Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционное оформление общественно-политической системы БССР и ее основные характеристики в 20-30-е гг. XX в.




В межвоенный период (20-30-е гг.) общественно-политическая жизнь республики, как и всей Советской страны, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими процессами, которые происходили в те годы. Строился социализм, как понимали его руководители государства в 20-ые гг.: 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника; 3) создание глубоко идеализированного общества. На практике постепенно устанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выискивались “враги поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то, чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека.

В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) расширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно-политической жизни существовали и боролись две тенденции курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.

С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики: 1.усилилась директивная система управления; 2.возросла роль партийно-государственного аппарата; 3.система законов подгонялась под линию партии; 4.страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий; 5.руководители, имевшие свою точку зрения, порой несоответствующую официальной политике, прежде всего люди образованные и честные, преследовались и сурово карались.

Три устоя, на которых сформировался сталинизм:

-абсолютизация и догматизация марксизма;

-создание разветвлённого административного аппарата (тотальная бюрократия);

-абсолютизация насилия.

В Белоруссии политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов. По обвинению в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения национальной творческой интеллигенции. Потом очередь дошла до всех участников белорусского национального движения. В1930-31 гг. дело о “нацдемовской контрреволюционной организации Потом процессы над участниками исторических “Объединённого антисоветского подполья “Белорусской народной грамады Шёл постоянный процесс поиска “врагов”и “вредителей В БССР до войны было уничтожено примерно 250 тысяч человек. Столько же сослано в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Страна жила в атмосфере страха и подозрительности.

Массовые репрессии были вызваны:

1.устранением “опасныхдля режима деятелей;

2.стремление удержать власть с целью реализации идеалов (в сталинском понимании) социализма;

3.свалить на невиновных провалы в экономической и социальной политике;

4.держать в повиновении народ ( выросло новое поколение);

5.иметь бесплатную рабочую силу для реализации грандиозных проектов.

В 30-ые годы в стране сложилась система, которая называется “административно-командная( разновидность тоталитаризма). Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии на государственный аппарат и информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм.

Были конкретные причины формирования такой системы.

Объективные:

низкий уровень развития капитализма в России до 1917 года;

подавляющее большинство крестьянства в населении страны, которая имела низкий уровень грамотности и культуры;

отсутствие демократических традиций;

стремление большей части населения к сильной власти как заступнице.

Субъективные:

утверждение однопартийной системы;

отсутствие четкой концепции строительства социализма;

всевластие и бесконтрольность государственного и партийного аппарата;

неограниченная власть и «обожествление» И.В.Сталина;

ликвидация всех лиц и форм оппозиции;

умелое манипулирование массами, эффективная партийная пропаганда и агитация;

низкий культурный и образовательный уровень руководителей, особенно местного звена (даже среди секретарей райкомов и горкомов в конце 30-ых годов 70% имели начальное образование).

Таким образом, к концу 30-х годов в стране была реализована сталинская модель государственного социализма. Труженик был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения.

Вместе с тем, в результате осуществления индустриализации значительно выросли производительные силы. Планирование народно-хозяйственной деятельности на всех уровнях от общества в целом до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический строй, и массы трудящихся, видя реальные перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...