Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратклайд: устойчивые изменения в университете, в которомучат практическим вещам




Университет Стратклайд в Глазго (Шотландия) в середине 1990-х годов определял себя как «место, в котором учат тому, что действительно пригодится в жизни». Он был открыт в 1796 году как небольшое ремесленное училище - простое место для простого народа, в отличие от уже существовав­шего древнего Университета Глазго, в котором профессора и студенты носили мантии. Когда Георг V отметил, что инжене­ры, обучавшиеся в Стратклайде, создавали материальную ин­фраструктуру его империи в Индии, медленно развивавшийся технический колледж в 1912 году превратился в Королевский колледж. Университетский статус, этот расположенный на скло­не холма и окруженный промышленным городом учебный центр, получил в 1960-х годах. И наконец, в 1980-х — начале 1990-х годов Стратклайд выбрал путь предпри­нимательской трансформации. И все это время — время «полезного обучения» — испол­нял роль институциональной идеи, которая связывала прошлое с настоящим и проецировалась на будущее.

Понятие «полезного обучения» не только верно характеризо­вало то, чем являлся институт, но, пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, оно также стало краткой формулировкой орга­низационной саги. Понятие «мы» прошло трудный путь, пред­ставляя технический колледж и университет в национальной системе, помешанной на Оксфорде и Кембридже. Однако бла­годаря своей целеустремленности и непрерывной борьбе, «мы» преодолели все препятствия на нашем пути и стали на редкость значимым шотландским институтом. Идея «полезного обуче­ния» в 1990-х годах стала идеологической основой для широко­го спектра предпринимательских видов деятельности. Послед­ние включали расширенную инфраструктуру для проведения дополнительных работ в области исследований и развития, значительные инвестиции в развитие ис­следований и расширение самоокупаемой высшей школы ме­неджмента. «Полезное обучение» также отвечало требованиям британского правительства и промышленности, которые состояли в том, что университеты должны активно содействовать региональному и национальному экономическому развитию, причем чем бы­стрее, тем лучше. Стратклайд мог отметить, что он этим уже за­нимается в области образовательной и исследовательской дея­тельности, так как располагает подходящей инфраструктурой и обладает соответствующим отношением к делу. В 1999 году, когда к власти пришел новый шотландский парламент, Страт­клайд напомнил всем партиями, что на протяжении многих лет своей работы «он ориентировался, в первую очередь, на содействие созданию процветающей и преуспевающей Шот­ландии». Теперь «новое конституционное окружение придало свежий импульс исторической традиции Стратклайда "учить практическим вещам"». Это «поможет максимизировать по­тенциал университета в экономическом развитии Шотландии в будущем».

Но создать к концу XX века подходящий проактивный стиль оказалось непросто. Особенно трудно далось усиление управляющего ядра, которое было начато около 1982 года и от­няло большую часть из пяти лет. Однако в итоге посредством бесконечных проб и ошибок была создана важнейшая часть предпринимательскогоСтратклайда — формальная структу­ра, известная как Группа по управлению университетом (ГУУ). Начиная с 1987 года ГУУ представляла собой относительно четкую модель центральной структуры, организованной так, чтобы быстро реагировать на основные университетские проблемы и, что особенно важно, принимать стратегические решения, определяющие жизнеспособность университета в долгосрочной перспективе. Организаторы парижской конфе­ренции 2000 года со стороны ОЭСР имели веские причины для того, чтобы пригласить главу Стратклайда и рассказать об усилен­ном направляющем ядре.

