Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ответственность за правонарушения в области использования и охраны земель
Понятие и основания ответственности в области использования и охраны земель
Для обеспечения рационального использования и охраны земель служит юридическая ответственность. Юридическая ответственность в любой отрасли права – явление многогранное и сложное. Как правовой институт ответственность за правонарушения в области использования и охраны земель включает совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия и порядок их возложения на правонарушителя. ЗК РФ включает абсолютно новую норму, определяющую основание дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения. Порядок привлечения к такой ответственности устанавливается специальным законодательством (трудовым, законодательством о государственной и муниципальной службе и др.). Привлечение виновного к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности устранить земельное правонарушение и возместить причиненный им вред. Земельное правонарушение можно определить как виновное противоправное деяние, нарушающее правовые нормы, регулирующие отношения в области использования и охраны земель. Общим объектом являются отношения в области использования и охраны земель. В качестве специальных объектов могут быть выделены отношения собственности, землевладения, землепользования (например, при самовольном занятии земельного участка); установленный порядок использования и охраны земель (например, при использовании земельного участка не по назначению). Объективную сторону образует противоправное деяние, которое выражается в противоправных действиях (например, захламление земель) или в противоправном бездействии (например, невыполнение мероприятий по охране земель). Субъектом земельных правонарушений могут быть любые физические (российские, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица. Нередко ответственность несут специальные субъекты – должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Субъектами земельных правонарушений являются как «непосредственные» лица, которым земельные участки предоставлены на законном основании (например, при использовании землевладельцем земельного участка способами, приводящими к ухудшению его качества), так и «сторонние» (например, при самовольном занятии земельного участка). Субъективная сторона земельных правонарушений характеризуется виной правонарушителя, т.е. наличием неосторожности или умысла. За земельные правонарушения законодательство предусматривает административную, уголовную, гражданскую и дисциплинарную ответственность.
Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность – наиболее распространенный вид ответственности за земельные правонарушения. Субъектами административной ответственности за земельные правонарушения являются физические (в том числе должностные) и юридические лица. Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, и лишь за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица госземконтроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей возможно наложение предупреждения. Административный штраф – денежное взыскание, и выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения правонарушения. Фактически все составы земельных правонарушений предусматривают различные размеры штрафов в зависимости от их субъектов (физических, должностных, юридических лиц). Предупреждение выносится в письменной форме. Составы земельных правонарушений установлены в нормах кодекса РФ об административных правонарушениях и могут быть предусмотрены специальными законами субъектов РФ. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит достаточно много видов (в том числе новых) земельных правонарушений, которые расположены в разных главах. Если систематизировать все предусмотренные кодексом РФ об административных правонарушениях составы земельных правонарушений и классифицировать их, можно выделить три группы: 1) противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю (например, самовольное занятие земельного участка – ст. 7.1; самовольное занятие земельного участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд – ст. 7.9); 2) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны (например, нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов – п. 2 ст. 8.12; использование земель не по назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель – ст. 8.8); 3) противоправные деяния, нарушающие правила управления земельным фондом (например, незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения – ст. 7.16; неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа госземконтроля – п. 1 ст. 19,4). Административные взыскания за земельные правонарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях, будут налагаться в соответствии с компетенцией, установленной в гл. 23 кодекса: мировыми судьями; должностными лицами, выполняющими надзорные и контрольные функции, федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных уполномоченных органов. Те дела, которые предусмотрены законами субъектов РФ, будут рассматриваться в пределах полномочий, установленных этими законами: мировыми судьями; должностными лицами уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ; административными комиссиями или коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |