Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соборы, признаваемые Православной и Католической церквами




Афанасий Великий

Александрийский, патриарх (ок. 295-373), родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры увидел еп. Александрийский Александр и, убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий вошел в возраст, свт. Александр рукоположил его в диаконы и взял на Никейский Собор (325), где молодой клирик выступил с опровержением ереси Ария. По смерти свт. Александра диакон Афанасий был избран его преемником и возглавил Александрийскую Церковь. Всю свою жизнь святителю пришлось продолжать борьбу, начатую им в юности. Арианство то почти исчезало, то вновь распространялось. Был момент, когда свт. Афанасий оставался единственным православным епископом, все же другие уклонились в ересь. Более двадцати лет терпел свт. Афанасий гонения и преследования от еретиков-5 раз оставлял и возвращался на кафедру. Неоднократно его ссылали, пытались умертвить... Но вновь и вновь призываемый верующими на свою кафедру, он неуклонно продолжал отстаивать чистоту Православия. Свт. Афанасий оставил огромное духовное наследие: комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, апологетические и догматические сочинения, а также житие прп. Антония Великого, с которым был очень близок.

В полемике с арианами Афанасий Великий разрабатывает систему доказательств истинности воплощения второго лица Троицы — Иисуса Христа. Ему принадлежит также развернутое изложение учения о троичности Бога, единосущности и ипостасном различии и учения о существенных ипостасных свойствах

Василий Великий Кесарийский

архиепископ, Вселенский учитель (около 330-379), родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра - прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Когда вновь стало распространяться и усиливаться арианство, св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Велика была сила его молитвы: он мог испрашивать прощения даже отрекшимся от Господа или отчаявшимся в своем спасении грешникам. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи. Святитель оставил множество богословских трудов: толкования на Шестоднев и псалмы, книги в защиту православного учения, беседы, аскетические трактаты, правила, письма, проповеди.

Григорий Богослов, Назианзин

в возрасте около 30 лет крестился. Стоит добавить, что во время плавания из Александрии в Афины корабль, на котором находился Григорий, попал в жестокую бурю. Страх перед потерей жизни у Григория был меньше, чем страх умереть некрещенным, и в молитве к Богу он дал обещание посвятить Богу всю свою жизнь, если выживет. После этого шторм неожиданно прекратился

(329 — 390 гг.) —сподвижник Василия Великого. Сын епископа города Назианза, с 362 г. — пресвитер, с 372 г. — епископ г. Сасима. Председательствовал на II Вселенском (Константинопольском) соборе (381 г.). Автор «Слов о богословии», духовных стихов и множества посланий. Создатель ортодоксального учения о Св. Троице, разработавший понятия «усии» и «ипостаси», сторонник идеи равенства ипостасей (по вопросу равенства Св. Духа Отцу и Сыну разошелся со II Вселенским собором). Один из создателей учения о Богочеловечестве Христа. Оказал огромное влияние на последующих церковных писателей

Иоанн Златоуст

(ок. 350-407 гг.) — выдающийся проповедник и толкователь Св. Писания. Происходил из Антиохии, где и получил первоначальное философское и богословское образование. По окончании учения в течение четырех лет совершал аскетический подвига пустыне, а затем был рукоположен в диаконы (381 г.); с 386 г. — священник, с 397 г. — архиепископ Константинопольский. Красноречивые обличения столичного духовенства и знати в роскоши и суетности создали Иоанну множество врагов, среди которых была также императрица Евдоксия. В 404 году Иоанн Златоуст был изгнан из Константинополя и окончил жизнь в ссылке. До нашего времени сохранилось более 800 (сохранилось 804-скорописцами) проповедей и бесед и множество сочинений Иоанна Златоуста. Особое внимание в них уделяется проблемам общественной нравственности — нравоучительные слова Иоанна отличаются поистине энциклопедическим охватом социальных проблем и посвящены вопросам труда, общественного устройства, семьи, воспитания детей; особое внимание уделял вопросу о собственности, которую, в целом, безоговорочно осуждал. Авторитет священства ставил выше светской власти, мечтал о разграничении сфер влияния церкви и государства.юЛюди равны перед Богом, утверждал этот проповедник любви.

