Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ




 

1. Социальные нормы и девиации.

2. Социальный контроль и социальные санкции.

3. Виды социальных отклонений.

 

1. Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в сохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения. Однако, общество не может надеяться только на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований. Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественных процессов. Жизненно важным для общественной системы является налаживание социального контроля за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы.

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормыэто правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям. Для социоло­га имеет значение выделение норм посубъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По содержанию: нормы, регулирующие иму­щественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреж­дений, взаимоотношения между государствами и т.д.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контроли­рующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альную привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

По масштабам применения: общие и локальные. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами», а не «групповыми привычками». К «общим правилам» относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Таким образом, социальные нормы – действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

Девиация (социальное отклонение) - это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения. При этом под социальной нормой следует понимать характеристику таких явлений и процессов, которые являются закономерными для данной общественной системы.

Для того чтобы индивидуальные негативные отклонения от норм приобрели качество социальных необходимы следующие условия:

1) одинаковая направленность таких отклонений в похожих группах людей в одинаковых условиях;

2) близость или даже единство причин, из которых они возникают;

3) наличие определенной повторяемости, стойкости названных явлений.

То есть социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе или выявляют к этому тенденцию.

Социальные отклонения изучаются на индивидуальном и массовом уровне.

На индивидуальном уровне рассматривается конкретный поступок определенного человека (либо акт деятельности коллектива, государственной акции в международных отношениях); на массовом - совокупность актов такого вида, система нарушений социальных норм.

Рассматривая структуру индивидуального отклонения от социальной нормы, прежде всего, необходимо подчеркнуть: если социальную норму принять как эталон поступка, то отклонение от этого эталона должно происходить в разных направлениях. Поступок может не отвечать социальной норме по: объективным или субъективным признакам; целям и мотивам, прямым и побочным результатам. Он может быть новаторским или консервативным, полезным или вредным, случайным или типичным и т.д.

На уровне массового явления социальные отклонения выступают уже как элемент общественной жизни, как одна из его сторон, как нежеланный социальный процесс.

Определить является ли тот или иной поступок девиацией нелегко. Это связано с тем, что стандарты, типы, шаблоны (социальные нормы) - неоправданны и часто обуславливают разногласия. Наиболее яркие примеры девиации - нечеловеческие поступки, вызывающие почти всегда осуждение (например, убийство, изнасилование). Однако только на этом основании трудно дать точное определение девиации. Даже убийство оправдано (например, во время войны). Кроме того, ожидания, определяющие степень девиантного поведения, со временем изменяются (например, отношения к курильщикам, которые сегодня, в отличие от начала столетия, отождествляются с наркоманами).

Вторая проблема, возникающая при определении девиации, связана с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем понятны. Так, всегда ли является девиацией неосторожный переход через улицу? С одной стороны, это запрещено законом, а с другой - очень распространено, и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушится работа транспорта и никто не пострадает.

Если же правила или нормы поведения сформулированы неясно, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. То есть, в плюралистическом обществе девиантное поведение, с точки зрения одного человека, может считаться нормальным для другого человека. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой «публики» на разнообразные виды поведения - речь идет о людях, определяющих, что конкретно является девиантным или недевиантным. То есть люди, с которыми тот или иной человек общается ежедневно - они непосредственно оценивают его или его поведение, а также организации или органы власти, контролирующие его поведение.

Все эти факторы - относительная природа девиации, неопределенность ожиданий, противоречия в вопросах о правилах - свидетельствуют о недопустимусти навешивания ярлыка девиантности на какой-либо тип поведения при всех обстоятельствах. Но некоторые типы поведения почти всегда считаются такими. Например, почти во всех обществах, человек, отказывающийся разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), считается девиантом.

В социологии девиантного поведения не существует единой точки зрения относительно причин и обстоятельств происхождения девиации.

Относительно определения и изучения причин отклонений су­ществует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные теории.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности определяются совершаемыми ею раз­личными отклонениями от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, З. Кретчмера, В. Шелдона. В работах всех этих авторов присутствует основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведе­ние: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфная (мускули­стость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба), Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако прак­тика показала и доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем из­вестны случаи, когда индивиды с вещностью «ангела» совершали тяжкие преступ­ления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не в состоянии обидеть и муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой со­средоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жало­сти. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного «Я», а также так на­зываемого сверх - «Я», определяемого исключительно культурой общества. Чело­веческое «Я» и сверх - «Я» постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессозна­тельном состоянии, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные стра­сти. Но может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между «Я» и бессознательным, также между сверх - «Я» и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социаль­ным окружением индивида.

Доля истины, безусловно, здесь имеется, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого «Я» и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый становится девиантом.Почему же они все-таки появляются?

Ответ на такой вопрос пытаются дать социологические или культурные тео­рии социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиан­тами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудач­ными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти не­удачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализа­ции успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нор­мам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью сознания индивида. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автома­тически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошиб­ки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обыч­ным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведен­ческим нормам служит семья. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с проблемами в воспитании, в усвоении норм и с откло­няющимся поведением. Социологами было выявлено пять основных факторов, оп­ределяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дис­циплина (грубость, сумасбродство, непонимание), недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность), недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность), отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждеб­ная обстановка, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспита­ние личности с отклоняющимся поведением.

Но нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в част­ности с социальным окружением.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество вовсе не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых от­дельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, по Э. Дюркгейму, это со­стояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, ника­кой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Т. Парсонс отмечал, что аномия - это состояние общества, при котором чис­ло индивидов находится в положении, характеризующемся серьезными недостат­ками интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собствен­ной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения.

Аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравствен­ных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой и необхо­димо принимать решения в повседневной жизни. В данном понимании аномия вы­глядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительно­сти и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Такое состояние общества способствует откло­няющемуся поведению.

Другой социолог Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии ме­жду культурными целями и легальными (институциональными) средствами, с по­мощью которых эти цели осуществляются. Неравенство, существующее в общест­ве, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов.

Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, ко­торые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняю­щегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью кото­рых люди оправдают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происхо­дит частое нарушение норм без последующих санкций.

Несмотря на все различия этих теорий, их объединяет определение причины девиации разнообразных социальных факторов: отсутствие норм и разрыв между целями общества и способами достижения этих целей (теории аномии); культурные ценности, побуждающие людей к девиантному поведению (культурологические теории); наличие тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации (теория наклеивания ярлыков); разработка законов как источника общественного конфликта (радикальная криминология) и т.д.

Все вышеуказанные теории определяют разные причины, вызывающие социальные отклонения. Этих причин может быть много, они изменяются с развитием общества. Что касается постоянного, главного источника девиаций, делающего это явление объективным и всегда свойственным человеческому обществу - этим источником выступает социальное неравенство как неравные возможности в удовлетворении потребностей.

2. Социальный контроль - элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения в обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения - допускает и даже поощряет.

Таким образом, основная функция социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Деятельность людей превратиласьбыв хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией. Нормы, которым мы следуем, в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость.

Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам потому, что вследствие процесса социализации нам привычно поступать именно так. Возьмем, для примера, овладение правилами языка. Использование языка означает знание различных правил грамматики и орфографии. В основном мы используем эти правила без труда, не думая, поскольку усвоили их еще в раннем детстве. Только позже, изучая иностранный язык, человек начинает понимать, как много правил следует выучить, чтобы сказать даже простейшую фразу.

Другой типнорм — те, следуя которым, мы сознательно верим, что предписываемое ими поведение истинно. В частности, это верно для норм поведения на дороге. Водители безоговорочно принимают, что они должны придерживаться нужной стороны дороги или останавливаться на красный сигнал светофора, потому что, если бы большинство из них эти правила не соблюдало, то дороги стали бы несравненно более опасными, чем сейчас.

Гораздо меньшее согласие наблюдается относительно других правил дорожного движения — например, ограничения скорости. Почти все водители согласны, что некоторые ограничения необходимы для защиты других водителей, пешеходов и велосипедистов, но лишь немногие из них строго придерживаются ограничений. С установленной скоростью они будут ехать только тогда, когда знают или предполагают, что рядом полицейский автомобиль, но как только они узнают, что полиции поблизости нет, многие тут же превышают установленную законом скорость.

Этот пример обращает наше внимание на один из важнейших аспектов проблемы конформности.

Конформность (лат. conformis - подобный, соответствующий): понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.

Осуществление социального контроля гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о важнейшем институте социального контроля.

Нетрудно заметить сходство двух процессов в обществе - социализации и контроля. Так оно и есть. Субъектами воздействия в том и другом случае выступают агенты и институты.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они - носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т.д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

  Позитивные Негативные
Формальные Ф + Ф -
Неформальные Н + Н -

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.

Неформальные негативные санкции - наказания не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

Все типы социальных санкций образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать. 

3. К основным формам девиантного поведения в современ­ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар­команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе­цифику.

Социологические исследования преступ­ности и ее причин берут начало в работах русского статисти­ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо­логии преступности дала работа франко-бельгийского учено­го — математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистику, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный по­рядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее ко­личество факторов, воздействующих на ее динамику, попа­дает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое зна­чение деклассирования, т. е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы нашего столетия исследования, проведенные представителя­ми так называемой чикагской школы в социологии, выяви­ли влияние внутригородских различий на уровень преступ­ности: самые «преступные районы» — районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биоло­гического и социального в формировании преступного пове­дения.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям при­ближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регист­рируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

В современной России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.

С давних пор человечеству известны опья­няющие напитки. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш­ленный способ получения этилового спирта. Именно это от­крытие сделало возможным массовое потребление алкого­ля.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен­том социальных ритуалов, обязательным условием офици­альных церемоний, праздников, некоторых способов время­препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра­бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез­вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

По ка­ким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы социо­логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк­тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртно­го; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси­хологический, демографический, юридический и медицинс­кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно ее успешное решение.

Термин происходит от греческих слов narke — «оцепенение» и mania — «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) пси­хической зависимости от наркотических средств, постепен­но приводящей к глубокому истощению физических и пси­хических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распростра­ненности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как зло­употребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызываю­щие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения мотор­ных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчиты­вается около 240 видов наркотических веществ раститель­ного и химического происхождения.

Суицид — намерение лишить себя жизни, повы­шенный риск совершения самоубийства. Эта форма откло­няющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точ­ки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в опреде­ленных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии, обычай сати, или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, от особенностей личности. Иссле­дования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, соци­альное и семейное положение.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет ос­новные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суи­цидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств воз­растает во вторник и снижается в среду—четверг. Конец не­дели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удав­шихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.

Отмечено, что вероятность проявления этой формы откло­нений зависит и от возрастной группы. Самоубийства со­вершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети. Миро­вая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

Наконец, несомненна связь суицидного поведения с дру­гими формами социальных отклонений, например, с пьян­ством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии ал­когольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь.



Лекция 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 463.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...