Сэр Джон Арбетнотт с первых же слов приступил к рассказу об ГУУ. Его доклад требует внимательного чтения, так как понима­ние организационных изменений в университетах действитель­но основывается на знании деталей, особенно если учитывать неизменно заостренное внимание в университете к вопросу о том, кто управляет: «"Усиленное направляющее ядро" пред­ставлено главным образом, работой Группы по управлению уни­верситетом, через которую могут быть быстро проведены все основные решения. Как и у большинства крупных британских университетов, в Стратклайде есть ученый совет, отвечающий за все академические вопросы, и орган исполнительной власти, или управляющий совет, осуществляющий управление универ­ситетскими ресурсами. Группа по управлению университетом, созданная в 1987 году, является ключевой управленческой ор­ганизацией, которая определяет основную политику и коорди­нирует операционный менеджмент университета от имени рек­тората и сената». Состав Группы по управлению университетом прост: «возглавляется вице-канцлером и состоит из десяти чле­нов: собственно вице-канцлер, затем первый проректор, второй проректор, заместитель вице-канцлера, университетский се­кретарь и пять факультетских деканов. Другие важные члены университета, включая представителей общественного совета и студенческой ассоциации, также при­сутствуют на встречах группы, которая собирается раз в две недели и работает по плотной, полностью подготовленной соб­ственным секретариатом повестке. Решения, принимаемые ГУУ, доводятся до всех членов ученого и управляющего совета».

Затем сэр Джон рассказал, что было предпринято ГУУ для интеграции университета, который до этого был крайне децен­трализованным: она утвердила приоритет общих интересов над частными и позволила тем, кто реализует политику, участво­вать в их формировании. «Важным аспектом функционирования Стратклайда является система деволюционного управле­ния финансами, посредством которой ресурсы распределяются по всем факультетам, центральной администрации и библиоте­ке... С этого момента линейные руководители в этих структурах, то есть декан каждого факультета, университетский секретарь и т.д., несут полную ответственность за распределение внутри своих управленческих областей. Все держатели бюджета явля­ются членами ГУУ, так чтобы соглашение по важнейшим поли­тическим решениям могло быть достигнуто непосредственно теми, кто отвечает за их внедрение. Поэтому ГУУ сталкивается с проблемой определения общей институциональной стратегии и политики, а также проблемой согласования общих институцио­нальных интересов с интересами каждой из ключевых струк­тур, представленных в группе. При том, что каждый держатель бюджета может защищать свою область, они обязаны работать в направлении развития корпоративного взгляда университета как целого».

Этот институционализированный ключевой элемент универ­ситетского механизма, отличающийся высокой степенью про­зрачности, весьма хорошо работал на всем протяжении 1990-х: «Все в университете согласны с тем, что этот modusoperandi в управлении университетом прекрасно работал в Стратклайде на протяжении многих лет. Частота встреч и подготовка высо­кокачественной документации с анализом опций позволяет бы­стро принимать ключевые стратегические решения и основные решения касательно мобилизации ресурсов в открытой и про­зрачной манере. Отчеты о дискуссиях и решениях ГУУ распро­страняются по всему университету».

Особенно важно то, что механизм, внедренный в универси­тетскую предпринимательскую эволюцию, имеет и коллегиаль­ные, и характерные для бизнеса черты: «Стратклайдская ГУУ включает как избираемых, так и назначаемых руководителей. Деканы факультетов, так же как первый и второй проректоры, избираются академическим сообществом. Они работают сов­местно с назначаемыми представителями исполнительной вла­сти (такими как вице-канцлер и университетский секретарь), а также с ведущими членами управляющего совета и избираемым студенческим представителем».

Университетская структура управления должна быть ком­промиссной, особенно в центральных частях: «Состав и деятельность ГУУ является, по сути, действующим компромиссом между традиционным коллегиальным университетским управ­лением и характерной для бизнеса моделью исполнительного руководства. При традиционном способе университетского управления, который использовался в Стратклайде до 1987 года, существовало множество различных комитетов, а принятие каждого решения сопровождалось бесконечными консульта­циями, которые должны были вестись до достижения консенсу­са. Кроме того, в этом случае отсутствовало ясное определение направления развития университета в целом. Однако это вовсе не означает, что необходима чистая бизнес-модель иерархиче­ского исполнительского менеджмента. Не факт, что она вообще сможет прижиться в университете, где существует императив сохранения академической автономии и свободы и где в роли движущей силы развития и новых идей должно выступать ака­демическое сообщество...

Такой компромисс помог университету адаптироваться в условиях финансовых ограничений. Благодаря ему Стратклайд научился не только отвечать на внешние требования, но и про­являть проактивность при развитии. Группа по управлению университетом осуществляет и направляет развитие уни­верситета, но избегает иерархического руководства».

