Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кармелитский костел Успения Божьей Матери




Логические переходы не все.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Начало+замковая гора

Этот древний город называют «Маленький Вильнюс», «Белорусский Суздаль».

Много ему пришлось пережить на своем веку. Печать беспрерывных войн лежит на Мстиславле. Его окрестности были разрушены, опустошены, политы кровью воинов и усеяны могилами погибших. Мало есть на свете местечек, жители которых так мужественно и самоотверженно обороняли бы стены родного города, защищая родину от врагов.

Мстиславль - один из самых древнейших городов Беларуси, расположился на высоких холмах среди которых петляет живописная река Вихра.

Самое древнее поселение на территории города ― городище днепро-двинской культуры (до I в. до н. э.). Но город непосредственно возник на Замковой горе: в 1959 здесь найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в. Древний город состоял из княжеского замка с валом и рвом и близлежащего посада. В 1980 в Мстиславле найден фрагмент берестяной грамоты начала XIII в.

Основан в 1135 году Смоленским князем Ростиславом Мстиславовичем и назван в честь своего отца Мстислава Великого, последнего князя Киевской Руси. Первое упоминание в Ипатьевской летописи за 1156 год.

В территорию Мстиславского княжества входили земли нынешних Мстиславского, Чериковского и Чаусского районов с городами Радомлем и Рясно. После смерти Смоленского князя Давида, дяди Мстислава Романовича, Мстислав Романович был признан Смоленским князем и присоединил Мстиславское княжество к Смоленскому.

В 1359 году литовский князь Ольгерд захватил Мстиславль и присоединил его к Литовскому княжеству. С этого времени начинается история Мстиславля как отдельного княжества, куда кроме теперешней Мстиславщины входили часть Чериковского и большая часть Чаусского поветов с городами Радомлей и Расной.

В 1386 году, пользуясь отсутствием князя и других вельмож, включая его сына Семена (Лунгвения) Ольгердовича из-за свадьбы и коронации великого князя литовского Ягайло, Смоленский князь Святослав осадил Мстиславль 7 мая, но не смог его взять в течение 11 дней. Литовские войска под предводительством братьев Ягайло князьями Скиргайло и Витовтом подошли к городу и после битвы на берегах Вихры сняли осаду. Смоляне потерпели поражение. Святослав был убит, а его дети, Юрий и Глеб, взяты в плен. В Мстиславской битве также погиб племянник смоленского князя Святослава Иоанн Васильевич. Семен-Лугвений в Грюнвальдской битве командовал тремя восточно-славянскими хоругвями (полками) — смоленской, мстиславской и стародубовской — которые устояли во время первого удара войск Тевтонского ордена. Семен-Лугвений, женившись на православной, перешёл из католичества в православие. Он заложил и начал строительство в окрестностях Мстиславля Пустынского Монастыря, развалины которого, ныне реставрируемые, являются в наше время местом паломничества. Князь стал основателем династии князей Мстиславских.

В 1514 году князь мстиславский Михаил Мстиславский присоединил княжество к Московскому государству, после проигранной битвы под Оршей был вынужден бежать в Москву, после чего княжество стало староством Великого Княжества Литовского.

 В 1566 году было образовано Мстиславское воеводство с центром в Мстиславле.

В 1634 году за верность король Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского Владислав IV пожаловал городу Магдебургское право, а также герб. Для увеличения доходов магистрату было позволено построить лавки, хлебные амбары, мясные ряды, городские бани, воскобойни. Имевшие дома на городской земле евреи в правах и повинностях были приравнены к горожанам.

В 1654 году после взятия войсками царя Алексея Михайловича Смоленска, ко Мстиславлю был послан боярин Алексей Никитич Трубецкой, который взял город штурмом и устроил жестокую расправу с жителями города. Деревянный замок на горе, которая в настоящее время носит название Замковой, был сожжён.

 

Кармелитский костел Успения Божьей Матери

Переход: Рядом с замковой горой на бывшей Кармелитской улице (сейчас ул. Кирова) размещается Кармелитский костел Успения Божьей Матери, который является одним из самых древних архитектурных памятников города. Внешне храм очень красив. Здание прочно и одновременно легко стоит на земле, зрителей поражает строгость его архитектуры. Построен он 1620 году ( по другим сведениям фундамент костела заложен в 1614-1617 гг., но в литературе встречаются и 1637-1638 гг. основания храма). Достоверно известно, что земля принадлежащая костелу, продана Мстиславским ротмистром Андреем Длукураневским в 1602 году. Предположительно, вначале здание было деревянным, а позднее на том же месте возвели каменный костел. В 1746-1750 гг. он был реконструирован известным архитектором, призванным мастером в стиле позднего барокко И. Гаубицем (автор проектов дворца архиепископа а Могилеве, реконструкции Софийского собора в Полоцке и др.) и частично перестроен в 1887 году. По проекту И. Гаубица изменена форма крыши, декор главного фасада и окончания трехъярусных башен. Интерьер украсили лепными алтарями и фресками в стиле барокко. Храм мог бы сделать честь любому городу, тем более что в нем сохранились фрески на светские темы. Сейчас костел Успения Божьей Матери передан христианам-католикам.

Здание костела имеет вид каменной трехнефовой шестистолбовой базилики с двухбашенным фасадом и пятигранной апсидой, к которой с севера примыкает двухэтажная пристройка с наклонной крышей. Главный фасад фланкирован башнями с полусферическими куполами и завершается фигурным щитом между ними. Стены, толщина которых достигает полутора метров, оштукатурены и украшены пилястрами, карнизами и прорезаны лучковыми оконными проемами. На фасаде сохранилась надпись на латинском языке, примерный перевод которой гласит: «Этот храм воздвигнут во имя прославления и во славу божьей матери – Благочестивой Девы Марии в 1654 году, а в 1887 – реставрирован».

В интерьере при входе – хоры, амвон, центральный и боковые алтари. Внутреннее пространство костела украшают лепка и фрески. Они размещены на стенах главного нефа и частично на боковых нефах. Сохранилось около 20 композиций на музыкальную и батальную тематику, в том числе на конкретные исторические темы: ”Взятие Мстиславля московским войском в 1654 году” и ”Убийство ксендзов”, которые являются необычными для храмовой живописи. Значительную ценность представляют портреты основателей костела и сюжеты, отражающие события русско-польской войны 1654-1667 гг. Кроме того, в алтарной части интерьера расположены медальоны с изображениями меценатов, жертвовавших личные средства на строительство храма. Среди них мстиславский воевода Якуб Мазалинский, хорошо относившийся к кармелитам. Вызывают интерес и картины, изображающие музыкантов, - «Гобоист» и «Виолончелист». Ранее изображения музыкантов на фресках дополнял стоявший здесь орган. Последний ремонт и обновление росписей внутри костела происходили в 1887 году.

На подходе к храму построена входная кирпичная брама в виде 3-х полуциркулярных арок. Над широкой центральной аркой нависает ступенчатый аттик.

Ранее в костеле могли проводить службу до шести ксендзов, теперь же прихожанам приходится ютиться в крошечной комнатке, ранее используемой для хозяйственных нужд. На данный момент внутренняя часть собора находится в весьма плачевном состоянии, при этом фасад сохранился довольно неплохо. Пока реставрационные работы приостановлены в связи с недостатком финансирования. Но в самое ближайшее время, согласно проекту формирования культурно - туристической зоны, он будет полностью восстановлен.

Костел – памятник архитектуры барокко и рококо (современные исследователи относят его к стилю «виленского» или «белорусского барокко»).

Иезуитский костел

Зданиеиезуитского  костела расположено между улицами Советской, Пролетарской и Юрченко. В наши дни костел не производит того грандиозного впечатления, на которое был рассчитан, хотя представить как он выглядел раньше, возможно.

