Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место дисциплины в структуре образовательной программы




 

Дисциплина Б1.В.ОД.4.1 «История мировой и отечественной культуры» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части учебного плана основной образовательной программы. Она изучается во втором семестре первого курса и в первом и втором семестрах второго курса. При освоении дисциплины «История мировой и отечественной культуры» студенты могут использовать знания, полученные в ходе  изучения дисциплин «История русского и зарубежного искусства» и «История Древнего мира», «История повседневности», «Этнология и социальная антропология». Основной объем знаний, необходимых для успешного освоения дисциплины «История мировой и отечественной культуры», связан с пониманием основных черт, особенностей и этапов развития культуры и цивилизации в античности, средневековье, новое и новейшее время. В соответствии с УП, ФГОС ВО полученные знания в курсе «История мировой и отечественной культуры» будут использованы студентами при изучении следующих дисциплин: «История политических и правовых учений», «Новая и новейшая история», «Методика преподавания истории»,«Викторианская Англия второй половиныXIXвека», Дисциплина «История мировой и отечественной культуры» играет важную роль в образовательной программе, так как знания, полученные в ходе ее изучения, могут быть использованы при прохождении научно-исследовательской практики, педагогической практики,  и разработке выпускной квалификационной работы.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Формируемые компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине.

Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам

 ОК-1

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать основные направления, проблемы, теории и методы философии; содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития  
Уметь формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений  
Владеть навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, осознанной и взвешенной постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знать основные этапы, закономерности исторического развития общества основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития  
Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; использовать на практике общие исторические понятия; формировать и аргументировано отстаивать собственную гражданскую позицию; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных явлений  
Владеть представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников; приёмами аргументации, ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи

ПК-1

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории

Знать базовый материал основных учебных дисциплин: отечественной истории, всеобщая история, история мировой и отечественной культуры; основные исторические факты и процессы; теоретико-методологические проблемы исторических исследований, истории отечественного и зарубежного искусства.
Уметь применять эти базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.  
Владеть способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания по отечественной истории, всеобщей истории, теоретико-методологическим проблемам исторических исследований, истории мировой и отечественной культуры, истории отечественного и зарубежного искусства; способностью к критическому анализу, оценке и самостоятельному использованию базовых знаний.

 

 

Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости

 

 

Виды учебной работы

Всего, кол.

За II семестр, 1 курс, кол.

За I семестр, 2 курс кол.

За II семестр, 2 курс

часов занятий часов занятий часов занятий

 

 
1 2 3 4 5 6 7

8

9
1. Контактная работа 126 63 54 27 36 18

36

18
Лекции (Лк) 50 25 20 10 16 8

14

7
Практические занятия (ПЗ) 38 19 34 17 20 10

22

11
2. Самостоятельная работа (всего) в том числе 126 63 54 22 36 18

36

18
Реферат 40 20 20 10 10 5

10

5
Контрольная работа 46 28 20 6 10 5

16

8
Прочие виды самостоятельной работы 40 20 14 7 16 8 10

5

3. Промежуточная аттестация (форма)

Экзамен (36)

Экзамен (36)

Экзамен (36)

Общая трудоемкость дисциплины в часах:

         360

144

108

108

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах:

10

4

3

3

                   

 



Содержание дисциплины

 

Вид и № занятия Тема занятия Контактная работа, час. Самост. Работа, час. Всего, час.
1 2 3 4 5

I семестр

  Раздел 1.      
Лк. № 1 Тема Изучаемые вопросы: Вопросы для самостоятельного изучения:      
Лк. № 2 Тема Изучаемые вопросы: Вопросы для самостоятельного изучения:      
ПЗ. № 1 Тема Изучаемые вопросы: Вопросы для самостоятельного изучения:     4 6
ПЗ. № 2 Тема Изучаемые вопросы: Вопросы для самостоятельного изучения:     2 6
  Раздел 2.      
Лк. № 3 Тема Изучаемые вопросы: Вопросы для самостоятельного изучения:       4 4
ПЗ.№3        
ПЗ.№4        
Лк.№        
Лк№        
ПЗ№        
ПЗ№        
  Раздел 3.      
         
         
         
         

Промежуточная аттестацияЭкзамен (36)

 

     

 

     

Итого по семестру:

54 54 36

Раздел 4. Основные тенденции развития европейской средневековой культуры  в V-XVI вв.

