Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 6. Второй этап эволюции классической политической экономии. Учение Адама Смита




 

Из этой темы вы узнаете:

• что даже великий российский поэт А.Пушкин «читал Адама Сми­та» и благодаря ему «умел судить о том, как государство богатеет»;

• какое «бесконечное число глупостей» может быть вызвано государ­ственным «руководством» экономической деятельностью (П.Самуэльсон);

• почему «центральным мотивом и душой» смитовского «Богатства народов» является действие «невидимой руки» (М.Блауг);

• о «ходе мыслей Адама Смита», позволяющих обнаружить в них «экономические истины по существу только статического харак­тера» (Й.Шумпетер);

• в чем состоит двойственность позиции А.Смита в выдвинутой им теории стоимости;

• актуальна ли ныне смитовская теория производительного и непро­изводительного труда.

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формиро­вание экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого- экономиста конца XVIII в. Даже пушкинский Евгений Онегин «читал Адама Смита» и благодаря ему «умел судить о том, как государство богатеет». Его и в наши дни считают тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки... причем весь этот труд проникнут высокой идеей «очевидной и простой системы естественной свободы», к которой, как казалось Адаму Смиту, идет весь мир»1.

Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье таможенного чиновника. С детства проявив способности к учебе, в 14 лет поступил в Глазговский университет, который за­кончил спустя три года, в 1740 г. В числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфор­дском университете, где учился вплоть до 1746 г. Уровень препо­давания здесь не устраивал его, в том числе по той причине, что большинство профессоров даже не читали своих лекций. Из Окс­форда А.Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться само­образованием и чтением публичных лекций по английской лите­ратуре и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекци­ям, он придерживался принципов экономического либерализм особенно принципа свободы торговли. В 1751 г. А.Смит был назначен профессором логики в Глазговском университете, a того же года перешел на кафедру моральной философии, на ко­торой преподавал до 1764 г. Крупная научная работа «Теория мо­ральных чувств», изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А.Смита все бо­лее смещается к экономической науке, что было связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе по­литической экономии, а отчасти — дружбой с философом и эко­номистом Давидом Юмом.

В 1764 г. в жизни А.Смита произошло, можно сказать, перелом­ное событие: он оставил кафедру (как окажется навсегда) и при­нял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля — гер­цога Баклю. Материальный интерес от этого путешествия имел для А.Смита не последнее значение: поездка гарантировала ему 800 фунтов стерлингов ежемесячно до конца жизни, что было явно больше его профессорского гонорара. Путешествие длилось с 1764 по 1766 г., т.е. более двух лет, из которых полтора года он провел в Тулузе, два месяца в Женеве, где ему довелось встретиться с Воль­тером, и девять месяцев в Париже. Тесное знакомство за время по­ездки с французскими философами д'Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф.Кенэ и А.Тюрго, отразилось впоследствии в его главном труде «Исследо­вание о природе и причинах богатства народов», к которому он приступил еще в Тулузе.

По возвращении в Шотландию А.Смит решает поселиться у своей матери, где с 1767 г. уединяется для завершения работы над «Богатством народов». Книга вышла в свет в 1776 г. и упрочила и без того широкую известность ее автора. Она четырежды переиз­давалась при жизни А.Смита и еще три раза со дня его смерти (1790) и до конца века.

Влияние А.Смита на своих современников было настолько ве­лико, что даже английский премьер-министр У.Питт-младший все­гда объявлял себя его учеником. Они неоднократно встречались и обсуждали вместе ряд финансовых проектов. Одним из результа­тов этих контактов с ученым явилось подписание У.Питтом в 1786 г. первого либерального торгового договора с Францией — догово­ра Эдена, который существенно изменил таможенные тарифы. Результатом влияния творческого наследия автора «Богатства народов» можно также признать то, что один из его учеников — Стюарт — в 1801 г. стал читать в Эдинбургском университете самостоятельный курс политической экономии, который прежде конкур в состав дисциплин курса нравственной философии.

