Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА




 

1. Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность

3. Изменения в социальной структуре российского общества на современном этапе.

 

1. Изучив предмет и объект социологии, рассмотрев историю становления науки и ее методы, познакомившись с базисными элементами социальной жизни и взглянув на общество как на систему, мы с объективной неизбежностью подходим к необходимости осмысления социального строения общества, т.е. к его структуре.

Понятие “структура” имеет латинское происхождение - structura – и означает: строение, расположение, порядок. В общем, мы имеем основания трактовать данное понятие как “…расположение и связь частей, составляющих целое; …внутреннее строение чего-либо” (5, с. 774). Структуры могут быть разных видов и типов связи.

Если за критерий различия мы берем характер связи, то все множество структур комбинируется в следующие группы: порядковые, композиционные, топологические. По критерию направленности можем рассматривать все структуры либо как субстанциальные, либо как функциональные. И еще один критерий мы не имеем права упустить. Это критерий разнообразия связей. Пользуясь им, мы можем разделить структуры на простые и сложные.

Следовательно, учитывая вышеизложенное, возможен вывод о множественности составных элнментов сущности понятия “структура”, а также о его многофункциональном использовании. Данный тезис не зависит от сферы применения понятия “структура” и в полной мере проявляется в его социальном аспекте.

Итак, “социальная структура” трактуется как “определенный способ связи и взаимодействия элементов” социума, выполняющих определенные социальные функции в строгом “соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей”. Основные свойства социальных структур определяются следующими критериальными подходами:

1. Отношения, взаимоотношения, взаимозависимость.

2. Регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство.

3. Фундаментальность, существенность, глубина измерения.

4. Детерминирующее, ограничивающее, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому социальному явлению.

Как видим, разнообразие критериальных подходов определяется унифицированностью самого понятия “социальная структура”. Такая множественная интерпретация данного понятия позволяет его использование в широком диапазоне социологических исследований для достижения наибольшей полноты изучения общества.

Теперь рассмотрим социальные структуры по видам. Существуют идеальные социальные структуры. Они связывают воедино верования, убеждения, воображение. Различают нормативные социальные структуры. Они включают в себя ценности, нормы, предписанные социальные роли. Большую значимость имеют организационные социальные структуры, определяющие способ взаимосвязи позиций элементов системы. Также ceotcnde.n случайные социальные структуры. Их характеризует совокупность элементов, имеющихся в наличии в данный момент и включенных в ее функционирование.

Большое значение для стабильности общества имеет управление социальными структурами. Если мы будем смотреть на социальные структуры как на функциональное единство совокупности элементов, то увидим, что эти структуры управляются своими, только им присущими законами и закономерностями, а именно:

1. Изменение социальной структуры носит характер саморегулирования, поддерживающего в определенных условиях равновесие ее элементов.

2. Элементы любой социальной структуры обладают индивидуальными качествами.

3. Специфика социальной структуры объясняет различие в содержании, деятельности и поведении людей различных социальных систем.

Если мы определяем социальную структуру как строение общества в целом с присущей ему системой связей между его основными элементами и тот факт, что эти элементы не равны между собой, то неизбежен вывод о наличии их иерархической зависимости. Исходя из этого заключения, мы можем утверждать, что социальная структура общества – это совокупность расположенных в иерархическом порядке социальных элементов. Этими элементами могут быть группы, классы, касты, сословия и т.д., подразумевающие в своей основе неравенство людей, являющееся одной из главных характеристик общества на любом этапе истории его развития. Рассмотрим причины социального неравенства.

 Существует предположение, что социальное структурное дифференцирование общества на отдельные взаимоподчиненные иерархические элементы вытекает из потребности общества в стимулировании деятельности людей. Подобная мотивация предусматривает соответствующие системы наград и поощрений. Такой подход к определению причин социального неравенства находит интерпретации в различных научно-методологических теориях.

Это такие концепции, как функционализм, статусная теория, экономическая теория и другие. Функционалисты считают причиной социального неравенства дифференциацию функций разных групп, слоев и классов, составляющих структуру общества.

По мнению П.А. Сорокина, причина профессионального различия и соподчинения состоит из двух компонентов: степени значимости профессии для жизнедеятельности предприятия и уровня интеллекта, необходимого для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин утверждает, что наибольшую значимость имеют те профессии, которые связаны с функциями организации и контроля. По мнению ученого, высокая профессионализация связана взаимно-однозначным соответствием с высоким уровнем интеллекта.

Почти совпадает с функционалистским объяснением причин социального неравенства и статусная теория. Согласно ее основным принципиальным положениям, социальное неравенство – это неравенство структурных позиций элементов социальной системы. Это неравенство имеет корневую основу, первопричину в способностях индивидов, как элементов социальной структуры, выполнять различные социальное роли, и возможностях, позволяющих человеку достигать желаемого положения в обществе.

Экономический подход к поиску причин социального неравенства напрямую связан с основными положениями отношений собственности. По мнению “экономистов”, индивиды и группы, обладающие собственностью, занимают превалирующее место в структуре социального управления обществом, а также в области распределения и потребления материальных и духовных благ. Большое теоретическое и прикладное значение эти положения приобрели в марксизме.

