Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанр infotainment на современном ТВ-экране.Место репортажа в таких передачах и их жанровое многообразие.




 Развлекательность постепенно становится не только важной компонентой медиапрограмм, но и их формой, несущей с собой новые значения.

 “infotainment, гибрид информации и развлечения.

Передачи в жанре “infotainment” появились на российских экранах сравнительно недавно. Пожалуй, самые яркие и обсуждаемые из них, - проекты Леонида Парфенова “Намедни” и “Страна и мир”. В российском эфире “infotainment” нередко заменяет собственно информационные и аналитические программы, претендуя на их нишу.

Понятие “infotainment” подразумевает привнесение яркости в программу, которая представляет события дня или недели, ее ориентацию на зрелищность. Человека, включившего телевизор, следует удержать у экрана; ему не должно быть скучно, поэтому “интересность” становится основным критерием новостей и аналитики. Такое определение главной задачи программ “infotainment” вызывает дискуссии о границах жанров на телевидении, целях новостных передач, профессиональной этике журналистов, социальной ответственности телевидения.

 Окончание “–tainment” предполагает также “современность”, “модность” развлечения. В 1990-е гг. актуальность в видео-продукции массовой культуры связывалась с визуальной эстетикой MTV.[ix] Сегодня этот язык все еще признается “прогрессивным”. Его характерные черты - акцент на зрелищности, красоте поверхности сюжета-клипа, его лаконичность и динамизм, “хитрости” монтажа, высокий темп и быстрая смена образов, прерывистость и несвязность кадров видеотекста. К особенностям актуальной риторики шоу можно также отнести иронию и самоиронию, внешнюю легкость, игру со зрителем.

Передача «Намедни» появилась в эфире осенью 2001 года. Согласно официальному сайту НТВ: "Намедни" - это воскресная информационно-аналитическая авторская программа Леонида Парфенова. События, люди, явления, - все, о чем говорили на неделе в стране и мире. Программа отличается новым для российского телевидения подходом к информации. "Намедни" отказывается от принципа "политика-экономика-культура-спорт-погода", принятого в отечественной журналистике. Создателям программы интересно все, что интересно ее зрителям: высокие "паркетные" новости могут соседствовать с материалом из русской глубинки, репортаж из горячей точки - с сюжетом из жизни голливудских звезд.

  «Infotainment», прежде всего, шоу, но в российском эфире оно замещает информационные и аналитические передачи, имитирует их присутствие на телевидении. Черты спектакля «infotainment» проецирует на ту политическую, экономическую, социальную, культурную реальность, о которой повествует.

 

Репортаж

А. Общая характеристика
Репортажи составляют основу "Намедни". Пожалуй, это наиболее разработанный жанр программы. В "Намедни" много разновидностей репортажа, у каждого - свои приемы и законы, но дать общую характеристику репортерского метода все же можно. Главная установка: больше деталей, меньше обобщений, которые уместны в статье или в авторском комментарии в подводке. Репортаж — всегда рассказ об убедительном случае. Статичные синхроны сводятся к минимуму, интервью должно быть с параллельным действием (на велосипеде, за едой, во время стрельбы на огневой позиции). Помимо смысловых синхронов в сюжет часто вводятся синхроны настроенческие, или точнее, звуковые сцены ("live").

Б. Трип, или "погружение"
Наиболее полно возможности infotainment раскрываются в фирменном "блюде" программы "Намедни", которое в редакции называют "трип", или "погружение". Первое название подчеркивает форму путешествия с кем-то, чья социальная практика иная, нежели у основной аудитории. Второе отражает степень проникновения в тему. Нетипичные герои, нетипические обстоятельства. Трип может быть кошмарным или веселым, но он всегда подразумевает возвращение в нормальную реальность. Обобщения в трипе даже необходимы. Частный случай должен быть возвышен до уровня явления, иначе такой репортаж уместен в научно-популярной программе, а не в аналитической.

В отличие от популярного на Западе жанра lifestyle, который тоже изучает чужой образ жизни, трип дает иной угол зрения: не со стороны, а изнутри.

Можно попытаться наметить основные тематические линии трипов.

Прежде всего, это субкультуры, которые, в свою очередь, подразделяются на профессиональные (хакеры), молодежные (футбольные фанаты, скинхеды), этнические (хасиды), протестные (антиглобалисты, лимоновцы) и т.п. Критерием деления может быть и среда обитания. Если советник Президента РФ Илларионов говорит, что Россия должна по экономическому росту догнать Португалию, то почему бы не "погрузиться" в жизнь португальцев?

