Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СССР в системе международных отношений




Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов были противоречивы. Окрепли позиции страны на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые демократические силы. Новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Отношения с ними СССР строились на основе договоров о дружбе и взаимопомощи. Но уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты, связанные в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 года СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Изменились и отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Наступил новый этап, вошедший в историю как период холодной войны. Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 году был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 году. Она объединила 51 государство. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 1940–1950-х годов в связи с корейской войной. В 1950 году руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее.

Западные страны стали бойкотировать СССР и страны народной демократии Восточной Европы. В 1949 году в целях решения проблем экономического бойкота был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В 1955 году в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Вторая половина 50-х годов XX века была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Вместе с тем во взаимоотношениях государств всё чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 года советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора. В конце 1950-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир к третьей мировой войне (Карибский кризис). В 1962 году правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении «карантина» на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущева.

 Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н. С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 году в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

4. Культурная жизнь в середине 1940-х —
начале 1960-х годов

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946 год). В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.

На рубеже 40–50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них, наряду с представителями науки, принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были наполнены воинствующими статьями. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

Либерализация общественно-политической жизни во 2-й половине 50-х годов дала мощный импульс для развития литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 году ЦК КПСС принял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”». Были реабилитированы многие деятели культуры — жертвы политических репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого, П. Н. Васильева, Н. Э. Бабеля и др.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Однако в начале 60-х годов вновь усилился идеологический нажим на культурную жизнь и ужесточились методы в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цехи и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 году было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Сразу после окончания войны началась работа по восстановлению научных центров. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 году в СССР состоялось испытание атомной бомбы, в 1954 году начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В подмосковном городе Дубна был создан международный центр дня проведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Однако диктат КПСС в духовно-идеологической сфере тяжело отражался и на развитии науки и техники. С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года они были объявлены лжеучеными.

Вместе с тем, в ряде приоритетных направлений советские ученые добились выдающихся результатов. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первым в мире совершил полет вокруг Земного шара на космическом корабле. В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства. Советские исследователи добились значительных результатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А. М. Прохоров и Н. Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом — были удостоены Нобелевской премии. Нобелевскими лауреатами стали академики Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л. Д. Дандау, П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк.

Диктатура в духовно-идеологической сфере проявлялась в усилении цензуры, обструкционизма, в управлении общественным мнением и самым серьезным образом влияла на пути развития литературы и искусства. Если сразу после окончания войны появились литературные произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И. В. Сталина, то в литературе 1950-х годов возрос интерес к простому человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д. А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю. П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г. Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Но уже в начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 года Н. С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов, что впоследствии сказалось на становлении творчества многих литераторов, художников, композиторов.

Сложными путями в послевоенные годы развивалась архитектура. Поначалу стремление к красоте выражалось в архитектурных излишествах. Таковые присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. Но в конце 50-х годов, с переходом к типовому строительству, «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы были основные тенденции социально-экономического и политического развития СССР в 1945–1964 годах?

2. Какие реформы в области социально-экономического развития во 2-й половине 40-х — начале 50-х годов XX века вы можете назвать? Охарактеризуйте их.

3. В чем суть и каковы итоги аграрных преобразований и изменений в промышленности в 1950-е — начале 1960-х годов?

4. Какие дела «врагов народа» были сфабрикованы в конце 1940-х — начале 1950-х годов?

5. Когда и за что Л. П. Берия был смещен со своего поста и арестован?

6. Как назывался главный доклад XX съезда КПСС, сделанный Н. С. Хрущевым на закрытом заседании?

7. Почему «оттепель» конца 1950-х годов не переросла в «весну» начала 1960-х годов?

8. Каковы основные направления, тенденции и итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 1940‑х — первой половине 1960-х годов?

9. Что такое «холодная война»? Каковы причины ее возникновения? Назовите участников, расскажите о ее проявлениях.

10. НАТО, АНЗЮС, ООН, ОВД, СЭВ: что это за организации, каковы причины их возникновения?

11. Расскажите об основных тенденциях и итогах культурного развития СССР в 1945–1964 годах.

 


ГЛАВА XIV
СССР В ЭПОХУ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»
И ПЕРЕСТРОЙКИ М. С. ГОРБАЧЁВА
(1965–1991 ГОДЫ)

 

Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. В середине 80‑х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые Перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетний советской системы.

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Осенью 1965 года начала осуществляться экономическая реформа в области промышленности. Индустриальное развитие 70-х — начала 80-х годов характеризовалось политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. На селе с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли.