Иезуиты появились в Мстиславле в 1616 году. Король Жигимонт III выдал им фундуш на постройку костела и коллегиума, но строительство храма вместе со зданием коллегиума и аптеки началось только в 1626 году. Войны и другие катаклизмы растянули это время почти на сто лет. По одной из версий, белорусский дойлид В. Дзягилевич в 1707 году построил большой деревянный костел, а в 1711 отстроил сожженный дом иезуитской миссии, поставил деревянную «вежу со звонами» и хозяйственные постройки.

Строительство каменных иезуитского костела во имя архистратига Михаила и коллегиума началось в 1720-е годы. Работы шли очень медленно и только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел был достроен. В то же время иезуиты построили в городе и аптеку.

До наших дней сохранились здания училища при коллегиуме – позже духовной семинарии (слева от костела), аптеки (справа) и коллегиума.Интересно, что в то время продажа лекарственных растений разрешалась только в городах, имевших Магдебургское право. Приготовлением и продажей лекарств занимались монахи. В XVI – XVIII вв. в Беларуси (до вхождения в состав Российской империи) насчитывалось около 40 аптек, которые принадлежали, в основном, католическим монастырям и частным лицам. Возможно, при Мстиславском иезуитском монастыре, который владел большими земельными угодьями, были специальные аптекарские огороды.

Здание иезуитского коллегиума – массивный двухэтажный дом с мощными контрфорсами и большим сводчатым потолком. Его интерьер производит тяжелое впечатление своими толстыми стенами, большими мрачными коридорами. Известно, что в стенах коллегиума преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик. Этот человек создал первый в Беларуси литературно-научный журнал «Полоцкий ежемесячник». И оставил богатое рукописное наследие, которое включает труды по истории философии, истории Польши, Беларуси, православия в России.

После подавления шляхецкого восстания 1830-1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, а костел, как и большинство католических храмов в Беларуси, был закрыт. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор. Внешне вид храма значительно изменили: пристроили небольшой притвор, который завершался сложным ступенчатым аттиком и был соединен с основным объемом широким входным порталом. Над храмом возвели большой деревянный купол на цилиндрическом световом барабане (не сохранился). Пластика фасадов здания обогатилась широкими пилястрами и полуциркульными нишами.

Поражает интерьер внутри собора: мощные массивные колонны с пилястрами соединены арками, что делили храм на три нефа. Центральный вход украшает лепнина барочного типа. В юго-западной части размещаются невысокие хоры. Помещение под хорами, нефы и боковые алтари перекрыты крестовыми сводчатыми потолками. Особую средневековую суровость и мощь здания сохранила со стороны монастырского двора откуда оно выглядит как крепость. Долгое время башни-звонницы храма являлись архитектурной доминантой Мстиславля. В конце XIX – начале XX века ансамбль Николаевского собора обнесли высокой кирпичной оградой с небольшими капличками по углам. В наши дни здесь располагается школа-интернат и продолжается затянувшаяся на десятилетия реставрация здания.

Но главные увечья этому величественному памятнику истории нанесли большевики в двадцатых годах XX столетия. В этот период переделки коснулись главным образом интерьера. Свод зашили плоским перекрытием, обив потолок фанерой. Масляной краской закрасили фрески и в частности уникальную роспись главного алтаря. В одном боковом нефе устроили ложу для музыкантов, а на месте главного алтаря установили сцену, подвалах разместили буфет. Деревянные творения средневековых резьбарей ломали и тут же сжигали на улице перед костелом. Была сожжена и уникальная библиотека старых книг на латинском, когда-то принадлежавшая коллегиуму. О культуре, о будущем тогда не думали.

Завершило начатое разрушение время. Отстояв без ремонта сто с лишним лет, храм гибнет: обвалились его своды, треснули стены, посыпался кирпич. Однако его интерьер и сейчас впечатляет размером, массивностью опор, лепкой барочного характера.

Свято-Николаевский собор в комплексе с бывшей духовной семинарией – памятник архитектуры с чертами ренессанса, барокко и классицизма.

