Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стандартизация и сертификация в дошкольных учреждениях




Государственный контроль за качеством дошкольного образования в аккредитованных ДОУ Российской Федерации.

Государственно-общественная система управления дошкольным образованием. Органы управления образованием: федеральные (центральные), региональные (субъекты РФ), местные (муниципальные).

Обеспечение качества дошкольного образования через государственную аттестацию и аккредитацию, регулирование содержания и методов дошкольного образования, стандартизацию. Государственный контроль по обеспечению качества и доступности дошкольного образования на современном этапе в соответствии с ФГТ к структуре образовательной программы.

 

Государственный контроль (инспектирование) – это вид управленческой деятельности, в ходе которой устанавливается соответствие качества предоставляемым ДОУ услуг действующему законодательству, политики государства и общества, осуществляющей органами государственной власти и управления.

Инспектирование в образовательных учреждениях проявляется в целях:

1. Соблюдение законодательства РФ в области образования

2. Реализация принципов государственной политики в области образования

3. Пополнение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОУ

4. Защита прав и свобод участников образоват процесса

5. Соблюдение конституционного права граждан на образование

6. Соблюдение ГОС (не обязательно)

7. Совершенствование механизма управления качеством образования

8. Повышение эффективности результатов образов процесса

9. Развитие принципов автономности образоват учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат

10. Проведение анализа и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса

Формы государственного контроля:

· Надзор

(виды надзора:

1. Изучение насколько деятельность ДОУ соответствует нормативным актам;

2. Деятельность ДОУ соответствует локальным документам действующего законодательства)

основной метод – изучение документации и ее анализ + беседа

· Инспекционный контроль (виды: 1. Мониторинг (постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка, анализ, хранение, обновление, накопление информации)

· Аудит (само ДОУ обращается за проверкой, без принятия административных мер и штрафов)

· Проверка(плановые, оперативные)

Методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, анализ продуктов детской деятельности, методы обработки данных, моделирование и др.

ПРОВЕРКА 1 РАЗ В 5 ЛЕТ – ПЛАНОВАЯ

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

· федеральном;

· региональном;

· муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Государственный стандарт дошкольного образования включает систему требований к психолого-педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском саду. Стандарт задает правила организации педагогического процесса, определяет роль и место его участников, регулирует систему отношений дошкольной организации с семьей и сообществом.

Стандартом предусматривается разработка дошкольных образовательных программ воспитания и обучения, которые подразделяются на:

· основные (базовые, вариативные), включающие в себя основные направления развития ребенка, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;

· дополнительные, включающие приоритетные направления, обеспечивающие потребности населения в образовательных услугах, в соответствии с ключевыми компетентностями;

· специальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями в развитии.

Стандартизация и сертификация в дошкольных учреждениях

Одним из важнейших документов, определяющих и регламентирующих деятельность образовательных учреждений, является закон РФ «Об образовании», принятый 10 июля 1992 г.

В этом законе содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития всей системы образования в России в целом и дошкольной её отрасли в частности.

На основе этого закона политика государства в сфере образования может быть охарактеризована следующим образом:

· разгосударствление и нацеленность отечественной системы образования на удовлетворение потребностей общества;

· общественно-государственный характер управления, самостоятельность дошкольных учреждений на основе региональных, национально-культурных особенностей;

· свобода выбора гражданами для себя и своих детей форм, методов и содержания образовательных услуг на основе их разнообразия.

В настоящее время коллективы дошкольных учреждений самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определённых Законом РФ «Об образовании», вместе с тем к их работе предъявлены высокие требования.

В связи с этим актуальным является вопрос контроля над качеством осуществляемой детскими учреждениями образовательной деятельности, соответствия её предъявляемым требованиям государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования.

Государственный контроль обеспечивается через лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений.

Под лицензированием понимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

Компетентная экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в процессе его аттестации и аккредитации.

Аттестация – комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения, целью и содержанием которой является установление соответствия (несоответствия) содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта. Аттестация проходит один раз в пять лет.

Дошкольное образовательное учреждение подает заявление на аттестацию

Аттестация дошкольного образовательного учреждения осуществляется в два этапа:

1-й этап — изучение документов, представленных для аттестации учреждения, согласование содержания и сроков экспертизы с администрацией учреждения;

2-й этап — работа аттестационной комиссии в дошкольном образовательном учреждении (не более пяти дней).

При аттестации устанавливается исполнение дошкольным образовательным учреждением государственных требований по следующим аспектам его деятельности:

· психолого-педагогические условия воспитания и развития дошкольника (программы воспитания и развития);

· соответствие реализуемых программ государственным требованиям дошкольного образования.

Обязательными для экспертизы являются направления, оцененные при самоанализе самым высоким коэффициентом (3 балла) и самым низким (1,5 балла), по той и другой позиции не более трех направлений, заявленные дошкольным образовательным учреждением как приоритетные, согласно проекту стандартов дошкольного образования.

Изучается кадровое обеспечение педагогического процесса в ДОУ (подбор и укомплектованность кадрами, уровень подготовки, система повышения квалификации работников, динамика образовательного и профессионального уровня).

Устанавливается соответствие материально-технических и медико-социальных условий, условий требованиям реализуемой программы:

· предметно-пространственная и развивающая среда,

· научно-методическое обеспечение.

При проведении аттестации дошкольного образовательного учреждения члены комиссии:

· изучают представленные дошкольным образовательным учреждением материалы (Устав, лицензию, информационную карту, результаты самоанализа и прочее);

· используют как метод включенное наблюдение детской деятельности;

· проводят собеседование с руководителями и педагогами;

· изучают результаты диагностики детей (здоровья, психического развития, уровня развития детей), документы, подтверждающие связь дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами и др;

· используют другие аттестационные технологии: технологическую карту экспертизы деятельности, оценочные методики для проведения внешней экспертизы.

По итогам аттестации дошкольного образовательного учреждения аттестационная комиссия выносит заключение об использовании дошкольным образовательным учреждением требования государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определяет соответствие дошкольного образовательного учреждения виду, категории.

Государственная аккредитацияобразовательного учреждения – это процедура признания государством в лице её государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...