Итак, мы познакомились с различными взглядами на причины социального неравенства в общем. Теперь подробно рассмотрим социологические теории о классах.

2. Социально-классовая структура общества, по теории марксизма, представлена взаимозависимостью трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ленин трактует понятие “классы” как “…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению… к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”.

Исходя их такого определения, мы видим, что главный признак класса, по мнению марксистов, это отношение к средствам производства. Они отмечают еще один важный аспект классового подхода к структуре общества, а именно: борьбу между классами как движущую силу общественного развития.

Этот подход использовали историки Ф. Гизо, О. Тьери политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Завершенное же оформление классовая теория получила в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, обосновавших экономические причины возникновения классов. Они считали, что классовое деление общества есть результат общественного разделения труда и развития отношений частной собственности. Исходя из основных положений своей теории, они определяли два пути образования классов:

1. Выделение в родовой общине эксплуататорской верхушки.

2. Обращение в рабство военнопленных и экономическое закабаление соплеменников.

Марксизм подразделяет классы на основные и неосновные. Основные – это те, классы, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, приходящие на смену основным и составляющие основу классового деления в новой формации.

Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои. Они рассматриваются марксизмом как промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства, и не обладающие признаками класса. Социальные слои могут рассматриваться как внутриклассовые и межклассовые. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является “третье сословие”, в период вызревания первых буржуазных революций в Европе – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее деление. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия классового строя, по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это болееширокое образование. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию “социальные интересы”.

Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обусловливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей.

 Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.

Выделим три фундаментальных понятия социологии – социальная структура, социальный состав и социальная стратификация. Социальная структура выражается через совокупность статусов. Совокупность статусов дает социальный состав.

Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

Существует четыре главных изменения стратификации – доход, власть, образование, престиж.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Важно понять и усвоить следующие положения:

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. Одинчеловек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. 

Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.  

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса.

Достигаемый статус - это то положение, которое индивид добивается сам.

Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений (межличностных и социальных).

Перейдем к изучению социальных ролей. Мы понимаем социальную роль - как модель поведения, ороентированную на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью.

Итак, сделаем вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие. Таким образом, роль - индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Рассмотрим ролевой набор, т.е. совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом. Для него характерны следующие основания:

- каждый статус обычно включает ряд ролей;

- каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения;

- соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений;

Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Итак, обобщим все вышесказанное по данному вопросу: параллельно понятию статусного набора применяется понятие “ролевой набор”. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют Закрытые общества, а последний тип – открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из свой касты в другую при жизни.

В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими.

Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

· доход,

· власть,

· образование,

· престиж.

Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется людей, количеством, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Три шкалы стратификации – доход, образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель.

Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Можем создать шкалу профессионального престижа. Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале.

Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием.

В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

· экономическую (доход),

· политическую (власть),

· профессиональную (престиж)

и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Рассмотрим возможность принадлежности к определенной страте.

Принадлежность измеряется субъективными и объективными показателями:

· Субъективный показатель – ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

· Объективные показатели – доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж – необходимые условия для того, чтобы вас могли отнести к высшей страте общества.

Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.

Сделаем вывод: принадлежность к страте имеет две составляющие – субъективную (психологическая идентификация с определенным слоем) и объективную (социальное вхождение в определенный слой).

Теперь рассмотрим социальную мобильность, т.е. перемещения в социальной стратификационной системе. Согласно определению П. Сорокина, “под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой”.

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или фильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Каналы социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. – все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура – это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни – только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

3. В период существования Советской России (1917 – 1922) и СССР (1922 – 1991) основу теории социальной структуры составляла схема В.И. Ленина, описанная им в работе “Государство и революция” (август – сентябрь 1917г.). Классы – это большие группы людей, различающихся по: а) их месту в исторически определенной системе общественного производства, б) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, в) по их роли в общественной организации труда, г) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Благодаря четырем критериям классов они получили название “ленинской четырехчленки”.

Поскольку “Государство и революция” была написана до Октябрьской революции, Ленин не мог знать, какие именно классы должны существовать при социализме. Впервые их обозначил в ноябре 1936г. И.В. Сталин в докладе “О проекте Конституции Союза ССР”. Многолетним дискуссиям обществоведов был положен конец. Сталин создал трехчленную формулу: социалистическое общество состоит из двух дружественных классов –рабочих и крестьян и рекрутируемой из них прослойки – трудовой интеллигенции (синоним специалистов и служащих).

Новый этап отмечен созданием в 60 – 70-е годы теории развитого социализма. Социологи провели множество исследований и, как им казалось, обнаружили следующее:

- существуют внутри- и межклассовые слои, различающиеся характером труда, уровнем и образом жизни;

- межклассовые различия стираются, а внутриклассовые различия (дифференциация) возрастает;

- слои не тождественны прослойке. Слоев много, а прослойка только одна;

- во всех классах и слоях возрастает доля умственного труда и снижается доля физического.

