Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внешняя торговля России: товарная и географическая структура. Основные направления повышения ее эффективности.
Географическая структура внешней торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье). В отношении торговли со странами СНГ наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное, прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов. Удельный вес стран Содружества во всем товарообороте в 2009 году понизился до самого низкого за последние 4 года уровня, составив всего 14,6 % . Состав основных торговых партнеров России в 2009 году не изменился. Главными партнерами остаются страны ЕС. Однако их удельный вес во внешнем обороте за 4 года снизился на 4 % и в 2009 году составил 50,3 %. Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки. Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай. Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале девяностых годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв "западные иллюзии", эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. При этом наблюдается увеличение доли стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2009 году 20,7 % в общем объеме. Необходимо отметить, что в 2009 году объем внешней торговли России снизился по сравнению с 2008 годом более чем вдвое (на 53%, по данным Федеральной таможенной службы). В большей степени это связано с падением экспорта из России. Его сокращение существенно опередило падение импорта (47,4 % против 39,3%). Причины столь резкого сокращения внешней торговли лежат на поверхности. Примерно 70% в структуре российского экспорта составляет топливно-энергетическая продукция, и при случившемся падении цен на нефть соответствующее сокращение экспорта вполне закономерно. Сокращение экспорта топливно-энергетических товаров было максимальным и составило 51%. Между тем, учитывая довольно сдержанные прогнозы цен на нефть, восстановление российского экспорта может оказаться длительным процессом. По сведениям Министерства экономического развития России, среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2009 году составила 41 долл. США за баррель, а в 2010 году её цена ожидается на уровне 50 долл. США за баррель. Существующее снижение объемов импорта, прежде всего, связано с реальным сокращением объемов поставок из-за рубежа. После снижения курса рубля к ведущим валютам импортные товары стали для российских потребителей примерно в 1,5 раза дороже, что привело к соответствующему падению спроса на них. Другой причиной падения импорта может быть снижение закупок машин, оборудования и другой техники - денег у компаний нет, и инвестиции падают практически по всем отраслям. Меньшее (по сравнению с экспортом) падение импорта связано с тем, что без некоторых товаров российские потребители просто не могут обойтись. Именно для продовольственных товаров падение импорта было минимальным - 19%. В отличие от компаний, население пока сохраняет платежеспособность. Хотя и здесь снижение было неравномерным. Так, Россия сократила закупки импортного мяса на 26%, мяса птицы на 32%. Импорт овощей уменьшился почти на 20%. А абсолютным лидером по сокращению импорта стало подсолнечное масло - минус 79%. Среди импортных товаров наименее востребованными оказались машины, оборудование и транспортные средства, которые потеряли 54 % оборота. Продукция химической промышленности упала примерно на 30 %. По мнению экспертов, в перспективе Россию ждет обвал импорта, связанный с ослаблением курса рубля. Кроме того, по мнению экспертов, волна сокращения импорта до России дошла еще не в полной мере. «Сейчас идет снижение доходов отечественных компаний, но на будущий год они все, что хотели, уже заказали и оплатили, - говорит заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. - А вот последующие расходы уже будут урезать». По его мнению, основной объем сокращения импорта дойдет до России примерно через полгода. Тогда падение импорта составит не менее 50%. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |