Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормальный, промежуточный и фактический уровни защиты.




 

Для адекватной оценки влияния тарифа важно знать не только его номинальный уровень, но и фактический. Номинальный уровень таможенной защиты интересен прежде всего потребителю данного товара. Фактический уровень защитного тарифа важен для производителя, принимающего управленческие решения.

Фактический уровень защитного тарифа оценивает влияние на производителя не отдельного тарифа, а всей действующей тарифной системы. По сути, здесь оценивается влияние тарифа на доходы занятых в данной отрасли, т.е. на добавленную стоимость.

Фактический уровень защитного тарифа иначе называют уровнем эффективной таможенной защиты или уровнем эффективного протекционизма.

Фактический уровень защитного тарифа рассчитывается по формуле:

где

t - номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

а1 - доля стоимости импортируемого сырья в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа;

t1 - номинальный тариф на импортное сырье.

Одна из главных закономерностей эффективного протекционизма заключается в том, что если конечная продукция защищена более высокой пошлиной, чем промежуточная продукция, то фактический уровень защиты будет выше номинального.

 

Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможеннаяпошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т. е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7—9%, а для изделий уже может достигать 20%.
Таким образом, английский производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величинутаможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозицого беспошлинно или с минимальными пошлинами.

Рассмотрим пример беспошлинного ввоза хлопка- сырца и 20%-ную пошлину на хлопчатобумажные изделия. Предположим, что стоимость хлопка-сырца, бес-пошлинно ввозимого в Россию из Узбекистана, составляет 1000 руб., в то время как общая стоимость рубашки равна 2000 руб. Очевидно, что стоимость, добавленная при обработке ввезенного хлопка в процессе его превращения в рубашку, составила 1000 руб.
Российский производитель рубашек, покупающий беспошлинный хлопок, имеет возможность увеличить цену до 2400 руб. (предполагается, что качество рубашек, производимых российскими и узбекскими фирмами, одинаково). Аналогичную цену вынужден назначать и уз-бекский производитель, которому приходится преодолевать 20%-ный таможенный барьер.
Другими словами, покупая хлопчатобумажную пряжу по одинаковой цене, российский и иностранный производители хлопчатобумажных изделий оказываются в неравном положении. Если национальныйпроизводитель может позволить себе дополнительные производственные издержки в размере 1400 руб., то для иностранного они не должны превышать 1000 руб. Уровень защиты национальной промышленностиравен 40%, т. е. реальная степень таможенной защиты оказывается выше но-минальной в 2 раза.
Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) таможенной защиты (уровень эффективного протекционизма) определяется по формуле:
где / — номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта; си — доля стоимости импортированного сырья в цене конечного
продукта в условиях отсутствия таможенного тарифа; <1 — номинальный тариф на импортное сырье
Из формулы следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере понижения степени обработки, т. е. уменьшения добав-ленной стоимости. Такая практика оказывается особенно дискриминационной по отношению к развивающимся странам, стремящимся к постепенному повышению степени обработки вывозимого сырья, облагораживанию своего экспорта.
Подсчеты, проведенные в середине 70-х годов, выявили уровни действительной фактической защитыобрабатываемых товаров для стран «Общего рынка», США и Японии (табл. 3).

Наличие таможенных тарифов на импорт таких сырьевых товаров, как хлопок и арахис, в США объяс-няется тем, что в стране эти товары производятся и экспортируются.
Таким образом, номинальный уровень пошлины определяется исходя из общей цены конечного продукта и он важен для потребителя данного товара. Уровень действительной или эффективной таможенной защитыимеет большое значение и для производителя, принимающего решение о начале производства товара. Проблемы возникают и при попытках нахождения уровней таможенного тарифа отдельных стран и их сравнения. До сего времени не существует единого официально признанного метода сравнения величинтаможенных пошлин.
Если используются невзвешенные Показатели, то тарифы, которыми облагаются малозначимые или практически неимпортируемые товары, оказываются такими же значимыми, что и товары, завозимые в большом объеме.
Взвешивание величины тарифов может быть сделано либо по отношению к стоимости импорта, либо по отношению к величине национального производства. Если использовать данные о национальномпроизводстве, то результаты окажутся более наглядными, поскольку они определяют значениетаможенно-тарифной системы для промышленности. Вместе с тем проведение расчетов связано с трудностями, поскольку классификация тарифов и структура производства не всегда совпадают.
Неодинаковые ставки для различных товаров и слож-ная процедура применения тех или иных видов тамо-женных пошлин в зависимости от страны происхожде-ния затрудняют определение эффективных уровней ста-вок таможенной пошлины и их сравнение по странам.
Проведенное, хотя и с некоторыми допущениями, сравнение уровней таможенной защиты (на базе средневзвешенных пошлин) развитых стран показывает постепенное уменьшение величины таможенных тарифов с 30—40% в 50-х годах до 3—4'% в начале 90-х годов. Противоположная тенденция просматривается втаможенно-тарифных законах России. В частности, средний уровень пошлин в недавно принятом тарифе,постепенно увеличиваясь, достигает 25—30%.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 563.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...