Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.В.ОД.4.1 «История мировой и отечественной культуры» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части учебного плана основной образовательной программы. Она изучается во втором семестре первого курса и в первом и втором семестрах второго курса. При освоении дисциплины «История мировой и отечественной культуры» студенты могут использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплин «История русского и зарубежного искусства» и «История Древнего мира», «История повседневности», «Этнология и социальная антропология». Основной объем знаний, необходимых для успешного освоения дисциплины «История мировой и отечественной культуры», связан с пониманием основных черт, особенностей и этапов развития культуры и цивилизации в античности, средневековье, новое и новейшее время. В соответствии с УП, ФГОС ВО полученные знания в курсе «История мировой и отечественной культуры» будут использованы студентами при изучении следующих дисциплин: «История политических и правовых учений», «Новая и новейшая история», «Методика преподавания истории»,«Викторианская Англия второй половиныXIXвека», Дисциплина «История мировой и отечественной культуры» играет важную роль в образовательной программе, так как знания, полученные в ходе ее изучения, могут быть использованы при прохождении научно-исследовательской практики, педагогической практики, и разработке выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине.
Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам
| ОК-1
| способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
| Знать
| основные направления, проблемы, теории и методы философии; содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития
| Уметь
| формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений
| Владеть
| навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, осознанной и взвешенной постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-2
| способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
| Знать
| основные этапы, закономерности исторического развития общества основные направления, проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
| Уметь
| соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; использовать на практике общие исторические понятия; формировать и аргументировано отстаивать собственную гражданскую позицию; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных явлений
| Владеть
| представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; навыками анализа исторических источников; приёмами аргументации, ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи
| ПК-1
| способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
| Знать
| базовый материал основных учебных дисциплин: отечественной истории, всеобщая история, история мировой и отечественной культуры; основные исторические факты и процессы; теоретико-методологические проблемы исторических исследований, истории отечественного и зарубежного искусства.
| Уметь
| применять эти базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
| Владеть
| способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания по отечественной истории, всеобщей истории, теоретико-методологическим проблемам исторических исследований, истории мировой и отечественной культуры, истории отечественного и зарубежного искусства; способностью к критическому анализу, оценке и самостоятельному использованию базовых знаний.
|
Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Виды учебной работы
| Всего, кол.
| За II семестр, 1 курс, кол.
| За I семестр, 2 курс кол.
| За II семестр, 2 курс
| часов
| занятий
| часов
| занятий
| часов
| занятий
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. Контактная работа
| 126
| 63
| 54
| 27
| 36
| 18
| 36
| 18
| Лекции (Лк)
| 50
| 25
| 20
| 10
| 16
| 8
| 14
| 7
| Практические занятия (ПЗ)
| 38
| 19
| 34
| 17
| 20
| 10
| 22
| 11
| 2. Самостоятельная работа (всего)
в том числе
| 126
| 63
| 54
| 22
| 36
| 18
| 36
| 18
| Реферат
| 40
| 20
| 20
| 10
| 10
| 5
| 10
| 5
| Контрольная работа
| 46
| 28
| 20
| 6
| 10
| 5
| 16
| 8
| Прочие виды самостоятельной работы
| 40
| 20
| 14
| 7
| 16
| 8
| 10
| 5
| 3. Промежуточная аттестация (форма)
| | Экзамен (36)
| Экзамен (36)
| Экзамен (36)
| Общая трудоемкость дисциплины в часах:
| 360
| 144
| 108
| 108
| Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах:
| 10
| 4
| 3
| 3
| | | | | | | | | | |
Содержание дисциплины
Вид и № занятия
| Тема занятия
| Контактная работа, час.
| Самост. Работа, час.
| Всего, час.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| I семестр
|
| Раздел 1.
|
|
|
| Лк. № 1
| Тема
Изучаемые вопросы:
Вопросы для самостоятельного изучения:
|
|
|
| Лк. № 2
| Тема
Изучаемые вопросы:
Вопросы для самостоятельного изучения:
|
|
|
| ПЗ. № 1
| Тема
Изучаемые вопросы:
Вопросы для самостоятельного изучения:
|
| 4
| 6
| ПЗ. № 2
| Тема
Изучаемые вопросы:
Вопросы для самостоятельного изучения:
|
| 2
| 6
|
| Раздел 2.
|
|
|
| Лк. № 3
| Тема
Изучаемые вопросы:
Вопросы для самостоятельного изучения:
|
| 4
| 4
| ПЗ.№3
|
|
|
|
| ПЗ.№4
|
|
|
|
| Лк.№
|
|
|
|
| Лк№
|
|
|
|
| ПЗ№
|
|
|
|
| ПЗ№
|
|
|
|
|
| Раздел 3.