В начале 60-х годов появился термин “рабочие-интеллигенты”. Он обозначал пограничный с интеллигентами (специалистами) слой рабочего класса, наиболее квалифицированных работников, занятых особо сложными и общественными видами труда. В разные годы в него входило от 0,5 до 1,0 млн. человек. В росте численности и удельного веса этого слоя советские социологи видели успехи социализма, признак зарождения новых социальных общностей. К специфическим социальным группам относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В концепции развитого социализма получила теоретическое обоснование двухступенная схема эволюции советского общества:

- преодоление различий между классами и построение бесклассового общества произойдут в основном в исторических рамках первой фазы – социализма;

- полное преодоление классовых различий и построение социального однородного общества завершается на второй, высшей фазе коммунизма.

В результате построения вначале бесклассового, а затем социально однородного общества должна сложиться принципиально новая система стратификации: на смену “антагонистической”, вертикальной системе неравенства постепенно (в течение жизни нескольких поколений) придет горизонтальная система социального равенства.

В конце 80-х годов среди социологов растет критическое отношение к официальной теории. Обнаруживается, что социальные различия в обществе не исчезают, а усиливаются. Степень неравенства при социализме выше, чем при капитализме. В СССР существует антагонизм, отчуждение и эксплуатация. Государство не отмирает, а укрепляется. Работники аппарата управления – не специфический слой, а социальный класс, господствующий и эксплуатирующий население. На смену старой теории постепенно приходит новая, которая постоянно совершенствуется и пополняется.

Подведем итоги. Советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Сословий в привычном смысле в советском обществе не было, поскольку не было правового закрепления социального статуса. Вместе с тем в советском обществе реально существовали классоподобные и сословноподобные группы. В России возник новый уникальный тип смешанной стратификации.

В современной России сформировался высший класс собственников, составляющий около 3 % всего населения, и образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Они составляли в 1991 – 1992 гг. около 70 % населения. А середину социальной пирамиды пока никто еще не занимает. Средний класс разрушен.

Есть все та же номенклатура, которая к началу экономических реформ успела занять ключевые посты в экономике и политике. Номенклатура лишь легализовала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства. Два других источника пополнения высшего класса – дельцы теневой экономики и научно-инженерная прослойка интеллигенции.



Лекция 6

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

1. Социологическое понимание культуры.

2. Структурные компоненты культуры.

3. Развитие социокультурной ситуации в России.

 

1.      Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю своего существования и происходит от латинского слова «cultura», означающего «возделывание», «уход», «обрабатывание». В дальнейшем его содержание постоянно расширялось в связи с появлением новых направлений и видов преобразовательной деятельности человека. Слово «культура» стало самостоятельно употребляться с XYIII в. До этого использовалось только в словосочетаниях, например, культура поведения, культура языка и т.п. Немецкий мыслитель-правовед С. Пуфендорф одним из первых употребил термин «культура» применительно к человеку, взращенному обществом, «искусственному» в противоположность человеку «естественному», несоциализированному. Идеолог немецкого просвещения И.Г. Гердер заострил внимание на «гуманном духе» культуры. Культурой он называл процесс социального созревания человека, приобщение его к социуму за счет усвоения и применения накопленного опыта, традиций. Он отождествлял культуру с развитием науки, с просвещением. Выдающийся немецкий философ И.Кант культурой считал только то, что служит благу человека. Цель культуры он видел в развитии природных задатков и способностей человека, в моральном совершенствовании, в преодолении в нем «грубости и животности».

    В XIX – XX вв. понятие «культура» стало одним из самых употребительных в науке, да и в обыденной речи множества людей. Меняется и содержание понятия. В 1881 г. английский антрополог Э.Тэйлор предложил такое определение: культура – это «целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».[1] К середине XX в. существовало уже (по данным американских ученых А. Л. Кребера и К. Клакхона) 164 варианта определений культуры. Попутно заметим: более 70 формулировок процитировал в своей книге «Философия культуры» современный отечественный ученый М.С.Каган.

    Не перечисляя всех дефиниций культуры, остановимся на той, которая в большей степени отражает дух современности и ближе других стоит к социологии. Этому соответствует определение, данное В. М. Межуевым: «Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».[2]

В широком смысле слова культурой следует считать «общий объем творчества человечества» (мысль Д.Л.Андреева в его труде «Роза мира»),

в узком – духовные ценности общества: знания, язык, искусство, мифы, религии, моральные и правовые нормы, мировоззрение и т.д. Культура выступает в этом смысле как «царство духа», вместилище духовных, моральных, эстетических образцов.

    Социологический подход к культуре несколько отличается от общего (культурологического). Общий подход дает интегративное знание о культуре, изучает культуру как целостность, ее теорию, историю, художественно-просветительскую, антропологическую, семиотическую стороны. А социологию интересуют закономерности развития культуры и формы их реализации в общественной жизни, роль культуры в функционировании и развитии общества. В рамках социологии имеется отраслевая дисциплина «Социология культуры». Она рассматривает строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами, объединяет различные элементы культуры в систему, воздействующую на личность, социальные группы, общество в целом. Культура выступает здесь как мера гуманизации и гармонизации общества, она во многом определяет социальные процессы, чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе. Социология отбирает в содержании культуры, в первую очередь, то, что способно выполнять функцию социальной ориентации в обществе, совершенствовать систему отношений между человеком и природой, человеком и оществом, человеком и человеком.[3]

    Параллельно с понятием «культура» с античных времен используется понятие «цивилизация». В научный оборот в полной мере оно входит с середины XVIII в. Происходит от латинского слова «civilis» - гражданский, государственный, имеет следующие смысловые оттенки:

- синоним культуры в узком смысле – материальной культуры;

- уровень, ступень развития материальной и духовной культуры

(античная цивилизация, постиндустриальная и т.д.);

- этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством

(Л.Морган, Ф.Энгельс).

