Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государство и право во Франции между мировыми войнами. Падение Третьей республики




Развитие государственного строя в период между двумя мировыми войнами .Основы государственного строя Франции после Первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента, установление полного контроля парламента над исполнительной властью. В условиях высокой политической поляризации общества, многофракционности в парламенте происходили частые политические кризисы и отставки правительства. В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется структура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов как на основе делегирования полномочий парламентом, так и на основе собственных прерогатив. В 30-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельностьпрофашистских организаций: “Огненные кресты”, “Аксьон франсэз” и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угроза фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием “Народный фронт”, куда вошли партии коммунистов, социалистов, радикалов всего более 40 организаций. В 1936 г. Народный фронт получил большинство голосов на выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неделя, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования правых организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу.

 Крах Третьей республики во Франции.Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации германскими войсками большей части ее территории и краху политической системы Третьей республики. В неоккупированной зоне установилась власть профашистского правительства маршала Петэна, названное по месту его резиденции “правительством Виши”. В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована.

В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло движение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля(1890 – 1970 гг.) был образован комитет “Свободная Франция” для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как “глава всех свободных французов”. Летом 1943 г. был создан единый “Французский комитет национального освобождения”, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу этого же года Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. После разгрома фашистского рейха силами антигитлеровской коалиции Временным правительством Франции (август 1945 г.) были утверждены положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было завершено составление проекта конституции. Предполагалось создание однопалатного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности.В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на референдуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политической режим Четвертой республики.

 

Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958.

В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные “Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.” Кроме того, провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение работы вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но в рамках законов, которые их регламентируют; право на заключение коллективных договоров. Декларировалась: социальная помощь детям, матерям, “престарелым труженникам”, инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн, “... не употреблять силы против свободы какого-либо народа”. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета pecпублики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Высшим представителем государственной власти конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародовал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось окончательным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декреты, но каждый из актов Президента должен был скрепляться подписями председателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.Таким образом, по конституции 1946 г.: 1) сохранен двухпалатный парламент, что в немалой степени было вызвано объективной необходимостью (наличие двух палат придает стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двухкратному обсуждению в независимых друг от друга палатах должен быть более совершенным); существенно ограничены права второй палаты; 2) право принимать законы было предоставлено только Национальному собранию, запрещалось его делегирование; 3) не предусматривалась сильная и независимая от парламента президентская власть;4) исполнительная власть (правительство) зависело от Национального собрания.В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти.

 

 

Право современной Франции.

В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...