходимо начинать с разработки цели и концепции, а для исследования какого-либо частного вопроса функционирования фирмы можно не заострять на этом внимание, просто уяснить проблему и разработать решение. Можно сделать это на основе разработки рабочей гипотезы, предваряющей решение и его последствия.

Очень часто в качестве этапа процесса исследования используется разработка гипотезы, которая может быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее пониманию.

Гипотеза— это вероятностное знание, объяснение, понимание. Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. Но выбор гипотез тем не менее возможен в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения.

Гипотеза — это вариант объяснения при недостаточной информации. Существуют требования, по которым она выбирается или конструируется.

1. Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения — причины, факторы, зависимости и пр.

2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать абсолютного соответствия.

3. Гипотеза предназначена для объяснения всех фактов, характеризующих проблему.

4. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т. е. следствиям, которые из нее выводятся, должны соответствовать определенные практические эффекты.

5. Гипотеза должна строиться по принципу максимально возможной простоты.

6. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой. Ее собственные внутренние элементы должны представлять систему строго согласованных элементов на едином логическом основании.

Предвидение — метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем.

Основными формами предсказаний в управлении являются прогнозирование, программирование, проектирование планов.

Прогноз, программа, план имеют единую основу – это форма предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего.

Прогноз — это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего.

Основными элементами научного исследования являются:

-   обнаружение проблемы;

-   формулировка целей и декомпозиция их на задачи;

-   постановка задач;

-   предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

-формулировка исходных гипотез;

-теоретический анализ гипотез;

-планирование и организацию наблюдений, эксперимента и измерений, имитацию условий;

-   проведение наблюдений и экспериментов;

-анализ и обобщение полученных результатов;

-   проверка (в том числе статистическая) исходных гипотезна основе полученных в экспериментах результатов;

-при необходимости, уточнение выдвинутых ранее гипотез;

-прогнозирование новых результатов;

- разработка возможных направлений дальнейших научных исследований.

Концепцией исследования системы управления условимся называть совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования.

Концепции разрабатывают для исследования плохо структурированных проблем. Концепция содержит набор гипотез и этапы их исследования. Концепция исследования находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследований. Может разрабатываться либо в результате дополнительного исследования, либо по аналогии с уже имевшими место исследованиями наблюдавшихся ранее и практически решенных проблем.

Сценарий исследования - это логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижение целей исследования. Разрабатывается на основании концепции.

Алгоритм исследования- это определенная, жесткая последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для хорошо структурированных проблем, прежде всего в контрольных исследованиях.

Алгоритмы исследований разрабатывают на базе сценария, методики либо по аналогии.

Приемом исследования систем управления условимся называть реальное действие, измерение параметра или фактора, одну или несколько логических или математических операций, направленных на получение промежуточного, локального результата. Например, приемом будем называть дозированное внешнее возмущающее воздействие на объект исследования, или выбор конкретной шкалы измерения и др.

Процедурой исследования условимся называть некоторую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования. Например, можно считать процедурой сбор информации.

Методика исследования - это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основании концепции.

Средства исследований - это материальные, искусственно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований имитировать внешние воздействия (факторы), генерировать тесты, проводить измерения, передавать информацию, проводить обработку, отображение информации, обеспечивать безопасность эксперимента и др.

Из состава средств исследований при разработке проекта исследования могут выделять средства измерений, средства передачи информации и команд, вычислительные средства обработки информации и др.

Проектом исследований назовем конкретный образец будущего исследования, который в системном единстве объединяет проект опытного образца или объекта исследований, план исследований, методику исследования, средства исследования, описывает ожидаемые затраты, результаты и возможные их использования в народном хозяйстве.

Наличие проекта исследований свидетельствует о степени подготовленности исследователей к решению поставленной перед ними задачи исследования и может быть основанием для расходования средств, получения налоговых льгот и др.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...