В настоящее время приоритет имеет точка зрения, связывающая цивилизацию с предметным ресурсом культуры и признающая ее противоречивое единство с культурой. Цивилизация указывает, прежде всего, на материальность, технологичность, практичность, а культура, в первую очередь, - на ценность, а затем уже на функциональность, технологичность и т.п. Ряд специалистов, следуя позиции О.Шпенглера и Н.А.Бердяева, считает цивилизацию завершающей, технологической и «безбожной» стадией в развитии культуры, этапом ее умирания, видит в ней угрозу человечества в связи с неконтролируемым научно-техническим прогрессом. Думается, что это крайность. Значение цивилизации трудно переоценить.

«Цивилизация является той ступенью общественного развития , - писал Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе»[4]. Цивилизация, как видим, сопряжена с высоким уровнем производительных сил, науки, техники, товарного производства, транспорта и т.п. В современной трактовке «цивилизация» - воплощение материально- производственной стороны общественной жизни, уровень материального и духовного развития общества, стадия культурно-технического прогресса человечества, тот или иной исторический тип общества со свойственной ему культурой. Цивилизации различаются не по эпохе (в одну и ту же историческую эпоху могут быть абсолютно непохожие цивилизации), а по духовной культуре, являющейся как бы «питательным раствором» для всех цивилизаций. Реализация творческих сил человека возможна лишь в единстве культуры и цивилизации. Итак, культура и цивилизация не должны противопоставляться. Они между собой неразрывно связаны, хотя цивилизация появляется после культуры.

Основные признаки культуры:

- все возделанное человеком, а не природой;

- порождение сознания;

- образец деятельности;

- средство социализации личности;

- носитель гуманизма.

Культура - сложное по структуре явление. К структуре культуры существуют разные подходы. В частности, в американской социологической литературе выделяются следующие основные элементы культуры:

-Понятия (концепты), содержащиеся в языке и помогающие людям организовать и упорядочить свою жизнь, научиться в ней ориентироваться. Язык служит сплочению общества, способствует пониманию друг друга, координации совместных действий. Язык выступает системой коммуникации и использует в качестве средств передачи информации звуки и символы.

- Отношения – взаимосвязи между людьми с помощью понятий. Это помогает осознать, из чего состоит мир, как различные явления связаны друг с другом в пространстве и времени.

- Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и которые составляют основу нравственных принципов (например, 10 заповедей в христианской морали). Ценности дают критерии оценки действий, идей, мнений, предметов и составляют главное в культуре.

- Нормы (правила) – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры, выражающий представления о должном, желательном. В отличие от ценностей в нормах присутствует приказной момент, требующий обязательного выполнения конкретного правила[5].

По мнению известного английского социолога Э.Гидденса, культура включает в себя:

а) ценности, носителями которых являются члены определенной социальной группы;

б) нормы, которым они следуют – определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать, нормы представляют собой «можно» и «нельзя» социальной жизни;

в) материальные блага, производимые людьми и представляющие для них ценность;

г) виды творческой деятельности: искусство, литература, музыка, живопись и т. д,

д) образ жизни членов данного общества: их привычки, обычаи, манера одеваться, брачные ритуалы и семейная жизнь, религиозные церемонии, трудовая деятельность, проведение свободного времени[6].

Отечественные социологи также относят культуру к основным социологическим понятиям и включают в число базовых элементов культуры, прежде всего, ценности, в которых в концентрированном виде выражается смысл культуры, ее внутренний стержень, духовная квинтэссенция потребностей и интересов индивидов и социальных общностей, мотиваторы социального действия и поведения. Наряду с ними называются также нормы – императивное выражение ценностей; язык, верования, обычаи, техника, другие аспекты культуры (наука, искусство, философия, литература, политика)[7].

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции, поэтому многие считают, что на Земле нет ничего драгоценнее и священнее культуры. Прежде всего, надо отметить функцию социализации человека. Ее можно назвать также и человекотворческой, гуманистической функцией. Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурного опыта в виде социальных норм , ценностей, образцов поведения, установок, обычаев, культурных традиций, верований и т.п. Тот же смысл имеет термин «инкультурация», обозначающий процесс вхождения индивида в социокультурную систему. Он используется преимущественно в американской социологии. Тесно связана с социализацией ценностно-ориентационная функция культуры, которая вооружает комплексом духовных детерминант (определителей) деятельности отдельной личности или социальных групп. С их помощью обозначаются жизненные цели, программы и методы их достижения. В основе ценностных ориентаций лежат потребности, интересы, мотивы, установки, идеалы, стереотипы, знания, представления, переживания людей. Примыкает к ценностно-ориентационной функции нормативно-регулирующая, или управленческая. Ее задача – следить средством социального контроля за поведением человека. Назначение культурной нормы как регулятора поведения состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных вольностей, аффектированных психологических состояний, необоснованных мотивов деятельности и пр.