     
     

Л№ Особенности раннеевропейской художественной

культуры

Изучаемые вопросы:

  1. Понятие «европейское средневековье». Проблемы периодизации.
  2.  Культурно-философские истоки новой европейской цивилизации.
  3. Роль христианства в рождении новой цивилизации

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Историко-культурные последствия падения Римской империи.

5. Эволюция представлений человека об окружающем мире

6. Мир «жеста» и образ эпохи в искусстве докаролингской эпохи

 

2 6  

ПЗ № Крестовые походы и их культурно-

цивилизационные последствия

2    

Л.№Первые европейские возрождения

Изучаемые вопросы:

1. Каролингское Возрождение и его культурно-исторические последствия

2. Оттоновское Возрождение.

3. Христианизация Европы и ее влияние на формирование культурного кода региона

Вопросы для самостоятельного изучения:

5. Раннесредневековая живопись (особенности миниатюры)

6. Романский стиль в архитектуре Европы

 

2 6  

ПЗ.№ Европейскаяроманика: черты стиля. Раннесредневековое изобразительное искусство

2    

Л.№6 Европейская готика как начало культурной эмансипации

Изучаемые вопросы:

  1. Исторические предпосылки появления «французского» стиля. Романика и готика: концептуальные различия
  2. Готическая концепция Европы как новый образ мира
  3. Региональные особенности готики:

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

5. Роль витража в готическом соборе.

6. Особенности «портретной» скульптуры в готических храмах Европы

4 6  

ПЗ.№ Региональные особенности готического стиля в Европе

2    

Л.№7

Литература раннего европейского средневековья и ее собенности

Изучаемые вопросы:

1. Литературное произведение как исторический источник: проблема метода

2. Соотношение языческого и христианского в произведениях европейского героического эпоса

3. Проблема исторического фона в произведениях героического эпоса

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Скандинавский и германский эпос

2. Героический эпос и его особенности

3. Образ мира в произведениях куртуазной литературы.

4. Рыцарская литература е ее особенности

2 6  

ПЗ.№7 Смеховая культура эпохи средневековья

2    

ПЗ№  Средневековый город и его культура

 

2    

Л.№     Народная культура средневековья

Изучаемые вопросы:

1. Сущность народной культуры и проанализировать ее содержание. Выяснить смысл понятия «народная смеховая культура» в концепции М.М. Бахтина

2. Место карнавала в жизни средневекового города, истоки карнавала и его связь с первобытным мифологическим сознанием

3. Специфика источников народной культуры и сущность взаимоотношения «ученой» и фольклорной культур.

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Происхождение средневековой драмы и ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией.

5. «Низовые» демократические жанры. Светская и праздничная жизнь эпохи средневековья: (жонглеры, шпильманы и их репертуар, состязания и игры).

 

2 4  

Л.№Эпоха Возрождения в Европе

Изучаемые вопросы:

  1. Исторические предпосылки и истоки нового европейского Возрождения
  2. Основные черты Ренессанса как образа мира
  3. Особенности художественной литературы Ренессанса
  4. Живопись эпохи Возрождения в Европе

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

6. Флорентийский неоплатонизм как программатика новой европейской культуры. Общественно-политические взгляды неоплатоников

7. От средневековой схоластики к торжеству антропоцентризма (анализ фрески АндреаФиеренце «Триумф Фомы» и фрески Рафаэля Санти «Афинская

школа»)

8. Система средневековой системы образования. Роль европейских университетов в культуре средневековья.

 

4 8  

ПЗ.№8 Культура эпохи Реформации в Европе

2    

ПЗ № Региональные особенности художественной литературы средневековья: от Петрарки к Рабле

2    

ПЗ№ 3 Региональные особенности живописи Ренессанса

2    

ПЗ.№ Контрреформация и ее влияние на изменения образа мира

2    

Промежуточная аттестация:          экзамен (36)

    36

Итого по семестру

36 36 108

 

 

Раздел 5. Культура Запада в Новое время (XVI- 1-я четверть XXвв.)

 

     

 

2    

Лк№Европа в начале Нового времени

Изучаемые вопросы:

1. Социокультурные предпосылки новой Европы

2. Раннебуржуазные революции и их роль в изменении культурно-исторического фона Европы

3. Протестантизм в Европе как новый образ мира

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Художественная культура Франции второй половины 16 века

5. Зарождение новой культуры Англии.