На рубеже 70–80-х годов значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) через полтора десятка лет привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождалось поспешностью и показухой. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой производства в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Также резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Страна вступила в полосу экономического кризиса. В середине 80-х годов началось обновление экономических основ. Главным рычагом должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Первые годы Перестройки мало затронули действующую экономическую систему. В конце 80-х годов большинство хозяйственников и экономистов, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. Предпринятые меры не улучшили положения дел в народном хозяйстве. В 1990 году разрабатываются антикризисные программы, акцентирующие задачи на формах, темпах и путях перехода к рыночной экономике.

В общественно-политической жизни 1960–1970-х годов проходили сложные и противоречивые процессы. С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни; были свернуты начатые им преобразования.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 1960-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения коммунистической теории, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма.

В развитии общественно-политической жизни четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Была принята новая Конституция СССР. Коммунистическая партия называлась ядром политической системы. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало распространение движения диссидентства.

В социальную сферу, так же, как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «номенклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. «Номенклатура» была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л. И. Брежнева преодолеть «деформации социализма» успеха не имели. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской «оттепели», находилась на грани распада. Это всё глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Он и его сторонники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть этой политики виделась в соединении социализма и декмократии, в установлении «лучшего социализма». Во второй половине 80-х годов был утвержден курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена 6-й статьи явилась стимулом возникновения новых партий и движений.

Изменения в социально-экономической и политической жизни СССР сопровождалось явлением, получившим название «парад суверенитетов» — выходом союзных республик из состава СССР. В апреле-мае 1991 года в Ново-Огарёве (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о пересмотре Союзного договора. Противники Договора предприняли попытку государственного переворота (19 августа 1991 года был создан ГКЧП), который закончился неудачей. В декабре 1991 года в Беловежской пуще была достигнута договоренность о прекращении действия Союзного договора 1922 года — СССР перестал существовать.

В области внешней политики СССР на рубеже 60–70-х годов выступал с многочисленными инициативами об ослаблении международной напряженности. Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 годах состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности. На развитие взаимоотношений сторон оказал негативное отношение ввод в декабре 1979 года советских войск в Афганистан. По отношению к социалистическим государствам СССР проводил политику «ограниченного суверенитета», которая была названа на западе «доктриной Брежнева».

Годы Перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее положение нового курса на международной арене.

Развитие культуры после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. С одной стороны, открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 год начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. На рубеже 80–90-х годов произошли изменения в правительственной политике по отношению к духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Итоги Перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

1. Противоречия экономического развития СССР
второй половины 1960-х — первой половины 1980-х годов
и экономическая реформа М. С. Горбачева

К середине 60-х годов темпы экономического развития снизились. Было очевидным, что без реформирования народного хозяйства не обойтись. Преобразования коснулись, в первую очередь, сельского хозяйства. В марте 1965 года были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование, Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения на содержание личных хозяйств.

Осенью 1965 года начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления, но она не затрагивала основ командно-административной системы. В 1966 году к работе на новых условиях хозяйствования приступили свыше 700 предприятий.

Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы началось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения. Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал «АвтоЗИЛ». Восьмая пятилетка (1966–1970 годы) стала временем наиболее стабильного развития народного хозяйства. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция — на 50%. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия — Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км. В 70–80-е годы осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономических комплексов союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. На рубеже 70–80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976–1980 годы) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Реформы середины 60-х годов не остановили нарастание трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств. С целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения. Принимались и другие меры для подъема аграрного производства. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах — районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве, объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971–1975 годах он составлял 13% совокупного общественного продукта, а в 1981–1985 годах — лишь 6%.

Первые годы Перестройки мало затронули действующую экономическую систему. В 1987 году был принят курс на новую экономическую реформу. Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-командной системы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. На рубеже 80–90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон «О государственном предприятии» 1987 года). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия. Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. Но это не улучшило экономическую ситуацию: сократились темпы прироста продукции, увеличились размеры дефицита, росла безработица. Нужна была антикризисная программа. Летом 1990 года было принято решение о переходе к рыночной регулируемой экономике. Были разработаны антикризисные программы, которые представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Одну из них «500 дней» предложила группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию, намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе этой комиссии принимал глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало разумные формы социального протеста.

2. Политическое развитие СССР в 1965–1985 годы.
 Перестройка в общественно-политической жизни

В октябре 1965 года к власти в стране пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 года — Генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленностью.

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны во исполнение решений XX Съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для науки.

В начале 70-х годов Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. В октябре 1977 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства — Советы. Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Усиление идеологического нажима, отказ от политики десталинизации вызвали протест в советском обществе, что нашло отражение в развитии диссидентства и правозащитного движения. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк Р. Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны, судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 году группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 году участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи со вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные».