Он ввел в обыкновение крестные ходы, стройное церковное пение и некоторые другие благочестивые обычаи.

Иоанн Дамаскин

(ок. 675-753 гг.) —богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок. 736 г. принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях» ) и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Автор трех защитительных слов в поддержку иконопочитания, в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Наконец, церковное предание приписывает Иоанну ряд канонов, изменивших ход утрени. составление «Октоихи» и множество тропарей, кондаков и стихир, посвященных различным святым и праздничным событиям.

Симеон Новый Богослов

(949-1022 гг.) — византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св. Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал свою собственную обитель. Нравоучительные «Слова» Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищает учение Григория Паламы (см.). Особую часть его творческого наследия составляют гимны — духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом.

Григорий Палама

(1296-1359 гг.) —выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихазма (см.) — особый молитвенной практики, «умного делания», распространенной, в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных божественных энергий — главным образом, на примере нетварного фаворского света (см. Преображение). Через «умное делание», в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его энергию (Божественный свет), т. е. стать обоженным по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе — Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в крещении и в евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной церкви.

Свт. Амвросий Медиоланский

(умер.397) - вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран еп. Медиолана (Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист ("Златоуст Запада"). Крестил Августина Блаженного.

Блаж. Иероним Стридонский

(умер.420) - монах-эрудит, знаток античной и христианской письменности. Ок. 370 г. путешествует по Востоку, изучая богословие и еврейский язык. С 381 по 384 - советник папы Дамасия. С 386 г. отшельничает близ Вифлиема, основывает у пещеры Рождества киновию (388), переводит на латинский язык Библию (405) и пишет ряд богословских трудов, из которых наиболее известен "0 знаменитых мужах".

Григорий I Великий

в православной традиции Григорий Двоеслов (около 540- 604 гг.) - папа Римский с 509 г. Способствовал упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Великобританию, провёл реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его Моральные толкования на книгу Иова (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики.

Блаженный Августин

(умер.430) - крупнейший богослов Зап. Церкви, "Отец Католицизма" (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провел в секте манихеев. В 387 г. под влиянием свт. Амвросия Медиоланского принял крещение. С 391 г, -пресвитер, а с 395 - еп. Гиппона (Сев. Африка). Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410) создает свой главный труд "0 граде Божием" (426) - христианскую историософию.

 

  1. Когда и как происходило Крещение Руси?

Принято считать, что в 862 г. новгородские славяне призвали на княжение Рюрика с дружиной. Двое из его сподвижников Аскольд и Дир отправились искать счастья на юг, на берегу Днепра увидели Киев и захватили его. Отсюда в 866 г. эти варвары совершили набег на Константинополь, от которого только чудом сумели спастись местные жители. (Император Михаил III и патриарх Фотий после богослужения во Влахернском храме вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Дотоле спокойное море вдруг заволновалось, поднялась буря, разбившая ладьи руссов, на которых это проявление гнева Божия произвело неизгладимое впечатление.Порараженные чудом Божьим князья Аскольд и Дир прислали в Константинополь посольства с прозьбой о крещении их с войском.Это и было «скольдово» крещение Руси.

в Константинополе, а позднее в Русской Православной Церкви был учрежден праздник Покрова Божией Матери.

Вскоре после в Киев явился епископ и начать проповедовать о Спасителе. По преданию недоверчивые киевляне не поверили рассказам о чудесах Господних, тогда епископ положил в огонь Евангелие, которое среди пламени осталось целым. Пораженные киевляне стали креститься. Вероятно, что христианами были и пришельцы из других мест. Известно, что при заключении договора с Византией в 946 г. русские уже разделялись на крещенных и некрещенных.