Центральный элемент университетского усиленного направ­ляющего ядра никуда не исчез и в 2000 - х, несмотря на то что университет вырос до значительных размеров. Теперь в нем 3500 сотрудников работали с 26 000 студентов, проходившими обуче­ние по основным программам, и 36 000 — по дополнительным. Механизм ГУУ прекрасно работает и минимизирует разногла­сия между преподавателями и администрацией, характерные для университетов во всем мире. Избираемые представители преподавателей находятся в центре происходящего. Благодаря ГУУ растет число людей, заботящихся в целом об университете и ответственных за его развитие, подобно тому как интересы всего государства берут верх над интересами отдельных регио­нов, ГУУ развивает общеуниверситетскую идентичность «един­ства в многообразии», потому что это способствует созданию и укреплению общих интересов. Неудивительно, что в 2000-х, как и в первой половине 1990-х, университет по-прежнему гор­дился своей уникальной управленческой группой. Она стала механизмом, который делал изменения возможными и одно­временно реализовывал их.

Однако стратклайдская центральная управленческая группа за все годы своего существования так и не смог­ла окончательно разрешить застарелую университетскую про­блему трений между централизованным управлением и деволюцией. На конференции Арбетнотт отметил, что стремление развивать университет в целом несколько ограничивалось тем простым фактом, что «избираемые члены ГУУ по истечении своих полномочий должны были вернуться к своей академиче­ской деятельности». Работая в центре, они должны постоянно помнить о том, что через какое-то время снова вернутся в ряды коллег. Таким образом, ограничения выборности очевидны. По мнению вице-канцлера, имеющаяся в университете структура деволюции управления приводила к тому, «что ресурсы, доступ­ные ГУУ для общего стратегического развития, были ограниче­ны». Центральная управленческая группа оказалась в затрудни­тельном положении: государственная доля в университетском доходе (в которой можно было бы отыскать некоторые дискре­ционные средства) постепенно уменьшалась, а пять внутренних факультетов и их многочисленные отделения постоянно тре­бовали, чтобы заработанные ими деньги полностью им и при­надлежали. Любое оттягивание ресурсов в центр было крайне затруднительно. Сильные богатые факультеты и отделения не склонны субсидировать более слабые, мало зарабатывающие подразделения и общеуниверситетские инициативы.

Присутствие избираемых деканов и других преподавателей в центральном управленческом органе, скорее всего, сохранится, поскольку «привлече­ние к управлению преподавателей стало важным шагом, позво­лившим избежать того, что преподаватели называли жестким управленческим подходом, требующим беспрекословного ис­полнения спускаемых сверху решений». В то же время сосредо­точение полномочий в руках деканов и их факультетов, которое способствует развитию инициативы в многочисленных «бизнесах» сложного университета, постепенно ослабляет центр. Так, даже очень успешнойстратклайдской ГУУ может понадобиться «восстановление» баланса. С приходом в 2000 году нового вице-канцлера (Эндрю Хэмнет) в стратегическом плане разви­тия университета на 2001-2005 годы на первом месте в списке институциональных слабых мест неожиданно оказалось «огра­ниченное централизованное управление». Кроме того, в пла­не отмечалось, что «деволюционная факультетская структура функционирует хорошо и приносит реальную пользу, но быва­ют моменты, когда требуется более сильное централизованное управление». Какое же в связи с этим было принято решение?Добавить к надежно закрепившейся ГУУ новую Группу страте­гического управления, которая фокусировалась бы непосред­ственно на оценке конкурирующих приоритетов. Новая группа «создана, чтобы помочь ГУУ, ученому и управляющему советам определять стратегические приоритеты. Группа будет созывать­ся вице-канцлером и включать первого и второго проректоров и университетского секретаря», то есть всего четыре человека, без деканов факультетов. Балансировка продолжается: теперь еще более централизованный исполнительный элемент инфра­структуры влияет на саму ГУУ.

