Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В любом обществе приходится делать  выбор, потому что не хватает ресурсов, чтобы произвести всё, в чём люди нуждаются. 




И ее методологические основы.

1. Заполните пропуски в приведенной ниже схеме.

 

2. Назовите основные методы, используемые при изучении экономических явлений, и представьте их в таблице:

 

Таблица 1.

НАЗВАНИЕ МЕТОДОВ СОДЕРЖАНИЕ
1 Методы научной абстракции Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов.
2 Анализ Автономное рассмотрение частей единого целого
3 Синтез Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое
4 Индукция Умозаключение, представляющего собой движение от фактов к обобщениям
5 Дедукция Метод логического доказательства теоретических положений на основе небольшого числа исходных аксиом
6 Сравнение Определения сходства и различия рассматриваемых явлений
7 Аналогия Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное
8 Моделирование Логическое, графическое, формализованное описание с помощью математических методов экономики

 


3. Назовите пять основных проблем экономики.

 

Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг.
"что производить"
   
"как поддерживать полную занятость"
"как обеспечить гибкость экономической системы"
Определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость). В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу.
"как производить"
"как распределить общий объем произведенной продукции"

 

 


3. Функции экономической теории.   

 

 

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Образовательная — имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

5. Прогностическая — на основе анализа эконом. явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

 

 


                                             

4. ТЕСТ

 

Выберите правильные ответы:

 

1. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

а) марксизм

б) меркантилизм

в) мелкобуржуазная политическая экономия

г) кейнсианство

д) классическая политическая экономия

е) физиократы

2. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения?

а) меркантилизм

б) физиократы

в) классическая политическая экономия

г) маржинализм

3. Меркантилисты считали основным источником богатства общества:

а) труд;

б) природу;

в) эксплуатацию;

г) торговлю.

 

4. Главная идея Дж. Кейнса - это:

а) рыночный механизм является совершенным и не требует государственного регулирования;

б) рыночный механизм не является совершенным и требует государственного регулирования;

в) необходимо ограничение роли государства.

5. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории?

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека

б) это наука о мотивации поведения человека

в) это наука о производстве и критериях распределения произв. благ

г) это наука о натуральном богатстве

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов

е) дайте свое определение

6. Ответьте на вопрос: зачем нужна экономическая наука обществу? Объясните, почему недостаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решениями практических задач?

Ответ: экономическая наука нужна обществу для того, чтобы знать историю развития этой науки, ее теории и этапы развития.

 


ТЕМА 2. Общественное производство – основа

 развития общества.

Конечная цель экономической деятельности людей – удовлетворение материальных и духовных потребностей.


                          

       естественная сторона означает, что…

Материальные потребности

 


        Общественная сторона означает, что…

 

Классификация материальных потребностей

 


Потребности для себя
Потребности вместе с другими
Потребности для других
     

 

Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима.
Потребности, выражающие родовую сущность человека. Это – потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме
Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.


  

 

 

это товары, услуги и социальные и экологические условия, которые удовлетворяют потребности человека или которые человек вынужден потреблять или использовать.


Благо

 

блага с отрицательной полезностью или блага, увеличение потребления которых небезопасно для человека (нормы потребления таких благ для каждого отдельного человека может быть различной, но существуют и стандартные нормы (ПДК)).












Антиблаго

 

 

 


Пирамида потребностей А.Маслоу.