Великая княгиня Ольга, расположенная к христианству беседами киевских священнослужителей, решилась в 957 г. принять в Константинополе крещение. Она убеждала креститься своего сына Святослава, но он опасался протеста со стороны своей языческой дружины, что не мешало ему позволять креститься своим подданным.

 

В X в. Византийская империя достигла вершины культурного и политического развития, Константинополь стал бесспорным центром христианского мира, над огромным городом с миллионным населением высился великий храм святой Софии – все это производило на славянских «варваров» сильное впечатление, побуждало признать превосходство христианской культуры.

Известен легендарный рассказ о том, как великий князь Владимир отправил посольства для испытания, чья вера лучше, и склонился к вере греческой благодаря рассказу о великолепии Православной церковной службы. «и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той...»

В то время на византийском престоле правил Василий II вместе с номинальным соправителем, младшим братом Константином VIII. Против его власти вспыхнул мятеж, разгоралась гражданская война, в которой армия оказалась на стороне мятежников. Василий был вынужден обратиться за помощью к «варвару», великому князю Владимиру Святославичу, который в качестве платы за услугу поставил условие: выдачу за него императорской сестры Анны. Василий знал, что у язычника Владимира в Киеве имелось немало жен и наложниц, но был вынужден согласиться. Шеститысячный отряд варяжских наемников прибыл в Византию и разгромил мятежников (см.32, с.197-198). Хитрые греки поначалу не собирались выполнять условие договора, но тогда уставший ждать Владимир захватил Херсонес Таврический. Лишь после этого Анну отправили на север, обязав в то же время Владимира принять христианство. По преданию, в то время у него сильно разболелись глаза, так что он почти ослеп. Владимир был крещен приехавшими с невестой священниками (получив имя Василия) и избавился от болезни глаз, после чего был заключен брак, а Херсонес вернули «ромеям» – грекам.

По возвращении в Киев Владимир велел креститься своим сыновьям и дружинникам, что и произошло на источнике, получившем название Крещатик. Сам он чудесным образом переродился и старался в своей жизни ревностно следовать заветам христианства (хотя сначала был ревностным язычником). Духовенство греческое усиленно проповедовало христианство, используя священные книги на славянском языке. Владимир распорядился об уничтожении идолов, главный идол Перун был привязан к конскому хвосту, провезен по городу и сброшен в Днепр. Когда князь убедился, что проповедь дала плоды, он распорядился об общем крещении киевлян в Днепре.

Дата 988 год считается датой крещения Руси. Таким образом, Русь приняла Православие – византийское христианство по своей воле, в результате свободного выбора, увидев в нем «веселье» и «красоту», предчувствуя в нем Истину.

В 990 г. первый киевский митрополит Михаил (присланный из Константинополя) прибыл в Новгород с шестью греческими епископами (по другим данным первый митрополит появился на Руси в начале XI в.). Здесь также ниспровергли Перуна и прочих идолов в реку, после чего оглашали и крестили народ. Из Новгорода путь Михаила лежал в Ростов Великий. В 992 г. христианство насаждается в Суздальской земле, где на берегу Клязьмы был основан город Владимир. В первое время вера христианская распространяется преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода, затем – по волжским берегам. При этом язычество не уступало просто своих позиций, сопротивлялось активно и пассивно. Первых епископов изгоняли, иногда убивали

5.В чем состоит значение Вселенских Соборов?

Во II и III вв. происходило формирование целостного и единого учения Церкви. В процессе раскрытия и формулирования истин вероучения оставалось немало пунктов неясных или казавшихся сомнительными для пытливого ума. Открывалось таким образом широкое поле для исследования и обсуждения отдельных положений вероучения, что порождало колебания между истиною и ложью, иногда даже уклонение в ересь. с превращением Церкви в государственную и с обретением ее служителями высокого общественного статуса,ересь могла широко распространится , а потому и значение борьбы за христианские истины повысилось.. В этих условиях особое значение приобрели собрания иерархов (епископов) получившие наименование Соборов.