Как вскоре наглядно продемонстрируют два примера, пред­принимательские действия расшатывают старые компромис­сы, на протяжении длительного времени вырабатывавшиеся во властной структуре между верхом, серединой и низом, и в особенности между центром (представляемым ректором или вице-канцлером) и операционными подразделениями (пред­ставляемыми деканами, главами отделений и директорами исследовательских центров). В процессе трансформации воз­никают новые академические структуры и административные службы, а следовательно, должны быть найдены новые адап­тивные сдержки и противовесы. В этом процессе совершен­ство недостижимо — стремясь к идеальному состоянию, очень легко промахнуться. И там, где есть много действующих лиц, идеальная структура управления во многом определяется их положением. Колебания вперед-назад происходят не только в результате преследования собственных интересов, но и вслед­ствие ответственного стремления работать эффективно. Зада­ча глав отделений в конце концов заключается в максимизации эффективности их собственных подразделений. Следовательно, проблема баланса на вертикали власти никогда не может быть полностью решена. Над ней надо просто работать десятилетиями. Стратклайд в 2000-х все еще был в плюсе, в отличие от более инертных традиционных университетов, почти совсем не способных изменяться. Он хо­тел и был способен искать новые пути совмещения сильного централизованного руководства и инициативы снизу.

Направленность на практическое обучение и усиленное направляющее ядро тесным образом взаимодействовали с изменениями в основных депар­таментах на университетской периферии развития. Привержен­ность полезному обучению, ориентированному на практику (и соответственно проведению «общественно значимых иссле­дований»), в значительной степени подвигла департаменты на действия, переходящие традиционные университетские гра­ницы. В ответ на это новые периферийные виды деятельности с достаточной легкостью стали приобретать статус основных. Таким образом, границы центра и периферии оказались размы­тыми.

Три начинания, стартовавшие в первые годы нового тысяче­летия, ярко продемонстрировали сочетание центра и перифе­рии, столь необходимое университетам, поскольку оно способ­ствует уменьшению конфликта между новыми тенденциями и старыми отделениями.

ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ К середине 1990-х годов Стратклайд развил более 20 междис­циплинарных исследовательских институтов — ориентирован­ных вовне структур, которые учитывали «рыночную компонен­ту» при планировании своей исследовательской деятельности. Мы можем рассматривать эти институты как попытку вырабо­тать требования к устойчивому состоянию подобных ориенти­рованных на рынок групп. Особенно успешным в этом отноше­нии оказался Стратклайдский институт фармацевтики (СИФ), с 1988 года работавший на базе факультета естественных наук. Сотрудничая с поставщиками из развивающихся стран, инсти­тут успешно разрабатывал востребованные фармацевтические продукты на основе натурального растительного сырья, аккуму­лированного в «библиотеке растений», и производил химически синтезированные соединения. При этом он тесно взаимодей­ствовал с университетским отделом научно-исследовательских и консультационных услуг, профессиональной административ­ной службой, которая знала все о том, как заключать «торговые соглашения» с фармацевтическими и биотехническими фирма­ми, скажем, в Японии или США. Это «долгосрочное направле­ние развития исследований высоко ценилось руководящими фигурами в университете».

К 1998 году университет был готов заявить, что «эксперимен­тальные фармацевтические разработки, представляющие более эффективные способы производства лекарств для лечения раз­личных заболеваний, составляют в Стратклайде важное направ­ление коммерческой деятельности». Существенным дополнени­ем к СИФ стал более крупный Институт биомедицинских наук, открытый в давно планировавшемся новом здании, в котором разместились три отделения точных к естественных наук и око­ло «200 активных и высококвалифицированных исследователей, что для британских университетов было редкостью. Строи­тельство здания стоимостью в 14 миллионов фунтов стерлин­гов было осуществлено без привлечения средств прямого государ­ственного финансирования. Университет "вложил средства от продажи некоторых успешных фармацев­тических патентов, главным образом на атракуриум (лекарственный препарат, распродал существующую собственность и сделал коммерческие займы"». Кроме того, «благодаря своей высокой репутации и профессио­нальной экспертизе университет смог получить значительные суммы со стороны партнеров в фармацевтической промышлен­ности и благотворительных фондов». Один из дружественных фондов поддержал эту инициативу уже в 1992 году, «позволив ГУУ начать действовать».