Важную роль играет коммуникативная функция культуры. Она закрепляет связь личности и общества, обеспечивает адекватность взаимопонимания в процессе социального общения, устанавливает связь времен, закрепляет прогрессивные традиции, проводит отбор самого культурного материала для тиражирования. Практически составной частью предыдущей функции является информационная. Чаще они употребляются вместе как единая коммуникативно-информациионная функция, выполняя задачу трансляции социального опыта, то есть передачи культуры в форме информации (знаний, норм, ценностей, традиций, теорий и т.п.) от поколения к поколению, от человека к человеку, группе, обществу и обратно, между группами, этносами, нациями.

Непреходящее значение имеет интегративная (объединяющая) функция культуры. Она идентифицируют людей , принадлежащих к одной нации, религии, социальной группе, приобщает их к культурному наследию прошлых поколений, способствуют постоянному духовному обогащению. А в конечном счете обеспечивает культурно-историческое и духовное единство общества. Особенно велика роль этой функции в «смутное время», в периоды социальных кризисов и разломов, а также в процессе трансформации – смене социокультурных сфер (П.А.Сорокин). Культура в эти тяжелые времена, как и общество, дезориентирована, дезинтегрирована. Поэтому многое зависит от мобилизующей силы культурно-государственной идеи в целях сохранения целостности общества и спасения базовых культурных ценностей от разрушения или подмены.

Иногда среди прочих называют функцию образования и воспитания. Она помогает формированию одухотворенной, ответственной, управляемой личности, настроенной на сознательную деятельность, овладевшей научными знаниями. Но отдельно ее можно не выделять, так как она фактически поглощена рассмотренными выше функциями.

При характеристике культуры следует обратить внимание на принципы – ее теоретические исходные положения. Первый принцип - принцип преемственности - выступает как объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития. На основе данного принципа действует так называемый «культурный консерватизм» - течение, утверждающее ценность и своеобразие национальной культуры и ставящее своей задачей сохранение в ней образцов «высокой культуры», которая не только сама по себе уже самоценна, но является вместе с тем одним из главных средств социальной, политической стабильности данного общества.

Второй принцип – единство материальной и духовной культуры. По другому и быть не может: материальная культура – воплощенная в форму вещи духовность человека, своего рода «хранилище» духовного. А духовная культура – совокупный духовный опыт человека, представленный в предметно-вещественной форме (книга, картина, кинопленка и т.п.), в акте творческой деятельности( лекция, спектакль, концерт и т.п.) и связанный, как правило, с компонентами материальной культуры. В реальной жизни эти стороны культуры слиты.

Третий принцип дополняет второй: проникновение культуры во все сферы социальной жизни, что указывает на ее творческий характер. Она объективируется как в вещественно-предметных, так и в символически-знаковых продуктах деятельности (чертежи, ноты, алфавит и пр.).

Четвертый принцип - способность к саморазвитию, к самовоспроизводству. Этот процесс протекает в основном в трех формах:

а) спорадической, стихийной, неосознанной;

б) полусознательной – метод проб и ошибок;

в) сознательной, связанной с инновациями, научным расчетом и

контролем.

Пятый принцип – взаимодействие культур. Оно может происходить

как внутри одной отдельно взятой культуры (между поколениями, классами, нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах человечества – социокультурные системы и суперсистемы (Запад и Восток). В ходе взаимодействия происходят процессы ассимиляции (культурного поглощения), аккомодации (вынужденного приспособления),культурного отбора (избирательного добровольного освоения другой культуры).

Шестой принцип – зависимость типа культуры от природных и

искусственных условий жизни общества и его обратное влияние на их изменение.

Седьмой принцип – неравномерность развития культуры; с одной

стороны, наблюдается несовпадение расцвета или упадка культуры в сравнении с другими сферами, например, с экономической, политической; с другой стороны, неравномерно развиваются виды культуры -  нравственная отстает, а политическая вырывается вперед.

Указанные принципы можно считать закономерностями развития культуры, то есть объективными, повторяющимися, существенными связями между явлениями и процессами в данной области.

2.В каждом обществе имеется своя неповторимая культура. Вместе с тем существуют культурные универсалии – некоторые понятия, идеи, взгляды, черты, общие для всех культур  народов мира. Это  элементы, составляющие основу бытия – изготовление орудий труда, совместный труд, образование, семейная жизнь, религиозные обряды, язык, спорт, гостеприимство, танцы и т.д. Они порождены физиологическими, психологическими, социальными потребностями и интересами людей в поддержании жизни, общественного согласия, передаче социального опыта, моральных запретов или ограничений, религиозных верований. Универсалиями являются такие (вроде бы простые, на первый взгляд) понятия, как имя, дом, жизнь, судьба, поступок, признание, мудрость, смерть, детство, урок, бессмертие и другие.