6. Культура и становление германской нации

 

2 6  

Лк № 5    XVII в культуре Европе: зарождение нового                     образа мира

 

Изучаемые вопросы:

  1. Проблемы культурной эволюции протестантской Европы
  2. Европейское барокко как индикатор общественного развития. Барокко как образ мира и художественный стиль
  3. Классицизм 17 века как «статичная» культурная ценность

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Италия: от Ренессанса к барокко: проблемы трансформации

5. Российское барокко: архитектура, литература, живопись

6. Человек эпохи барокко: зарождение нового культурного типа.

 

 

2 6  

ПЗ.№12

Региональные особенности стиля барокко в странах Трансальпийской Европы

4 2  

Лк.№

Культура эпохи Просвещения

Изучаемые вопросы:

1. Культурно-исторические предпосылки века Просвещения

2. Европейское Просвещение: сущность, содержание, характерные черты

3. Западная и российская модели Просвещения: культурный разлом.

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Американское просвещение

5. Протестантская трансантлантическая цивилизация и культура

 

2 4  

Пр.№

Региональные особенности европейского Просвещения: литература и живопись Франции, Англии, Германии

4    

Пр.№

Великая Французская буржуазная революция как итог Века Просвещения и предпосылка изменения культурного кода европейского цивилизационного пространства

2    

Л.№6   

От Великой Революции к Романтизму: проблема Абсолютной Свободы

Изучаемые вопросы:

1. Исторические предпосылки культурной трансформации начала XIX в.

2. Романтизм – новый образ мира, художественный стиль  и способ чувствования. Основные черты романтического миросозерцания

3. От «неба в чашке цветка» к «расстрелу повстанцев».

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Немецкая философия XIX в. как идеологическая основа романтизма

5. Музыка европейских романтиков

6. Традиции романтизма в современном мире

7. Особенности классической художественной культуры первой половины XIX в.

8. Эра романтизма в России

2 8  

Пр.№

Региональные особенности романтизма в Европе

2    

Пр.№

Романтизм в России: литература, живопись.

2    

Л.№7   

Основные тенденции развития культуры Европы во второй половине XIX в.

Изучаемые вопросы:

  1. Культурно - историческая и политическая обстановка в Европе к середине 19 века.
  2. От романтизма к критическому реализму: проблема изменившегося социума
  3. Импрессионизм и постимпрессионизм как новый «культурный прорыв»

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Венский конгресс и Священный Союз как общеевропейская социокультурная модель
  2. Новые общественно-политические движения в Европе и их характеристика. Европейский либерализм
  3. Символизм и его место в культуре Европы на рубеже XIX – XX вв.
5 4  

Пр№

Критический реализм в Европе

2    

Пр.№

Критический реализм в России

2    

Раздел 6.

Культура евразийского пространства в Новейшее время (XXвв.)

 

     

Лк.№

Проект Модерн в Европе

Изучаемые вопросы:

1. Европа на грани веков: культурно-исторический анализ

2. Социокультурные, экономические и политические предпосылки переформатирования Европы накануне Первой мировой войны

3. Основные черты европейского Модерна.

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Кризис христианских ценностей на рубеже 19-начала 20 вв. «Бог умер».

5. Европейский театр эпохи Модерн

6. Балет начала 20 века

7. Музыка Модерна

2 6  

ПЗ.№10

Модерн в художественной литературе, живописи и архитектуре Европы 

2    

Л.№9

Основные тенденции европейской культуры в XX веке

Изучаемые вопросы:

1. Особенности художественной литературы западноевропейского региона в первой четверти XX века.

2. «Культурная реторта» 20-х – 30-х гг. XX века: движение к новому кризису.

3. Послевоенное «прозрение» и стабилизация в социализированной либерально-реформистской демократической модели.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Особенности тоталитарной культуры

5. Сюрреализм на евразийском культурном пространстве

6. Культурные движения после Второй мировой войны. Неформальная культура. Хиппи, джаз, зарождение рок-культуры

 

2 2  

ПЗ№

Первая мировая война и ее влияние на систему европейских культурных ценностей

2    

ПЗ№

Драма конфликта «Восток-Запад» в эпоху колониализма и ее культурные результаты

2    

ПЗ№

Постмодернизм и кризис конца XX – начала XXI вв.

2    

Промежуточная аттестация:          экзамен (36)

    36

Итого по семестру

36 36 108

Итого по дисциплине:

126 126 360

ЗЕТ

    10

Примечания

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...