Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инновационные стратегии фирмы




Предприятия реализуют различные инновационные стратегии в зависимости от масштабов и характера деятельности.

Инновационная стратегия – комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала для обеспечения его долгосрочного развития.

Классификация Раменского:

1. Виоленты – крупная компания с мощной производственной базой, мощной научно-исследовательской базой, развитой сбытовой сетью, продукция орентирована на массовый спрос и удовлетворение потребностей массового потребителя. Виолент доминирует на своем рынке. Инновационный потенциал – высокий.

Эволюция виолентов:

- гордый лев (предприятие начинает деятельность, становится основоположником отрасли)

- могучий слон (лев становится устойчивым за счет сбыта, финансовой устойчивости)

- неповоротливый бегемот (слон обрастает филиалами в результате масштабной диверсификации)

Пример – ИркутскЭнерго.

    2. Патиенты – специализируется на выпуске товаров, удовлетворяющих специальный спрос, ориентируются на нестандартные потребности, занимают устойчивые позиции, но узкую нишу. Сильные стороны – они «хитрые лисы» - у них мало конкурентов. Слабые стороны – зависят от колебаний спроса. Перспективы – диверсифицироваться и стать виолентами или быть поглощенными виолентом( например, Феррари, Ломбарджини – выпуск спортивных машин)

    3. Эксплеренты – «первые ласточки» - ориентированы на постоянный выпуск радикальных новинок, это малые инновационные фирмы, имеющие высокую инновационную активность и высокий кадровый потенциал. Перспектива – наилучший сценарий – стать виолентом. Худший сценарий – быть съеденным виолентом или патиентом. Пример – биотехнологии Джинентек.

    4. Коммутанты – фирмы, специализирующиеся на производстве лицензионных копий или на сервисном обслуживании инновационных продуктов. Собственного инновационного потенциала нет, они «серые мыши».

 

40. Инновационный потенциал фирмы

Определение – совокупность характеристик, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и использованию новаций.

Элементы инновационного потенциала:

1. Материально-технические ресурсы – база для генерирования инноваций и их коммерциализации

2. Финансовые ресурсы – свободные средства, достаточные для финансирования инновационных разработок

3. Кадровые ресурсы – сотрудники, способные генерировать неординарные технические и организационные решения

Инновационный потенциал тесно связан с понятием инновационной активности – интенсивность инновационных процессов на предприятии

Активность зависит от

- организационной культуры, от понимания миссии, от стратегии, от принципов управления, от качества производственной среды,

- от восприимчивости руководства к инновациям, то есть готовность к реализации изменений в хозяйственной деятельности, склонность к риску в сочетании с умением минимизировать негативные последствия

- от масштабов организации. Инновационная активность падает по мере увеличения масштабов организации, по мере усложнения организационной культуры и бюрократизации управления. Малые предприятия обладают большей гибкостью и мобильностью, благоприятной творческой атмосферой, связанной с доминированием неформальных отношений в организации. На 1 доллар вложений в научные исследования малое предприятие создает в 2.5 раза больше инновационной продукции, чем крупное.

Показатели инновационного потенциала:

1. Портфель инновационных идей (отражает научно-технологический потенциал) – количество патентов, рационализаторских предложений, промышленных образцов.

2. Показатель коммерциализации – доля новой продукции в общем объеме продукции

3. Величина инновационного лага.

4. Характеристика иновационности управляющей системы – формы стимулирования инновационной деятельности, участия руководства в реализации инновационных проектов, уровень свободы, предоставленной участниками инновационной деятельности.

Примеры :

1. Методика Фраскати.

«Руководство Фраскати» («ManualFrascati») стало в 1963 году первым документом, посвященным методологии статистики науки и инноваций. Оно было разработано и постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. В настоящее время благодаря многочисленным инициативам организации, связанным с распространением практики пользования Руководством, последнее издание этого документа (1993 год) стало основным международным стандартом. Документы из серии «Семья Фраскати» посвящены более конкретным методологическим вопросам изучения науки и инноваций.