Известные ученые М. Мид и К. Клакхон (США) в качестве универсалий выделили: язык как символ и смысл действий; ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, идеологий; типичные связи и взаимодействия – родственные, функциональные, ритуальные, ценностные; образцы и эталоны поведения. Так или иначе, универсалии – это наиболее распространенные элементы культуры, выступающие как нормы , образцы, стереотипы сознания и поведения.

    Универсальность не исключает, более того, предполагает многообразие содержания конкретных моделей культур. Культура классифицируется по общности каких-либо признаков на типы, уровни, формы, виды. Тип культуры может зависеть от типа общественно-экономической формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая культуры); от типа цивилизации (аграрная, индустриальная, постиндустриальная); от типа поселения и образа жизни (городская, сельская, столичная, провинциальная); от типа вероисповедания (христианская, исламская, индуистская, иудаистская).

    С точки зрения уровня выделяют элитарную, массовую, народную культуры. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей достаточно узок, но по мере роста образования членов общества постепенно расширяется. И все же для нее характерны закрытость, амбициозный «духовный аристократизм» и даже противостояние культуре основной массы населения культуре большинства. Истоки этого подхода восходят к творчеству А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета. В их концепциях человечество разделяется на «людей гения», способных к творческой деятельности, и «людей пользы», чей удел – утилитарная работа (А.Шопенгауэр). Привилегированное положение занимает «сверхчеловек», обладающей уникальными качествами (Ф.Ницше). Типичным проявлением элитарной культуры являются теория и практика «чистого искусства», или «искусства для искусства».

    Массовая культура – культура, соответствующая ожиданиям массовой аудитории, ее потребностям в досуге, развлечении, общении, игре. Она предполагает массового потребителя и носит индустриально-коммерческий характер. Она связана с появлением и усовершенствованием технических средств передачи информации. Вместе с массовой культурой возникают коммерческое искусство и «рыночная личность», которая ведет себя, уподобляясь товару. Примером массовой культуры является шоу - зрелище, отличающееся внешней претенциозностью, крикливостью, порой вульгарностью. Оно рекламируется как демократический вид искусства, чаще всего имеет коммерческий успех, но по качеству все же не поднимается выше среднего уровня.

    Народная культура – собирательное понятие, включающее обыденные представления, народные традиции, произведения народного творчества (мифы, былины, сказки, частушки, песни, танцы, художественные промыслы и т.п.). Носит неспециализированный характер. Но ее непрофессиональный статус не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания.

    Культуру различают по масштабу влияния, по степени охвата социальной жизни. С этой точки зрения выделяется доминирующая культура, которая является в данном обществе господствующей, содержащей культурные универсалии этого социума, ценности и нормы большинства людей. Доминирующая культура проявляет себя и в обыденной культуре, используемой в повседневной жизни. Это наиболее массовая и постоянная сфера ее применения. Ведущую роль в повседневной обыденной культуре играют обычаи, традиции, стереотипы, нравы и другие элементы, находящие свое проявление в обычных поступках людей. 

    Кроме доминирующей культуры, существуют еще так называемые частичные культуры. Среди них наиболее известны субкультура и контркультура. Субкультура– суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры. Она обладает собственными ценностями, нормами, обычаями. Но все же не утрачивает связи с главным культурным «стволом». Субкультурами могут быть подвиды культуры, отражающие особенности различных наций, конфессий, профессий, демографических и других общностей людей. Субкультуры обладают известной стойкостью, но и они со временем могут меняться и даже исчезать, а генеральный, господствующий массив культуры при этом сохраняется.

    Контркультура – совокупность социально-культурных установок, ценностей, норм, ориентаций, противостоящих доминирующей культуре. Сам термин появился в 60-е годы XX в. и вначале отражал либеральные оценки молодежной культуры, идейных течений «мятежных» социальных групп, отличающихся анархизмом и нигилизмом. В последнее время подход к контркультуре более мягкий. Она все меньше характеризуется как «исчадие ада», вызов и отрицание «культуры отцов». Противостояние господствующей культуре рассматривается уже в контексте рождения новых ценностно-нормативных установок, то есть как естественный процесс. Ссылаются на рождение христианства: это ведь тоже был для своего времени контркультурный феномен. Носители контркультуры всегда в поиске средств самовыражения. Объектом их внимания выступают образ жизни, стиль мышления, язык, манера поведения, внешний вид. В настоящее время самая значительная из субкультур, иногда принимающая характер контркультуры, как и ранее, - молодежная культура. В качестве ее целей определены: конструирование «свободных» отношений человека с природой, становление «новой чувственности», высвобождение подсознательных сил и влечений. Средствами их достижения избраны: употребление наркотиков, религиозно-мистический экстаз, неформальные связи и т.п.

    Характеристика разновидностей культуры будет неполной, если не упомянуть о специализированных культурах. Они содержат проявление культуры в исторически появившихся сферах разделения труда, выражают реальное состояние культуры, обеспечивают реализацию потенции человека, его взаимодействие с культурой своего общества. Конкретными формами такого рода культуры являются философская, политическая, правовая, религиозная, физическая, художественная, экологическая, экономическая и другие виды.