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| Промежуточная аттестацияЭкзамен (36)
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по семестру:
| 54
| 54
| 36
| Раздел 4. Основные тенденции развития европейской средневековой культуры в V-XVI вв.
|
|
|
| |
|
|
| Л№ Особенности раннеевропейской художественной
культуры
Изучаемые вопросы:
- Понятие «европейское средневековье». Проблемы периодизации.
- Культурно-философские истоки новой европейской цивилизации.
- Роль христианства в рождении новой цивилизации
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Историко-культурные последствия падения Римской империи.
5. Эволюция представлений человека об окружающем мире
6. Мир «жеста» и образ эпохи в искусстве докаролингской эпохи
| 2
| 6
|
| ПЗ № Крестовые походы и их культурно-
цивилизационные последствия
| 2
|
|
| Л.№Первые европейские возрождения
Изучаемые вопросы:
1. Каролингское Возрождение и его культурно-исторические последствия
2. Оттоновское Возрождение.
3. Христианизация Европы и ее влияние на формирование культурного кода региона
Вопросы для самостоятельного изучения:
5. Раннесредневековая живопись (особенности миниатюры)
6. Романский стиль в архитектуре Европы
| 2
| 6
|
| ПЗ.№ Европейскаяроманика: черты стиля. Раннесредневековое изобразительное искусство
| 2
|
|
| Л.№6 Европейская готика как начало культурной эмансипации
Изучаемые вопросы:
- Исторические предпосылки появления «французского» стиля. Романика и готика: концептуальные различия
- Готическая концепция Европы как новый образ мира
- Региональные особенности готики:
Вопросы для самостоятельного изучения:
5. Роль витража в готическом соборе.
6. Особенности «портретной» скульптуры в готических храмах Европы
| 4
| 6
|
| ПЗ.№ Региональные особенности готического стиля в Европе
| 2
|
|
| Л.№7
Литература раннего европейского средневековья и ее собенности
Изучаемые вопросы:
1. Литературное произведение как исторический источник: проблема метода
2. Соотношение языческого и христианского в произведениях европейского героического эпоса
3. Проблема исторического фона в произведениях героического эпоса
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Скандинавский и германский эпос
2. Героический эпос и его особенности
3. Образ мира в произведениях куртуазной литературы.
4. Рыцарская литература е ее особенности
| 2
| 6
|
| ПЗ.№7 Смеховая культура эпохи средневековья
| 2
|
|
| ПЗ№ Средневековый город и его культура
| 2
|
|
| Л.№ Народная культура средневековья
Изучаемые вопросы:
1. Сущность народной культуры и проанализировать ее содержание. Выяснить смысл понятия «народная смеховая культура» в концепции М.М. Бахтина
2. Место карнавала в жизни средневекового города, истоки карнавала и его связь с первобытным мифологическим сознанием
3. Специфика источников народной культуры и сущность взаимоотношения «ученой» и фольклорной культур.
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Происхождение средневековой драмы и ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией.
5. «Низовые» демократические жанры. Светская и праздничная жизнь эпохи средневековья: (жонглеры, шпильманы и их репертуар, состязания и игры).
| 2
| 4
|
| Л.№Эпоха Возрождения в Европе
Изучаемые вопросы:
- Исторические предпосылки и истоки нового европейского Возрождения
- Основные черты Ренессанса как образа мира
- Особенности художественной литературы Ренессанса
- Живопись эпохи Возрождения в Европе
Вопросы для самостоятельного изучения:
6. Флорентийский неоплатонизм как программатика новой европейской культуры. Общественно-политические взгляды неоплатоников
7. От средневековой схоластики к торжеству антропоцентризма (анализ фрески АндреаФиеренце «Триумф Фомы» и фрески Рафаэля Санти «Афинская
школа»)
8. Система средневековой системы образования. Роль европейских университетов в культуре средневековья.
| 4
| 8
|
| ПЗ.№8 Культура эпохи Реформации в Европе
| 2
|
|
| ПЗ № Региональные особенности художественной литературы средневековья: от Петрарки к Рабле
| 2
|
|
| ПЗ№ 3 Региональные особенности живописи Ренессанса
| 2
|
|
| ПЗ.№ Контрреформация и ее влияние на изменения образа мира
| 2
|
|
| Промежуточная аттестация: экзамен (36)
|
|
| 36
| Итого по семестру
| 36
| 36
| 108
|
Раздел 5. Культура Запада в Новое время (XVI- 1-я четверть XXвв.)
|
|
|
|
| 2
|
|
| Лк№Европа в начале Нового времени
Изучаемые вопросы:
1. Социокультурные предпосылки новой Европы
2. Раннебуржуазные революции и их роль в изменении культурно-исторического фона Европы
3. Протестантизм в Европе как новый образ мира
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Художественная культура Франции второй половины 16 века
5. Зарождение новой культуры Англии.