Собор вселенский есть чрезвычайное собрание пастырей и учителей Церкви со всей вселенной или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) Церквей, составляющееся для общего свидетельства о вере, для утверждения истин вероучения, данных Церкви Откровением, для установления правил, обязательных для всей Церкви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. Вселенские соборы есть единственный верховный авторитет во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенского законодательства. Такой собор обладает свойством непогрешимости в своих определениях и правилах, что основано как на широкой представительности, так и на веровании, что в нем действует Дух Божий.

Вселенские соборы первых девяти веков созывались императорами, но по инициативе церковных иерархов. Право участия в деяниях Собора с решающим голосом имели епископы, а пресвитеры или диаконы могли замещать (представлять) епископа или иметь совещательный голос. Присутствовавшие миряне – императоры и сановники – подчас играли немалую роль в делах Собора, император имел право почетного председательства.

 

Соборов проводилось много, но лишь несколько получили признание в качестве вселенских. Качествами вселенского Собора являются: 1) согласие его вероучения и правил со Священным Писанием, апостольским преданием, деяниями предыдущих вселенских Соборов; 2) единение участников Собора и единодушное выражение на нем вероучения, правил и норм церковной жизни; 3) законодательная деятельность в вероучении – составление символа веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения, абсолютных по своей верности выражений, отличающихся свойством непогрешимости и неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами Церкви. Однако правила вселенского Собора могут подлежать развитию и разнообразному применению в практике местных Церквей по обстоятельствам их места и времени.

В Православной Церкви признаются вселенскими семь соборов:

1) 325 г. – первый Никейский, 2) 381 г. – первый Константинопольский, 3) 431 г. – Эфесский, 4) 451 г.– Халкидонский, 5) 553 г. – второй Константинопольский, 6) 680-681 и 691-692 гг. – третий Константинопольский, 7) 787 гг. – второй Никейский. Деяния (собрание документов) всех семи Соборов (кроме первого и второго, от которого записи не дошли) были изданы на русском языке в Казани в 1861-1887 гг.

В Римской католической церкви считают 21 собор вселенскими, добавляя к названным семи четвертый Константинопольский (869-870 гг.), пять Латеранских соборов (1123 г., 1139г., 1179г., 1215г., 1512-1516 гг.), два Лионских (1245 г., 1274 г.), Вьенский (1311 г.), Констанский (1414-1418 гг.), Базельский (1431 г.), Флорентийский (1439 г.), Тридентский (1545-1563 гг.), первый Ватиканский (1869-1870 гг.) и второй Ватиканский (1962-1965 гг.). В Римской церкви верховным авторитетом стал считаться не собор, а папа Римский. Константский и Базельский реформационные соборы попробовали было утвердить за собой высший церковный авторитет, но последующие соборы вернули папе его главенствующее значение. На первом Ватиканском соборе был провозглашен догмат о непогрешимости папы, вследствие чего соборы получили значение совета епископов при папе.

Соборы, признаваемые Православной и Католической церквами

1. 325 — I Никейский: Христос – Бог, Боговоплощение есть действительное, ничем не умаленное, спасительное для нас явление Сына Божьего, а в Нем – любви Отца и благодати Духа.

празднование Пасхи в первый воскресный день после весеннего полнолуния,; осуждение арианства

2. 381 — I Константинопольский: повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице.

3. 431 — Эфесский (осуждение несторианства).

4. 451 — Халкидонский (осуждение монофизитства).

5. 553 — II Константинопольский (осудил несторианские сочинения и оригенизм).

6. 680—681 — III Константинопольский (осуждение монофелитства).

7. 787 — II Никейский-Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами,[1] считал необходимым упразднить почитание икон










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...