    В последнее время актуализируется экологическая культура, представляющая собой систему ценностных ориентаций, требующих сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, бережного, трепетного отношения к биосфере, жизни, человеку. Все больше возвышаются авторитет правовой культуры, содержанием которой являются защита естественных прав человека, обеспечение функционирования производства и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности на основе законов, права. В условиях рыночных отношений возрастает значимость хозяйственной, деловой, профессиональной культуры. Во многом они связаны с культурой организации и ведения дела, с профессионализмом, навыками делового общения. Содержанием и целью здесь выступает реализация потенций человека как субъекта хозяйствования. Профессиональный труд для подлинно делового человека – это не столько способ зарабатывания денег, сколько форма самовыражения, демонстрации организаторского таланта, привлекательных деловых и человеческих качеств.

    Функционирование культуры (социокультурный процесс) постоянно сопровождается взаимодействием типов, форм, видов культур, изменением состояния культурных объектов и систем. Этот процесс включает: появление и распространение культурных явлений, обмен информацией, накопление социально значимых знаний и опыта, восприятие культуры, социализацию и инкультурацию членов общества, изменчивость стилей, подходов, оценок культуры.

    В отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции: а) культурный этноцентризм, б) культурный релятивизм,

в) культурная интеграция. При первом подходе «чужую» культуру оценивают по стереотипам, стандартам своей общности и принимают свою собственную за некий всеобщий образец, за основу для оценки и выработки суждений о других культурах. Этноцентризм обладает двойственным характером. С одной стороны, он способствует сплочению людей определенной этнической общности вокруг собственных норм и ценностей культуры, формированию этнического самосознания; с другой стороны, приводит к отрицательному отношению к ценностям иной культуры, что чревато межэтническими конфликтами или культурной самоизоляцией. Этот подход при определенных условиях может послужить основанием для национализма и шовинизма.

    При втором подходе (культурный релятивизм) отрицается оценка явлений иной культуры по своим меркам и критериям. Релятивисты считают, что оценочные суждения субъективны, условны, относительны. Им нельзя полностью доверяться. Каждая культура самобытна, специфична и может быть правильно воспринята лишь через призму ее собственных ценностей и норм. Такой подход более мягкий. Он позволяет находить пути взаимообогащения культур.

    Третий подход – культурная интеграция. Эта позиция содержит стремление к согласованности и взаимозависимости при сохранении своей самобытности. Культуры различных народов и стран все более сближаются. Вбирая все лучшее из других культур, каждая национальная (этническая) культура сама обогащается. К тому же практически каждое современное общество полиэтнично. Это делает процесс сближения и взаимного обогащения культур еще более естественным. Здесь заложен курс на интернационализацию.

    «Диалог культур» (познание иной культуры через свою, а своей - через другую) – одна из особенностей современной культуры. Научно-техническая революция создала невиданные ранее возможности контакта между культурами. Современный человек может познакомиться с классической культурой, даже не выходя из дома. Первый концерт Чайковского в США в 1891 г. в зале Карнеги-холл в Нью-Йорке слушало около 2 тыс.человек. Первое выступление рок-группы «Битлз» в 1964 г. благодаря телевидению смотрели и слушали уже 73 млн. человек. А сегодня благодаря спутниковой связи это произведение становится доступным почти 2 млрд. телезрителей.

    Активное развитие средств массовой коммуникации привело к появлению новых культурных форм. Одна из них – экранная культура, связанная с компьютерной революцией и основанная на синтезе компьютера с видеотехникой. Появились видеотелефоны, компьютерные сети, система «Интернет», позволяющие получать на экране компьютеров заказанную информацию из центров науки и культуры. Это увеличивает скорость, качество, компактность получения информации в любой области знания. Специалисты считают, что экранная культура сформирует новый тип мышления и новую систему образования, предрекают ей большое будущее.

    Заметной тенденцией развития культуры стало расширение индустриально-коммерческого типа производства стандартизированных, духовных благ, превращение культуры в полном смысле слова в отрасль рыночной экономики. Коммерциализированная культура во главу угла ставит стремление к извлечению прибыли. Влиятельную позицию в культуре завоевывает шоу-бизнес, рассчитанный на психологическое воздействие на потребителя, на невзыскательный вкус, на доступность, подогреваемую крикливой рекламой. В культуре современной эпохи приобрела также известность контркультура, бросившая вызов общепринятым нормам морали и стандартам поведения. Наличие и распространение контркультуры кое-кем расценивается как признак кризиса культуры. В этом случае XX век следовало бы считать веком общего кризиса культуры, что весьма сомнительно. Тем более, как утверждал академик Д.С.Лихачев, об уровне культуры судят «не по ущельям, а по вершинам».Ряд исследователей считают, что нарушается естественный баланс между высокой и низкой частями культуры, причем господствовать начинает именно массовая культура. Надо помнить, последняя представляет собой диалектическое единство противоречивых сторон, находящихся в постоянном взаимодействии. Высокая культура обеспечивает преемственность, единство, создает систему ценностей, низовая  осуществляет саморазвитие системы, ее обновление[8].

