![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Геометрическая модель, «заложенная» в методе Терстоуна измерения установки.
Итак, нам надо понять, какова суть тех шкальных значений, которые мы хотим найти. Что мы, собственно, ищем?
Представление о мнении одного респондента об одном объекте
Начнем издалека. Зададимся вопросом о том, что из себя представляет мнение одного респондента об одном объекте. Выше (в п. 5.2) мы говорили о том, что такое плюрализм мнения человека о каком-либо объекте. Вспомним соответствующее определение и будем считать, что мнение каждого респондента о любом из шкалируемых нами объектов является плюралистичным. Ссылаясь на практику, мы отмечали, что конструктивно такое предположение может использоваться только в том случае, если оно формулируется строго, с использованием математического языка, и упоминали примеры такого рода формулировок. Еще одним примером конструктивного подхода к определению интересующей нас плюралистичности и формированию на его основе практических рекомендаций является модель Терстоуна парных сравнений. Опишем ее. Предположим, что у нас имеются объекты αμ а2, ап и респонденты гр г2, rN. Предположим, что мнение одного респондента г, об одном объекте а. (1 — любое число из множества 1, 2, N; i — любое число из множества 1, 2, п) представляет собой нормальное распределение (см. рис. 6.1). Проще говоря, это означает, что- при опросах, производящихся в разных условиях, наш "градусник" чаще всего будет показывать некоторую оценку т! (математическое ожидание, т.е. среднее значение нашего нормального распределения), реже — другие оценки. И чем дальше какое-либо число отстоит от т], тем реже оно будет встречаться в качестве такой оценки. На рис. 6.2 изображено аналогичное распределение для того же респондента и другого объекта. Естественно, величины т! и т!, вообще говоря, будут различными, поскольку разные объекты респондент, вероятно, "в среднем" оценивает по-разному. Вероятно, естественным выглядит предложение считать "истинной" оценкой мнения нашего респондента о рассматриваемом объекте соответствующее математическое ожидание. Оказывается, что и дисперсию рассматриваемых распределений можно проинтерпретировать естественным образом (напомним, что нормальное распределение однозначно задается значениями математического ожидания и дисперсии либо среднего квадрати-ческого отклонения). Покажем это. Рассмотрим рис. 6.3, на котором изображены интересующие нас распределения, отвечающие разным дисперсиям.
Нетрудно понять, что дисперсия говорит о степени уверенности (убежденности) респондента в своем мнении о рассматриваемом объекте. Если это мнение определяется распределением I, то респондент, будучи опрошенным в разное время, примерно с одинаковой вероятностью будет давать совершенно различные ответы, в том числе и весьма отличающиеся от среднего. Так, значения xi и хг в его ответах могут встретиться почти с той же вероятностью, что и среднее значение. Если мнение респондента определяется распределением III, то, напротив, значения, даже незначительно отличающиеся от среднего, такие, как х, и х4, будут встречаться с гораздо меньшей вероятностью, чем само среднее. А вероятность получить от респондента ответы χί и х2 будет практически равна 0. При использовании распределения II ситуация будет занимать промежуточное положение между двумя описанными выше. Ясно, что упомянутая степень уверенности может быть объяснена разными факторами: характером (принципиальностью)
респондента, его знанием оцениваемых объектов, важностью этих объектов для респондента и т.д. Пока будем считать, что дисперсии тех распределений, которые отвечают мнениям одного респондента о разных объектах, вообще говоря, различны. Так, различны дисперсии распределений, приведенных на рис. 6.1 и 6.2. Теперь перейдем к обсуждению вопроса: должны ли быть схожими, и, если должны, то в какой степени, распределения, отвечающие разным респондентам? Чтобы наша задача была осмысленна, и здесь (так же, как и в случае установочной шкалы Терстоуна) требуется определенная однородность изучаемой совокупности респондентов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 570. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |