Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура системы образования Республики Беларусь




               

Охарактеризуем национальную систему образования в РБ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (последняя редакция от 19 марта 2002 г.).

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

       Национальная система образования включает: участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное

функционирование системы образования; государственные органы управления образованием

(Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления).

           Основное образование в республике имеет следующие уровни: дошкольное; общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее специальное; высшее, послевузовское. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

           Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров.

           В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

           К учреждениям образования относятся:

- дошкольные учреждения. Осуществляют дошкольное воспитание, цель которого – развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать окружающий мир; содействие духовному и физическому развитию ребенка.;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Внешкольные учреждения осуществляют внешкольное обучение и воспитание. Они призваны наиболее полно удовлетворить разносторонние потребности и интересы детей и подростков, содействовать духовному и физическому совершенствованию, разумной организации их свободного времени.

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования,имеют целью подготовку квалифицированных рабочих, формирование у них необходимых профессиональных умений и навыков в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, решают задачу подготовки специалистов среднего звена, руководителей низших звеньев производства. Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования,подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования,относятся:магистратура, аспирантура, докторантура.Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

 Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров,являютсяАкадемия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и др.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования. Финансирование государственных учреждений образования осуществляется из госбюджета и из бюджетов местных органов власти. Частные учреждения образования работают за счет средств обучающихся.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...