3. Россия, являясь мостом между Европой и Азией, Востоком и Западом, не могла не впитать и культурные ценности этих миров. Вместе с тем, пройдя суровый исторический путь, создала свою неповторимую культуру.

    А.М.Горький подчеркивал, что в области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасных условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души. Но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок[9].

    В русской культуре господствуют свои традиционные ценности. Среди них – соборность. Термин введен еще А.C.Хомяковым для обозначения самобытности русской общественной организации, в основе которой лежит православие. Соборность – это гармоничная целостность человека, мира, церкви. Это способ решения проблем всем миром в противоположность западноевропейской культуре, основанной на индивидуалистических ценностях. Для русской культуры характерен приоритет духовности, когда главным побудительным мотивом деятельности выступает великая мобилизующая идея, будь то идея собирания государства, православных единоверцев или построение коммунизма - самого справедливого общества на Земле. На Руси всегда в почете среди большинства членов общества был принцип нестяжательства, разумной достаточности, отрицательного отношения к накопительству, ростовщичеству. Это видно из народных афористичных суждений: «на хлеб есть, и довольно»; «не в деньгах счастье»; «бедность – не порок».

    В русской субкультуре сочувствием пользовалось правдоискательство, в центре которого находится обостренное чувство социальной справедливости, равенства, милости к падшим, артельного братства. Близко к нему стоит палладизм – качество, обозначающее жертвенность, установку личности на действия не ради себя, а ради других. Подобные взгляды могут родиться лишь в рамках общинного существования, при господстве духа коллективизма. Особенностью русской культуры является также духовная пластичность людей, состоящая в терпимости к чужим нравам и обычаям, в желании дружить с побежденными, в умении прощать обиды и не помнить зла. Видимо, отсюда проистекает мессианское начало в русском менталитете.

    Вместе с тем для русской культуры свойственен необоснованный социальный романтизм членов общества, более того, известные политические наивность и простодушие. Об этом свидетельствуют непрерывные попытки моментальных преобразований и нововведений, убежденность в легкой и быстрой работе по преодолению искривлений социальной жизни (реформы Петра I, освободительное движение декабристов, народничество, большевизм, либеральный демократизм конца XX в.)

    В русской нации обращает на себя внимание и установка на «авось». По мысли известного отечественного философа Г.П. Федорова, русский работает из-под палки, встряхиваясь в последний час, когда не щадя себя наверстывает упущенное за месяцы безделья, как правило, неся при этом огромные потери и жертвы.

    Накопленный исторический опыт, выработанные стереотипы культуры русского народа позволяют высказать предположение, что ему противопоказаны механические заимствования из инородных культур, например, «вестернизация». У значительной части общества наблюдается реакция ее отторжения, хотя в разумной мере усвоение «чужой» культуры полезно, и оно происходит.

    На современном этапе наблюдаются следующие тенденции в российском социокультурном процессе:

· Обособление национальных культур вследствие развала СССР и изменения содержания и направления социокультурного процесса.

· Ослабление влияния русского языка как фактора культуры и орудия межнационального общения, в том числе как языка ООН.

· Коммерциализация и приватизация объектов культуры, сползание культурной деятельности к рыночному и гедонистически-игровому полюсам.

· Снижение интереса к работе классических учреждений культуры (музеи, библиотеки, академические театры) и возрастание интереса части общества (прежде всего, молодежи) к зрелищным формам новой волны (рок-культура), вместе с тем  повышение уровня культурно-коммуникативной усталости, апатии.

· Смена системы ценностей культуры. Минимизация духовных потребностей населения. Ослабление этических и эстетических навыков поведения людей.

· Пассивная, неэффективная государственная политика в области культуры, ее противоречивость: с одной стороны, некоторое расширение возможностей для свободного творчества. с другой стороны, утрата должного контроля за качеством культурной продукции, сужение доступа к культуре для простых граждан.

Насущные задачи социокультурной деятельности в России:

- разработка и реализация высокой созидательной цели, национально

государственной идеи для осознания своей страны как одного из мировых центров культуры;

- возрождение патриотических чувств, пропаганда исторических заслуг

русского народа и других народов Российской Федерации перед мировым сообществом;

- введение коммерческих, рыночных отношений в сфере культуры в

определенные границы; повышение научного и нравственного контроля со стороны государства и институтов гражданского общества за системой массовой коммуникации;

- создание режима наибольшего благоприятствования для бесплатного

народного образования, выпуска по сниженным ценам учебной, детской, научной и иной просветительской литературы;

- мобилизация общественного мнения на защиту русского

литературного языка, на нейтрализацию средствами культуры бездуховности части населения, радикалистского менталитета, правового нигилизма, анархического романтизма и других социальных отклонений.

Культура  –   это   система   материальных   и   духовных  ценностей,

совокупность приемов и способов человеческой деятельности по их созданию, хранению и распространению. Культура выступает как показатель и мера общественного прогресса, как единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, как производство самого человека во всем богатстве общественных связей и отношений, как степень воплощения гуманистических целей.

    В процессе общественного развития возникает особый вид непосредственных отношений между










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 512.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...