Мужская гимназия

Напротив костела располагается здание бывшей мужской гимназии возведенное в 1908 году по проекту архитектора С.М. Валансевича в стиле архитектуры эклектики с чертами модерна.

Мужская гимназия открыта в городе в 1906 году. Гимназия была одним из лучших учебных заведений Вилейского округа. Главным фасадом здание выходило на площадь и в архитектурно-художественном отношении отличалось красотой и размерами. Первым директором (1906 – 1911гг.) ее был выпускник Петербургского историко-филологического института, ставший позднее известным мстиславским краеведом – В.Г. Краснянский. Увлекшись изучением истории древнего города, он написал и в 1912 году издал книгу о Мстиславле.

В годы советской власти в этом здании размещался открывшийся в 1925 году педагогический техникум с семилетней школой, богатой библиотекой, исторический музей, столярная мастерская. В числе преподавателей курсов повышения квалификации при педтехникуме были Якуб Колас и Максим Горецкий.Здесь они читали лекции по грамматике и методике преподавания белорусского языка.

В 1920-е годы в Мстиславле бурлила литературная жизнь. С 1926 года при педтехникуме работало литературное объединение «Маладняк». Оно возникло при участии молодых писателей Кондрата Крапивы и Владимира Дубовки, которые в 1920-х годах часто посещали город. Основателями «Маладняка» стали Дмитрий Астапенко и Юрий Тавбин. Среди членов объединения были и ставшие позже известными писателями Аркадий Кулешов, Станислав Шушкевич, Сергей Калугин и другие. Мстиславские молодняковцы печатались в журнале « Маладняк Калінаўшчыны», который выходит в Калиновском округе (центр – г. Климовичи).

Сейчас на здании бывшей гимназии размещаетсяя мемориальная доска, посвященнаая Астапенко Дмитрию Емельяновичу, Кулешову Аркадию Александровичу и Тавбину Юлию Абрамовичу, которые учились в педтехнику с 1928 по 1931 год.                                                                       

Париж

Напротив иезуитского костела на углу улиц Пролетарской и Первомайской сохранилось здание "Париж" - здание уездного дворянского собрания конца XIX века в стиле эклектичной архитектуры. Построенного из кирпича в конце XIX века. Двухэтажное здание Г-образное в плане с высоким цоколем, накрытое двускатной вальмовой крышей, которая образует с двух сторон треугольные фронтоны.

Полуподвал отделен от основного объема карнизом. Стены первого этажа разделены полуциркульными окнами, другого - лучковыми. Под крышей по периметру здания проходит карниз со стыками. Планировка внутреннего пространства коридорно-анфиладная.

Дворянский собрание являлся корпоративным органам дворянского самоуправления в губерниях и уездах начиная с 1785 по 1917 года . Дворянам принадлежали все административные должности в губерниях и право управлять всеми учреждениями по крестьянским и судебным делам, назначать мировых судей. Дворяне собирались на собрания за три месяца перед губернским съездом и рассматривали сословные дела уездного масштаба. Чрезвычайные собрания могли созываться чаще, но с разрешения губернатора. Здесь выбирали предводителя местного уездного дворянства. Могли готовить представления губернатору, министру внутренних дел, а в особых случаях царю. Известно, что с 1867 предводителем местного дворянства был Алабышев Константин Платонович.

На верхнем этаже  здания размещалась  частная гостиница А. Михлиной "Париж", об открытии которой газета "Белорусский комиссионер" писала 3 октября 1899 года. Кроме этой гостиницы в конце  XIX –  начале XXвека в Мстиславле существовали и другие – «Лондон», «Берлин», «Новый мир», «Орел», «Эрмитаж». Такие громкие названия можно было объяснить тем, что богатые горожане, следуя моде, старались устраивать свою жизнь в соответствии с передовой европейской культурой. Во времена советской власти располагался интернат для студентов педкурса. После войны здание передано под жилое помещение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...