«Успешные открытия с коммерческим потенциалом», став­шие результатом этого второго крупного вложения, будут «представлены фармацевтической промышленности» при помощи отработанных правил первого института, уже имевшего опыт в таких сложных рисковых делах. Определение «фарма­цевтических исследований» к 2000 году было расширено до «здравоохранения, изобретения фармацевтических препара­тов и создания лекарств — видов деятельности, которые всег­да были в числе первых, приносящих университету успех». Сосредоточившись на прикладных исследованиях, актуаль­ных в начале XXI века, Стратклайд даже намеренно старался афишировать свою «коммерциализиацию». И уж во всяком случае, он не разделял расхожее среди представителей акаде­мической среды мнение о том, что коммерция может принести университетам одни проблемы.

ОСНОВАННЫЕ УНИВЕРСИТЕТОМ КОМПАНИИ

Второй важный шаг заключался в создании устойчивой инфра­структуры, ориентированной на изменения. В поиске надежных путей трансфера технологий от университета к промышленности был создан ряд компаний, «которые основывались на резуль­татах исследовательской деятельности в Стратклайде» и пред­ставляли интересы различных отделений. В качестве примеров можно привести DiagnosticMonitoringSystemsLtd (DMS), «соз­данную для коммерциализации исследовательских результатов Центра инженерии электроэнергии», MicrolaseOpticalSystemsLtd, основанную на работе отделений теоретической и приклад­ной физики, IntegratedEnvironmentalSolutionsLtd, функциони­рующую на базе отделения архитектуры и строительства. Кроме того, существовали новые компании, созданные на основе фар­мацевтических исследований. Имея свои собственные компа­нии, департаменты должны были ориентироваться на развитие и воспринимать внешние проблемы как с дисциплинарных, так и с трансдисциплинарных позиций. DMS, например, занималась развитием «мониторингового оборудования для электрических подстанций, помогающего предотвратить случайные отключе­ния сетей высокого напряжения, которые обходятся электрической промышленности в миллионы фунтов стерлингов в год», на экспорт в Европу, Северную и Южную Америку и на Восток.

Прочитайте материал о методе экспертных оценок и выполните задание, предложенное после данного материала.

Экспертиза конкретного проекта группой экспертов осуществляется по заранее выработанным критериям. Прежде чем приступить к экспертизе необходимо решить концептуальные и технологические проблемы.

К концептуальным относятся:

- выбор шкалы измерения (Измерение – это применение набора правил, по которым определенным характеристикам объекта ставятся в соответствие числа или символы. Введение показателей сравнения позволяет установить отношения между объектами, например – лучше-хуже, больше-меньше,т.п.),

- обоснование весов критериев (для оценки весов критериев можно также воспользоваться методом экспертных оценок, но можно применить и метод качественного упорядочивания критериев по важности),

- методы оценки согласованности мнений экспертов и формирование итогового мнения.

К технологическим:

- обоснование числа экспертов в группе(также необходима рабочая группа для организации мероприятий по отбору экспертов, их опросу, обработке полученной информации),

- обоснованиенабора критериев (не всегда удается обосновать набор критериев, необходимых и достаточных для принятия решения.При формировании набора критериев можно использовать следующие подходы: попросить каждого эксперта дать свое подмножество критериев, а затем объединить все предлагаемые подмножества в одно множество; если существует ограничение по числу критериев, то нужно упорядочить критерии по частоте упоминания; выбрать пересечение подмножеств критериев, предложенных экспертами),

- обоснование числа анализируемы одновременно альтернатив (Число одновременно оцениваемых альтернатив не должно превышать девяти).

В процессе применения метода экспертных оценок могут возникнуть некоторые проблемы, пример решения которых приведен в Таблице 5.

Таблица 7. Проблемы, возникающие при использовании методов экспертной оценки и варианты их решения

Алгоритм процедуры экспертизы:

- Эксперт получает материалы для анализа.

- Изучив представленный материал, а также руководствуясь собственным опытом и знаниями в области экспертируемой тематики, эксперт разрабатывает экспертное заключение (по каждому проекту, заявке, т.п.). Оно готовится с использованием специальной экспертной анкеты, путем проведения по установленным критериям количественной (бальной) и качественной оценки (выбором одного из предложенных вариантов уровней оценки), с соответствующим обоснованием оценок в письменном виде.