Евростат разработал в 1969 году первую редакцию «Номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов», являющуюся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и для определения социально-экономических целей стран — членов ЕС, обобщения данных и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.

ЮНЕСКО в 1978 году одобрила «Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которых в 1984 году было опубликовано «Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники» (документ постоянно дорабатывается с учетом опыта «Руководства Фраскати»).

«Руководство Фраскати» является ориентиром для приближения методологии исследования НТД в России к мировым стандартам, что позволит корректнее сопоставлять российские данные с мировыми и европейскими. Сотрудничество ОЭСР и ЦИСН осуществляется начиная с 1991 года.

2. Методика Осло

«Руководство Осло» (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям). Руководство Осло является основным источником понятийно-терминологической базы в сфере планирования и учета инновационной деятельности предприятий, отраслей и стран, широко признанным на международном уровне. Первое издание документа было принято в 1992 году, в настоящее время действующим является третье издание.

Руководство Осло выделяет четыре типа инноваций, которые охватывают широкий круг изменений, наблюдаемых в деятельности предприятий: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые. Продуктовая инновация есть внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными в части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю или в других функциональных характеристиках.

Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного метода производства или дистрибуции продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его хранении, продвижении на рынок или ценообразовании. Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях.

 

Антикризисное управление

41. Экономический цикл. Проблемы регулирования экономических циклов.

Понятие экономической цикличности.

Экономическая цикличность — это объективная форма развития рыночной экономики. Она представляет собой волнообразное движение хозяйственной конъюнктуры (деловой активности) при регулярном чередовании ее подъемов и спадов (от кризиса до кризиса). Именно цикличность выступает в качестве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия.

Считая циклы признаком макроэкономической нестабильности рынка, следует иметь в виду, что они выражаются в органическом единстве периодически повторяющихся процессов не только нарушения равновесного состояния экономики, но и его последующего естественного восстановления. Без экономических потрясений (кризисов) рыночная система не могла бы развиваться. Присущая ей своеобразная пульсация предпринимательской деятельности проявляется на макроуровне. Она состоит в сочетании сужающегося и расширяющегося общественного воспроизводства, предопределяет в конечном счете ритм и динамизм жизни рынка.

Между прочим, любой развивающейся системе (идет ли речь о природе, обществе, человеческом организме или экономике) объективно свойственна определенная цикличность. Что же касается непосредственно экономических кризисов, то, будучи периодами «больной» (а порой — «тяжелобольной») экономики, они одновременно образуют то переходное состояние (перелом) в течении болезни, за которым неизбежно следует стадия оживления и подъема. Далеко не случайно одной из базовых функций рыночной системы в целом является функция санирования, оздоровления. При этом имеет место сложный процесс периодически наблюдающегося, т.е. циклического, оздоровления рынка.

Дестабилизирующее воздействие циклов и кризисов на экономику предопределяет необходимость государственного антициклического регулирования, направленного на сглаживание циклических колебаний и минимизацию последствий экономических кризисов. Основными инструментами воздействия государства на ситуацию являются меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Какие бы рычаги влияния на экономику здесь государство ни использовало, они должны быть направлены против хода циклических колебаний. Иными словами, в периоды кризиса и депрессии, когда деловая активность падает и сокращается производство, государство должно активизировать хозяйственную деятельность в экономике, осуществляя стимулирующую экономическую политику. И наоборот, в период экономического подъема, стараясь отодвинуть следующий за подъемом спад, государство проводит экономическую политику, направленную на сдерживание деловой активности.

Если государство правильно просчитало наступление очередной фазы кризиса и приняло соответствующие контрмеры, то фаза кризиса не будет носить обвальноразрушительного характера. Экономика тогда не «проваливается» в кризис, а медленно в него «вползает», а сам кризис проявляется только в падении темпов роста экономики. При продуманной антициклической политике исчезает самая продолжительная фаза цикла — депрессия, а экономика из фазы кризиса, который значительно сократился во времени, переходит в фазу оживления и подъема.

 

42. Механизмы государственного регулирования кризисного состояния предприятий

Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).

Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессам










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...