6. Культура и становление германской нации
| 2
| 6
|
| Лк № 5 XVII в культуре Европе: зарождение нового образа мира
Изучаемые вопросы:
- Проблемы культурной эволюции протестантской Европы
- Европейское барокко как индикатор общественного развития. Барокко как образ мира и художественный стиль
- Классицизм 17 века как «статичная» культурная ценность
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Италия: от Ренессанса к барокко: проблемы трансформации
5. Российское барокко: архитектура, литература, живопись
6. Человек эпохи барокко: зарождение нового культурного типа.
| 2
| 6
|
| ПЗ.№12
Региональные особенности стиля барокко в странах Трансальпийской Европы
| 4
| 2
|
| Лк.№
Культура эпохи Просвещения
Изучаемые вопросы:
1. Культурно-исторические предпосылки века Просвещения
2. Европейское Просвещение: сущность, содержание, характерные черты
3. Западная и российская модели Просвещения: культурный разлом.
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Американское просвещение
5. Протестантская трансантлантическая цивилизация и культура
| 2
| 4
|
| Пр.№
Региональные особенности европейского Просвещения: литература и живопись Франции, Англии, Германии
| 4
|
| | Пр.№
Великая Французская буржуазная революция как итог Века Просвещения и предпосылка изменения культурного кода европейского цивилизационного пространства
| 2
|
| | Л.№6
От Великой Революции к Романтизму: проблема Абсолютной Свободы
Изучаемые вопросы:
1. Исторические предпосылки культурной трансформации начала XIX в.
2. Романтизм – новый образ мира, художественный стиль и способ чувствования. Основные черты романтического миросозерцания
3. От «неба в чашке цветка» к «расстрелу повстанцев».
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Немецкая философия XIX в. как идеологическая основа романтизма
5. Музыка европейских романтиков
6. Традиции романтизма в современном мире
7. Особенности классической художественной культуры первой половины XIX в.
8. Эра романтизма в России
| 2
| 8
| | Пр.№
Региональные особенности романтизма в Европе
| 2
|
| | Пр.№
Романтизм в России: литература, живопись.
| 2
|
| | Л.№7
Основные тенденции развития культуры Европы во второй половине XIX в.
Изучаемые вопросы:
- Культурно - историческая и политическая обстановка в Европе к середине 19 века.
- От романтизма к критическому реализму: проблема изменившегося социума
- Импрессионизм и постимпрессионизм как новый «культурный прорыв»
Вопросы для самостоятельного изучения:
- Венский конгресс и Священный Союз как общеевропейская социокультурная модель
- Новые общественно-политические движения в Европе и их характеристика. Европейский либерализм
- Символизм и его место в культуре Европы на рубеже XIX – XX вв.
| 5
| 4
| | Пр№
Критический реализм в Европе
| 2
|
| | Пр.№
Критический реализм в России
| 2
|
| | Раздел 6.
Культура евразийского пространства в Новейшее время (XXвв.)
|
|
| | Лк.№
Проект Модерн в Европе
Изучаемые вопросы:
1. Европа на грани веков: культурно-исторический анализ
2. Социокультурные, экономические и политические предпосылки переформатирования Европы накануне Первой мировой войны
3. Основные черты европейского Модерна.
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Кризис христианских ценностей на рубеже 19-начала 20 вв. «Бог умер».
5. Европейский театр эпохи Модерн
6. Балет начала 20 века
7. Музыка Модерна
| 2
| 6
| | ПЗ.№10
Модерн в художественной литературе, живописи и архитектуре Европы
| 2
|
| | Л.№9
Основные тенденции европейской культуры в XX веке
Изучаемые вопросы:
1. Особенности художественной литературы западноевропейского региона в первой четверти XX века.
2. «Культурная реторта» 20-х – 30-х гг. XX века: движение к новому кризису.
3. Послевоенное «прозрение» и стабилизация в социализированной либерально-реформистской демократической модели.
Вопросы для самостоятельного изучения:
4. Особенности тоталитарной культуры
5. Сюрреализм на евразийском культурном пространстве
6. Культурные движения после Второй мировой войны. Неформальная культура. Хиппи, джаз, зарождение рок-культуры
| 2
| 2
| | ПЗ№
Первая мировая война и ее влияние на систему европейских культурных ценностей
| 2
|
| | ПЗ№
Драма конфликта «Восток-Запад» в эпоху колониализма и ее культурные результаты
| 2
|
| | ПЗ№
Постмодернизм и кризис конца XX – начала XXI вв.
| 2
|
| | Промежуточная аттестация: экзамен (36)
|
|
| 36
| Итого по семестру
| 36
| 36
| 108
| Итого по дисциплине:
| 126
| 126
| 360
| ЗЕТ
| | | 10
| Примечания
|
|