Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема 1. Структура инновационной деятельности учителя




6. По 10-бальной шкале определите собственную готовность к инновационной педагогической деятельности. Развитие какого из структурных компонентов требует наибольшего внимания с вашего стороны?

Источники и литература:

1. Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

2. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

3. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007;

4. Дроботенко Ю.Б. Инновации – источник изменений в образовании // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2012. - №10.

5. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

6. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

9. Стратегический анализ: эффективные инструменты и техники. - http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf

 


Практическое занятие № 3

Психологические барьеры и психологическая защита

 

План занятия:

1. Понятие инновационного поведения, психологических барьеров и психологической защиты. Неудачи при реализации инноваций, обусловленные психологическими барьерами.

2. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.

3. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).

4. Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: психологический барьер инновационной деятельности; инновационное поведение, характеристика субъектов инновационной деятельности. Установите взаимосвязь между ними.

2. В социологии существуют различные мнения о природе человека: по одним - человек склонен к принятию нововведений, по другим - он консервативен, в большей степени ориентируется на существующее, чем на новое, непроверенное. При каком соотношении разных типов субъектов инновационной деятельности, организацию или коллектив можно назвать инновационным?

3. Заполните таблицу 5:

Таблица 5. Характеристика видов психологической защиты

Виды психологической защиты Характеристика видов психологической защиты Примеры вербальных конструкций
отрицание    
подавление    
рационализация    
проекция    
идентификация    
отчуждение    
замещение    

 

- Показателем какого барьера инновационной деятельности является каждый из видов психологической защиты? Какие барьеры, на ваш взгляд, наиболее типичны в инновационной деятельности учителя/ преподавателя? Приведите примеры барьеров, возникших в деятельности учителя/ преподавателя при реализации той или иной инновации (из собственного опыта, на материалах Интернет, т.п.)

4. Какие психологические барьеры возникают лично у вас? С чем это связано? К какой группе субъектов инновационной деятельности вы могли бы себя отнести? Смогли бы вы найти свое место в инновационно-ориентированном коллективе?

5. Подготовьте презентацию на тему «Позитивные и негативные инновации в образовании». Прокомментируйте случаи, когда психологические барьеры в принятии инноваций могли бы стать средством предотвращения негативных эффектов инноваций?

Источники и литература:

1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. [Электронный ресурс] - http://www.pedlib.ru/Books/6/0072/6_0072-81.shtml#book_page_top

2. Инновации: барьеры и факторы развития (статья). [Электронный ресурс] - http://www.opec.ru/1398790.html

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.[Электронный ресурс] http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/slasten.ssi

4. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

5. Молостова Н.Ю. Теоретико-методологические основания понятия «инновационное поведение» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010. [Электронный ресурс] -http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_5_132_136.pdf

6.Подымов Н.А., Подымова Л.С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) // Образование и общество. – 2002. - №4. - http://www.jeducation.ru/4_2002/podymows.htm

7. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

9. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы научная монография- М. 2010. [Электронный ресурс] http://psy.hse.ru/data/2010/05/20/1217328104 _7.pdf

 

Практическое занятие № 4-5










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...