- Подготовка обобщенного заключения. После завершения оценки всех проектов формируется обобщенное заключение, содержащее таблицу с ранжированными, по суммарному количеству выставленных баллов, проектов. В данном заключении экспертом дается краткий сравнительный анализ рассмотренных проектов с указанием причин отданного предпочтения в отношении рекомендуемого победителя конкурса. Заключение направляется куратору экспертизы (в рабочую группу). На основании обобщенных заключений куратор экспертизы (рабочая группа) готовит общее заключение.

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)[7] и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)[8]. В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 — проект заслуживает безусловной поддержки;

4 — проект заслуживает поддержки;

3 — проект может быть поддержан;

2 — проект не заслуживает поддержки;

1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

Задание:В соответствии с данной шкалой вам предлагается экспертный лист по оценке инновационных образовательных проектов (см. Приложение 1).

A. Обсудите его в группе и договоритесь, будете ли вы использовать его в данном виде или он нуждается в некоторой переработке. О своем решении сообщите другим группам экспертов и обсудите с ними количество критериев, которые вы будете использовать для оценки инновационных проектных предложений на получение статуса ФИП (можете использовать критерии, предложенные в экспертном листе).

B. Проведите процедуру экспертизы каждого проектного предложения и определите уровень его зрелости (см. Профиль зрелости проекта – Приложение 1).

C. На основе профиля зрелости лучшего проектного предложения составьте обобщенное экспертное заключение (мнение о лучшем проектном предложении у разных групп экспертов может не совпасть). В экспертном заключении (итоговой оценке) необходимо обобщить результаты анализа проекта:

- Особенности проекта (НИР, программа развития, программа эксперимента и т.д.)

- Потенциал проекта

- Профиль зрелости проекта с комментариями

- Обобщенная оценка

- Преимущества, слабые стороны и риски проекта.

D. Представьте экспертное заключение в письменном виде.

Приложение I. Экспертный лист «Критерии оценки инновационных образовательных проектов»

Критерии Показатели Балл
  Характеристика инновационной направленности проекта Соответствует приоритетам государственной образовательной политики РФ, развивается в логике мировых образовательных процессов  
Соответствует приоритетам государственной образовательной политики РФ      
Соответствует миссии образовательного учреждения      
Проект носит инициативный характер      
Проект не содержит инновационного потенциала      
  Научный уровень проекта Высокая научная значимость, принципиальная новизна, мировой уровень ведущихся и планируемых научных исследований  
Основные научные результаты получены ранее, но не утратили актуальности. Ведутся прикладные исследования на мировом уровне      
Научные результаты имеют российский приоритет, прикладные исследования представляют интерес в России      
Научный задел пока актуален для данного проекта      
Собственного задела нет      
  Технологический уровень (реализуемость и воспроизводимость) Имеются принципиальная новизна и оригинальность предлагаемых решений, наличие детального плана внедрения проекта, его операциональность, воспроизводимость в массовой практике  
Новизна предлагаемых решений носит субъективный характер. Наличие плана внедрения проекта и собственных условий для его реализации      
Недостаточная операциональность плана внедрения проекта, необходимость наличия особых условий для его реализации      
Проект реализуем в конкретном ОУ      
План внедрения проекта отсутствует      
  Эффективная инновационная инфраструктура, интегрированная в экономическое пространство региона Наличие эффективной инновационной инфраструктуры, наличие двух и более компонентов, взаимосвязанных между собой, диверсификация источников финансирования проекта, системная интеграция в экономическое пространство региона  
Наличие инновационной инфраструктуры, диверсификация источников финансирования проекта, отсутствие системной интеграции в экономическое пространство региона      
Наличие отдельных элементов инновационной инфраструктуры, использование традиционных источников финансирования, отсутствие механизмов интеграции в экономическое пространство региона      
Наличие отдельных элементов инновационной инфраструктуры, функционирующей только за счет внутренних ресурсов      
Отсутствие инновационной инфраструктуры      
  Система управления проектом Полнота всех функций управления проектом (наука, бизнес, производство). Наличие инновационной стабильной системы управления проектом, наличие организаций-партнеров, участвующих в управлении проектом.  
Наличие инновационной развивающейся системы управления проектом, наличие организаций-партнеров, участвующих в управлении проектом      
Наличие инновационной функционирующей системы управления проектом, ориентация на развитие проекта, наличие организаций-партнеров, не участвующих в управлении проектом      
Наличие традиционной функционирующей системы управления проектом, нет ориентации на развитие проекта      
Традиционная схема управления проектом, снижающая его инновационный потенциал      

 

Профиль зрелости проекта

Критерии уровни

         
  Характеристика инновационной направленности проекта          
  Научный уровень проекта          
  Технологический уровень (реализуемость и воспроизводимость)          
  Эффективная инновационная инфраструктура, интегрированная в экономическое пространство региона          
  Система управления проектом          

Примечание: В экспертном заключении (итоговой оценке) необходимо обобщить результаты анализа проекта:

- Особенности проекта (НИР, программа развития, программа эксперимента и т.д.)

- Потенциал проекта

- Профиль зрелости проекта с комментариями

- Обобщенная оценка

- Преимущества, слабые стороны и риски проекта.

Источники и литература:

1. Игнатьева Г.А., Слободчикова В.И. «Методология экспертизы инновационных образовательных проектов» - http://www.niro.nnov.ru/?id=353

2.Инноватика и экспертиза. Научные труды Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2011. – Вып. 2(7). – с. 58-66.

3. Писарева С. А. Качество современного диссертационного исследования по педагогике: методология оценки. – СПб.: Изд‐во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 300 с.

4. Подуфалов Н. Д., Ханнанов Н. К. Разработка подходов к анализу эффективности научных исследований в РАО (на примере мониторинга результатов исследований 2007–2008 гг.) // Проблемы современного образования. – 2011. – №2. – С. 78–98.

Практическое занятие № 6-7

Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в различных социально - образовательных сферах России и развитых странах. Оценка возможностей заимствования зарубежных инновационных идей

План занятия:

1. Характеристика инновационных процессов в образовании разных стран.

2. Общее и особенное в содержании инновационных процессов в России и за рубежом.

3. Возможности заимствования зарубежных инновационных идей в системе образования РФ.

4. Возможности заимствования отечественных инновационных идей в системах образования разных стран.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Воспользовавшись материалами предлагаемых для изучения статей, а также материалами других источников и Интернет, заполните сравнительно-сопоставительную таблицу, позволяющую оценить и сравнить содержание инновационных процессов в России и за рубежом. Выделите общее и особенное в этих процессах. Страны для рассмотрения можно выбрать по своему усмотрению.

Таблица 8. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах

Вызовы времени Россия Европа США
  Школьное образование Профессиональное образование Школьное образование Профессиональное образование Школьное образование Профессиональное образование
             
             
             
             

 

2. Какие еще инновации социально – образовательной сферы (помимо школьного и профессионального образования) вы могли бы назвать? В каком секторе социально – образовательной сферы наблюдается наибольшая интенсивность инновационных процессов? С чем это связано?

3. Выделите инновационные идеи зарубежной образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системе образования РФ и идеи российской образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системах образования за рубежом. Результаты представьте в виде таблицы.

Таблица 9. Идеи зарубежной и отечественной образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системе образования

Идея зарубежного опыта Инновационные проекты в российском образовании, позволяющие использовать данный опыт
Идея российского опыта Инновационные проекты в зарубежном образовании, позволяющие использовать данный опыт

 

4. Результаты исследования представьте в виде аналитической статьи с элементами экспертизы.

 

Источники и литература:

1. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии - http://a-v-l.ru/VO.pdf

2. Вестник Герценовского университета. - 2007 №01. Информационно-аналитический научно-образовательный журнал РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2007. - 80 с. Главный редактор В. А. Козырев.

3. Газман О., «Болезнь новизны» в образовании: по-русски и по-американски. «Продвинутые школы» потеряли свой приоритет. - http://www.ug.ru/old/01.28/t14.htm

4. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю. Новая организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики - http://www.logosbook.ru/VOS/06_2008/8_12.pdf

5. Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации - http://vio.uchim.info/Vio_29/cd_site/articles/art_1_5.htm

6. Тряпицына А.П. инновации в образовании - http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-pedagogicheskom-obrazovanii-kak-neobhodimoe-uslovie-realizatsii-prioritetnogo-natsionalnogo-proekta-obrazovanie

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...