 5. Факторы процесса производства:

Основное свойство экономических ресурсов - их относительная ограниченность. Она означает, что количество ресурсов является ограниченным не абсолютно, а применительно к потребностям людей. Ограниченность ресурсов определяет границу производственной деятельности людей, возможные объемы производства необходимых обществу товаров, а соответственно и уровень потребления. Поэтому, поскольку потребности людей практически безграничны, а экономические ресурсы относительно ограничены, общество не в состоянии в полной мере удовлетворить собственные потребности.
- совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ составляют вещественный фактор производительных сил, включая технологию производства и образуют материально-техническую базу общества, и состоят из: 1) предметов труда, подвергаемых обработке (сырье, материалы, полуфабрикаты); 2) орудия производства (средства труда), с помощью которых человек воздействует на предметы труда
Есть то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Они включают в себя 5 элементов: орудия труда (машины, механизмы), силовая или энергетическая система; сосудистая или транспортная система; контрольно-измерительная и информационная система; общие условия труда (климат, место).  
Это то, на что направлен труд. В свою очередь, предметы труда бывают двух видов: а) предметы труда, данные природой в своем первородном состоянии (деревья в лесу, залежи нефти); б) предметы труда, опосредствованы трудом человека (древесина на деревообрабатывающем комбинате, нефть на нефтеперерабатывающем заводе). Эти предметы труда называют сырьем.
Это способность к труду, а сам труд – это реальное использование, потребление рабочей силы. Общее условие труда – это способность человека к труду, которая включает в себя совокупность физических, умственных, духовных и психологических качеств человека, необходимых для процесса труда. Наглядный пример различия понятий рабочей силы и труда – это безработный, который имеет рабочую силу, но не имеет возможности использовать ее.

 




Средства производства -

      

 

Средства труда -

       

Предмет труда -

    

Рабочая сила -

 

6. Основное свойство экономических ресурсов:

 

 

7. Вставьте в предложение следующие слова: нуждаться; выбор; ресурсы.

В любом обществе приходится делать  выбор, потому что не хватает ресурсов, чтобы произвести всё, в чём люди нуждаются. 

ТЕСТ.

Выберите правильные ответы:

1. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

2. Вещество природы является экономическим благом

а) может быть употреблено без процесса производства

б) процессу его потребления предшествует процесс переработки, т.е. воздействие человека.

3. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) верно всё указанное.

4. Что означает экономическое понятие "ограниченные ресурсы":

а) отсутствие в стране определённых полезных ископаемых;

б) невозможность удовлетворения всех человеческих потребностей;

в) состояние ресурсов в период экономического спада;

г) высокие цены на товар, ограничивающие возможность приобретения?

5. Проблемы: что, как и для кого производить? - могут иметь отношение:

а) только к административно-командной экономике;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

6. Редкостью экономисты называют:

а) исчерпание источников полезных ископаемых;

б) ограниченный доступ к ресурсам;

в) недостаточность ресурсов для удовлетворения наших потребностей.

Тема 3. Собственность. Приватизация.

Собственность - это отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.
Объект собственности - это пассивная сторона отношений собственности виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.
Субъект собственности – это активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.



Тест.

Выберите правильные ответы:

1 . Собственность - это:

           а) отношение человека к вещи

           б) сама вещь

            в) отношение людей друг к другу по поводу присвоения условий материальных прав и прежде всего средств производства

2. Выделите элементы, относящиеся к объектам собственности:

         а) государство;

         б) экономические ресурсы;

         в) готовая продукция.

3. Если объектом собственности является продукт своего труда, то он связан:

         а) с наёмным трудом

         б) с личным трудом

         в) все ответы верны

4. К какой форме собственности относится ваше учебное заведение?

         а) государственной;

         б) коллективной;

         в) частной.

5. Существование государственной собственности обусловлено:

 а) наличием капиталоёмких и нерентабельных отраслей (железные дороги, автомобильные дороги, угольная промышленность и т.д

б) необходимость решения общественных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения

в) стремление увеличить социальный доход

г) все ответы верны.

 6. Выделите элементы, относящиеся к субъектам собственности:

          а) семья;

          б) средства производства;

          в) трудовой коллектив;

             г) труд.

7. Тождественны ли понятия: "разгосударствление" и "приватизация"?

а) да;

б) нет. (ответ обоснуйте)



Разгосударствление – комплекс мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономической системе, т.е. это трансформация государственной собственности в частную, коллективную и другие, в том числе смешанные и переходные формы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...