В январе 1778 г. А.Смит был назначен комиссаром таможни в Эдинбурге, оставаясь в этой должности до своей кончины в 1790 г.

Из особенностей характера А.Смита известно, что ему были присущи подчеркнуто деликатное поведение и одновременно ле­гендарная рассеянность.

 

Предмет и метод изучения

 

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в качестве предмета изучения политической экономии А.Смит назвал проблему экономического развития общества и повышения его благосостояния. Как заметил в этой связи Н.Кон­дратьев, «весь классический труд Смита о богатстве народов на­писан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал»2.

Судя по разъяснениям в самом начале «Богатства народов», А.Смит, отрицая денежную суть экономического роста и повыше­ния благосостояния, настаивает на том, что «годичный труд каж­дого народа» превращается в богатство прежде всего в виде мате­риальных (физических) ресурсов. А последние, на его взгляд, со­здаются исключительно в сфере производства, роль которой в хозяйственной жизни он заведомо считал приоритетной.

Однако относительно вопроса о том, в каких материальных от­раслях экономики богатство растет быстрее, соображения А.Сми­та оказались небесспорными. Так, во второй книге своего пятикни­жия он пишет, что «капитал, вкладываемый в земледелие... добав­ляет... гораздо большую стоимость... к действительному богатству и доходу...»3. При этом А.Смит полагал, что с развитием эконо­мики цены на промышленные товары имеют тенденцию снижать­ся, а на сельскохозяйственные продукты — подниматься, поэто­му, по его мысли, «в странах, где сельское хозяйство представля­ет собою самое выгодное из всех приложений капитала... капита­лы отдельных лиц будут, естественно, прилагаться самым выгод­ным для всего общества образом»4. Он также убежден в том, что «все, что благоприятствует или вредит интересам» землевладель­цев, «неизбежно благоприятствует или вредит интересам обще­ства»5.

Центральное место в методологии исследования А.Смита зани­мает концепция экономического либерализма, в основу которой, как uj физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночные экономических отношений. В то же время в отличие, скажем Ф.Кенэ, в понимании А.Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Бо­гатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «эко­номический человек» и «невидимая рука».

Сущность «экономического человека»6 достаточно рельефно показана уже во второй главе книги I «Богатства народов», где особо впечатляет положение о том, что разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А.Смит характеризует «экономического человека» словами: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их (своих ближних. — Я.Я.) эгоизму и су­меет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты по­лучишь то, что тебе нужно — таков смысл всякого подобного пред­ложения... Не от благожелательности мясника, пивовара или бу­лочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов»7.

Без особых комментариев А.Смит преподносит читателю и по­ложение о «невидимой руке». Он говорит о ней как бы между про­чим, обращая внимание читателя на то, что «каждый отдельный человек... имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения...» и что «преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это»8.

Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обще­ством, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономи­ки, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искус­ственной преградой «естественному» рыночному механизму. Кон­кретно за государством А.Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление из­держек на общественные работы, на обеспечение военной безо­пасности и на отправление правосудия.

Непременным условием для того, чтобы экономические зако­ны действовали, является, по убеждению А.Смита, свободная конкуренция9. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее ве­роятен монополизм, ибо, на его взгляд, «монополисты, поддер­живая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы...»10.

В защиту идей свободной конкуренции в десятой главе книги А.Смит осуждает исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что они (законы) ограничивают рынок труда, мобиль­ность рабочей силы и масштабы конкурентной борьбы. Он также убежден, что, как только представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, их разговор редко не за­канчивается «...заговором против публики или каким-либо согла­шением о повышении цен»11. Но что касается структуры самой торговли, то и здесь автор «Богатства народов» делает свои акцен­ты противоположными принципам меркантилизма, ставя на пер­вое место внутреннюю, на второе — внешнюю, на третье — тран­зитную торговлю.

Наконец, в связи с особенностями смитовской методологии необходимо обратить внимание на одно из замечаний Й.Шумпетера, который писал: «Если мы проанализируем ход мыслей Ада­ма Смита, то обнаружим в них экономические истины по суще­ству только статического характера»12.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...