Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Александро-Невская церковь 




 Далее по пролетарской улице пройдем к центру города. Перед нами, величественно возвышается над всеми зданиями в городе, стоит православная церковь Александра Невского, построенная в псевдорусском стиле на месте бывшего Бернардинского костела.

Место для строительства было выбрано людное: с одной стороны – Бульварная площадь, с другой – городской рынок. Перед церковью Александра Невского раньше была въездная Афанасьевская брама, а за ней одна из древнейших церквей города – Афанасьевская. По требованию иезуитов это место у православных отобрали, а церковь перенесли на кладбище. Около 1727 года витебским художником Иваном Гурко здесь был построен Бернардинский костел с монастырем. Дата основания подтверждается духовным завещанием Ивана Иосифа Гурко и его жены Кристины из рода Голинских на участок в Мстиславле, лежащий под бернардинским монастырем и костелом, и на содержание означенного монастыря и монахов завещано 13 тысяч польских злотых. С 1822 по 1831 год при нем действовала 6-классная школа. После восстания 1830-1831 гг. костел и монастырь были закрыты, а во время большого пожара 1858 года их здания сгорели.

На месте старой Афанасьевской церкви и Бернардинского костела построили новый храм. 29 июня 1870 года он был освящен в честь 650- летия со дня рождения Светлейшего Благоверного князя Александра Невского – сына Владимирского князя Ярослава Всеволодовича.

Князь Александр вошел в историю как яростный защитник православной веры. XII век был временем тяжелых потрясений для Руси: с востока на нее двигались татаро-монголы, с северо-запада угрожали немецкие крестоносцы со своей верой. За время своей жизни Александр Ярославович одолел шведов в битве у Невы, за что был прозван Невским. Затем в не менее знаменитой битве с немцами на льду Чудского озера одержал победу в Ледовом побоище. «Не в силе Бог, а в правде», говорил князь Александр и руководствовался этими словами и во время сражений, и во время далеких опасных поездок в Золотую орду (26).До наших дней православные традиции Мстиславля остались довольно сильными. Не случайно один из иерархов православной церкви на Беларуси носит чин Могилевского и Мстиславского.

Крестово-купольный храм имеет три закругленных апсиды, которые освещаются высокими полуциркульными окнами. Над серединой возвышается большой купол на восьмигранном световом барабане. На высокой двухъярусной колокольне, размещенной над бобинцом храма, имеется ещё один купол, такой же по форме, но меньших размеров.

В храме три входных портала – центральный и боковые. Порталы и оконные проемы обрамлены декоративным валиком. Для перекрытия внутреннего пространства использованы разные типы сводов. Как архитектурный памятник этот собор полностью отражает переходную эроху, в которую строился.

Брама перед церковью имеет вид полуциркульной арки, над которой возвышается небольшая наблюдательная башня. По обе стороны от нее расположены маленькие головки. Входные ворота – ажурные, чугунного литья.

За апсидой этого храма церкви во время второй мировой войны были захоронены немецкие солдаты. Деревянные надмогильные кресты не уцелели, останки солдат не перезахоронялись.

6 декабря 1989 года храм был освящен как кафедральный собор. В настоящее время при соборе работает воскресноприходская школа. В храме находится две особо почитаемые святыни: икона Александра Невского с частицей мощей, Иверская икона Божьей Матери, освященная в Москве во время коронации императора Николая II.

Издавна известна легенда о подземном сообщении из кармелитского костела в Пустынский монастырь. А в центре города стояли три костела: кармелитский, иезуитский, бернардинский (на месте нынешнего собора Александра Невского). Расстояние между ними – 200-300 метров. Вполне возможно, что они были связаны между собой подземным ходом.

Земская управа

Напротив парка имени Н.К. Крупской по улице Ленинской (бывшей Киевской) обратим внимание на здание бывшей Земской управы. Это здание было построено в конце ХIХ – начале ХХ века. Земская управа считалась органом местного самоуправления. Была создана по земельной реформе 1864 года. Первая попытка частично осуществить земскую реформу в Беларуси была предпринята только в 1993 году в Минской, Витебской и Могилевской губерниях. Земская управа выбиралась сроком на 3 года. Занималась хозяйственными местными делами: вопросами дорожного строительства, коммунальным хозяйством, здравоохранением, строительством земских школ, вопросами страхования, способствовали развитию местных промыслов. Основу бюджета составляли налоги на недвижимость (земель и домов). В Великую Отечественную войну во время оккупации здесь находился магистрат. В послевоенное время здание передано местному училищу.

За непродолжительное время своей деятельности (1911 -1917 гг.) земства в Беларуси сыграли знаменательную роль в развитии местного хозяйства, в повышении культуры земледелия и животноводства, в охране здоровья населения, в развитии народного образования.