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю. В. Андропов. В ноябре 1982 года (после кончины Л. И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. До этого назначения Ю. В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Во внутренней политике краткое пребывание Андропова у власти была отмечено прежде всего попыткой покончить с наиболее вопиющими проявлениями коррупции, распространившейся в высших кругах партии при Брежневе. В 1981–1982 годах КГБ под руководством Андропова было раскрыто несколько «скандальных дел», в частности, «бриллиантовая история», в которой непосредственно были замешаны дочь Брежнева Галина и его зять Юрий Чурбанов (заместитель министра внутренних дел); «скандал с сервизом Екатерины II» — дело члена Политбюро Г. Романова, который «взял напрокат» в Эрмитаже бесценный сервиз, чтобы отпраздновать свадьбу своей дочери; «большое икорное дело», в которое был вовлечен министр рыбного хозяйства А. Ишков, старый друг А. Косыгина; «скандал в ОВИРе» в Москве. Эти меры не были чем-то невиданным в советской истории: популистские кампании против коррупции «высокопоставленных князьков», которые считали, что советские законы не для них, а для простых людей, неоднократно предпринимал Сталин. Кампания против коррупции скоро затихла. Ее основным результатом стало обновление руководящей элиты. Борьба с расточительством в сельском хозяйстве, промышленности и на транспорте были основными мерами совершенствования экономики. Для укрепления дисциплины были сделаны невиданные ранее шаги. Они сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся, проверка удостоверений личности в магазинах (с целью обнаружения тех, кто пошел туда в рабочее время), налеты милиции в общественные бани, кинотеатры (с той же целью), изменение графика работы магазинов для того, чтобы дать возможность населению сделать покупки не в рабочее время. Этим не удалось исправить ситуацию. После незначительного повышения в первом полугодии 1983 году производительности труда в промышленности всё вернулось на свои места.

После смерти Ю. В. Андропова (апрель 1984 года) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К. У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 года Генеральным секретарем КПСС стал М. С. Горбачев. Перемены в политической жизни страны и советского народа начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку Перестройки. Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. В 1985–1986 годах развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 1930‑е — начале 1950-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-х годов. В числе реабилитированных были Н. И. Бухарин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чаянов и др.).

Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 года на III Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

В конце 1988 года Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 года. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев. Ю. В. Черниченко. Первый Съезд народных депутатов (1989 год) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.

В стране шел интенсивный процесс создания общественно-политических объединений и партий: организации демократической ориентации — Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Демократическая партия России — и социал-демократического направления. За возрождение национального самосознания и сильного государства — но на разных основах — выступали партии и движения национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России, Партия Российского единства и согласия, Российский общенародный союзн и др.) Раскол в КПСС привел к возникновению нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РКП). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия.

Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 1980–1990-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. С конца 1980-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. Если на первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти, то теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 года на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 года Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 год) и Молдавской ССР (1990 год). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялось избрание президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым Президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV Съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 года) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство.

В апреле-мае 1990 года в Ново-Огарёве состоялись переговоры о новом союзном договоре. Все участники поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого Договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Оппозиция предприняла попытку положить конец политике реформ. В ночь на 19 августа Президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачевым — в связи с состоянием его здоровья — исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки.

Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов, генерал армии В. И. Варенников и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации, анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 года.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19–22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 года в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря было заявлено о прекращении действия союзного договора 1922 года и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших союзных республик (Алма-Атинское соглашение).

3. Внешнеполитическая деятельность
Советского правительства

На рубеже 1960–1970-х годов СССР прилагает значительные усилия в области ослабления международной обстановки. В марте 1970 года вступил в силу договор, запрещающий передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, а также военным блокам. В первой половине 1970-х годов СССР подписал целый ряд экономических договоров: с Францией, ФРГ, Италией, Японией. Заключение в 1972 году между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 году в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после Второй мировой войны границ европейских государств.

Руководство СССР во главе с Л. И. Брежневым первостепенное внимание уделяло взаимоотношениям с соцстранами. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автомобилестроение (производство автобусов и выпуск автомобильных деталей), в ГДР — судостроение и текстильное машиностроение. В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран — членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. В 1968 году в Чехословакии была предпринята попытка обновления социализма путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Эти события в ЧССР были расценены как попытка «контрреволюции». В августе 1968 года в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран — участниц ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 года произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 1970–1980-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 году к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 года в Афганистан были направлены советские войска. Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ‑2). Благодаря реакции общественности США, вызванной этой интервенцией, победу на выборах осенью 1980 года одержал Р. Рейган. СССР стали называть «империей зла». Война привела к гибели тысяч советских солдат, которые верили в то, что выполняют свой интернациональный долг. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

После избрания М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года в области внешней политики СССР наступил новый этап. В многочисленных выступлениях советского президента подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В 1985 году новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе. В декабре 1988 года в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий называлась одним из принципов межгосударственных отношений. СССР объявил мораторий на испытания ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались Вооруженные силы. Началась конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 года был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Осенью 1989 года прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 года). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...