Поскольку трип предполагает некоторую пограничную реальность, то степень свободы самовыражения журналиста здесь достаточно высока. Главное, что необходимо, — не переврать факты и не навредить. Реорганизовывать же реальность можно, оставаясь в рамках профессии. Например, в духе infotainment отрабатывать мифы. Если португалец — значит, рюмочка портвейна (хотя в Португалии предпочитают виски). Если скинхед — значит, кружка пива. Еще один важный субъективный момент в трипе — сопереживание. Корреспондент

В трипе, как ни в одном другом жанре infotainment, важна работа оператора. Видео первично, текст вторичен. Исключены не только "кабинетные" интервью, но и те, что производят впечатление постановочных. Трип — очень чувствительный к фальши жанр. Но это не значит, что интервью для сюжета отбираются по принципу "что в пути встретилось". Синхрон, даже самый короткий, это всегда портрет, кадр — информация о портретируемом; фон для интервью порой "говорит" больше, чем сам интервьюируемый. Законы трипа требуют динамики, поэтому синхрон должен сопровождаться адекватным действием героя. Образно говоря, мама должна давать интервью, моя раму.

В. Репортажи из "горячей точки"
Репортаж из "горячей точки", если это не победные реляции госканалов, вообще очень телевизионный продукт. И infotainment его не сильно видоизменил.

Корреспондент Антон Хреков (снимал для "Намедни" материалы в Чечне, Израиле, Афганистане) поясняет: "Горячая точка" — это не полигон и не съемочная площадка, где происходит война и только война. В "горячих точках" живут люди, часто такие же, как мы. Они ходят в магазины, водят машины. Человек, который стреляет или в которого стреляют, не живет в окопе. Через час-другой он тоже пойдет в магазин за хлебом".

Интервью

В данном случае под интервью подразумевается форма получения информации. Главное требование infotainment - динамичность. Стандартное же интервью в студии, даже непродолжительное, ломает ритм программы. Сумма "оживляющих" приемов придумывается для каждого конкретного случая, само место проведения интервью должно содержать дополнительный смысл.

Двойное интервью используется в тех случаях, когда есть две конфликтующие стороны. Уговорить их поспорить очно — трудно. Поэтому каждого интервьюируют отдельно, а ответы монтируют перекрестным методом.

Интервью-клип короткое аудиовизуальное произведение. Интервью героя обрамляется фрагментами песен, клипов, спецэффектами. Итоговый продукт рассчитан скорее на чувственное восприятие и служит своего рода антидепрессантом.

Обозрение

В американских программах, ориентированных на infotainment, практически нет обозрений (этот жанр считается безжизненным). Но в "Намедни" он используется с первого выпуска — в телециклах "Кому принадлежит Россия?" (2001 г.) и "Сделано в СССР" (2002 г.).

Про телеобозрение справедливо говорят: смотреть не на что. Видеоряд — всегда условный: если показатели добычи нефти растут — зритель видит буровую, если снижаются — снова буровую. Словом, скучнее обозрения может быть только обозрение на производственную тему, чем и являлся проект "Кому принадлежит Россия?". Сделать деловую журналистику зрелищной удалось за счет монтажных приемов, которые раньше использовались только в рекламных роликах и музыкальных клипах. В каждом кадре — действие. Несколько кадров подряд создают емкий образ.

Infotainment в кадре

Если на неделе выяснилось, что "вашингтонский снайпер" ездит на белом микроавтобусе, то в воскресенье точно такой же микроавтобус появляется в студии "Намедни". В редакции это называется "говорит и показывает Парфенов". Кто-то из телекритиков назвал предметы в студии "наглядными пособиями".

Стандартный выпуск "Намедни" — это три информационных блока, три блока рекламы и конечные титры. У каждого информационного блока — своя задача.

1-й блок (40 минут) задает ритм программы. Его формат — ревю: события, люди за неделю. Основа — репортажи о "горячих" событиях недели плюс фирменные блюда "Намедни" (например, трип). В первом блоке "Намедни" всячески подчеркивает свою непохожесть на других, особенно политическую.

2-й блок (20-25 минут). Дает зрителю отдышаться и спокойно подумать. Формат — журнальный. Если в первом блоке — репортажи в основном по поводу (информационному), то во втором — на определенную тему. Основное внимание — явлениям и тенденциям. И только ближе к концу второго блока, чтобы взбодрить зрителя, ставится "жгучий" сюжет на одну из тем недели. Поскольку в политической сфере конфликты теперь редкость, обычно это бывает экономический детектив. Например, аукцион по "Славнефти": "Кому достанется "Славнефть"? Один Абрамович против полутора миллиардов китайцев".

3-й блок (10-15 минут). Территория для специальных проектов и гранд-репортажей. И на прощание — мультик, лирический дневник нашей дурной современницы Масяни.Часть №2

 

 




Вопрос №13










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...