В деятельности земств были свои недостатки. Систему земств того времени образно называли ''зданием без фундамента и крыши''. Это высказывание означало, что, с одной стороны, не было предусмотрено создание земств в таких административно- территориальных единицах низшего уровня, как волость, где такие учреждения были бы в наибольшей степени приближены к населению, а с другой стороны, не был создан единый координационный центр, который бы на высшем уровне разрабатывал общие направления деятельности земских учреждений.

Казначейство

Движемся по улице Ленина. На углу Ленина (бывшая Киевская) и Советской (бывшая Парадная) находится здание казначейства, построенное в конце XIX начале ХХ века из кирпича. Казначейство - специальный правительственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением государственного бюджета. Организует взимание налогов, сборов, пошлин, а также доходов от реализации займов и других доходов государства и отпускает средства на расходы, предусмотренные бюджетом. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

 

 С виду здание казначейства  двухэтажное Г-образное в плане, покрыто двускатной вальмовой крышей. Центральны угол скошен, поверхность стены завершена аттиком с люнет, углы горизонтально рустованы. Первый и второй этажи отделены карнизам. Оконные проемы лучковые, на втором этаже декорированы наличниками. Внутренняя планировка коридорная с одно и двусторонним расположением помещений. Здание - пример эклектичной архитектуры с элементами неоклассицизма. В казначействе работало 9 работников. Казначеем служил коллежский асессор Дмитрий Иванович Кукиш. 5 человек работала бухгалтерами 1 и 2 разрядов, Счетный чиновник и губернский секретарь Стефан Митрофанович Новиков.

Петр Мстиславец

На пересечении улиц Ворошиловский и Советский, в районе ценральной площади города, сложился современный административный центр Мстиславля. Ко Дню белорусской письменности в 2001 году здесь был открыт памятник просветителю и книгопечатнику Петру Мстиславцу (скульптор А. Матвененок). На нем Петр изображен уже в зрелом возрасте, стоящий с развернутой книгой в руке. В бронзовой трехметровой фигуре первопечатника скульптору удалось показать главное – красоту мудрости просветителя, его веру в величие печатного слова и силу знаний.

Второй памятник знаменитому земляку, установленный в 1986 году, удобно расположился между зданиями бывших мужской гимназии и иезуитского костела. Здесь книгопечатник представлен в монашеской одежде ещё в юношеском возрасте, видимо перед уходом в Москву. Сидящий на груде камней, он показывает в сторону России.

Петр Тимофеевич Мстиславец, родился в первой четверти XVI  века в Мстиславле. Вместе с Иваном Федоровым основал в Москве первую типографию, в которой с 1563 года приступил к набору русской датированной печатной книги – «Апостол». Печатание ее закончили 1 марта следующего года, а ещё через год издали два выпуска «Часовника». Однако, под напором завистников и злопыхателей чернецов- переписчиков печатники вынуждены были бежать из Москвы в Заблудов (Польша), принадлежавший гетману Великого княжества Литовского Григорию Ходкевичу. Он помог им основать там типографию и напечатать в 1569 году «Евангилие поучительное» - по мнению части историков, первое печатное издание в Беларуси.( 27, 501)

Есть сведения, что по примеру Ф.Скорины мастера- печатники хотели издать все это в переводе на простой язык, « чтобы научение людям … ширилося», однако по каким-то причинам, сделать это не удалось.

В 1569 году Мстиславец по приглашению виленских купцов братьев Мамоничей и братьев Зарецких переезжает в Вильно. Здесь он строит бумажную фабрику и печатает «Евангелие настольное», а затем «Часовник» и «Псалтырь», в послесловии к которому ратует за просвещение против невежества.

Где-то после 1580 года Петр Мстиславец умер. Сегодня о нем мы знаем только по его делам – продолжит печатное дело на Беларуси, вместе с И. Федоровым был основателем книгопетания на Московской Руси, а также и в Украине, поскольку их шрифтами пользовались украинские Дерманская, Острожская и другие типографии. (25)

Пройдя по улице Урицкого, выходим на центральную площадь города к памятнику архитектуры эклектики- ансамблю торговых рядов. Построенные в начале XX века из кирпича одноэтажные здания соединены между собой. В архитектурно-декоративной отделке использованы пояса с сухариками, аттики и аркатурные пояски. С внешней стороны стены поделены плоскими лопатками, прорезаны прямоугольными окнами без наличников.

Значительную роль в развитии городской торговли играли 4 мстиславские ярмарки: в день Святой Троицы, в день Успения Пресвятой Богородицы, на другой неделе Великого поста, т. н. Зборница и Красный торг, который проходил в последний понедельник перед Колядами.

По мере развития торговли и ремесел ширилась и сеть дорог, ведущих в русские, литовские и черноморские города. По реке Вихре можно было попасть в Сож, оттуда в Днепр и Черное море. Мстиславские купцы поставляли на рынок главным образом конопляное масло, мед, воск. А из России привозили ткани, стекло, соль и другие товары. Расцвет торговли пришелся на XV – XVII вв, когда Мстиславль находился в составе Речи Посполитой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...