Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос №4. Образ жизни, быт и нравы древних русичей
Он формировался под воздействием климатического и природно-географического факторов. Жили в зоне континентального климата, для которого характерно жаркое и короткое лето, но долгая и суровая зима. Поэтому формировалось трудолюбие и ответственность. Природно-географический фактор: лес и реки. Лес формировал в человеке предусмотрительность, внимательность, осторожность и общинность. Река – умиротворенность, благополучие и спокойствие. Древние русичи жили общиной – вервь.
Поселения русского народа – города и деревни. Несколько поселений составляли древнерусскую общину – вервь. Основной вид жилища – дом типа полуземлянки. В городах появлялись срубные постройки. Сельские поселения получили решительный перевес над городскими. Внешние опасности, недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться население крупными массами. Деревня – господствующая форма расселения. Крестьяне выжигали лес на новом месте, удобряли и распахивали землю, собирали богатый урожай, а через 6-7лет земля истощалась и крестьянин покидал это место. Одежда отличалась простотой и надежностью – рубаха, штаны, валенки, лапти. Материальной базой изготовления одежды были основные занятия русичей – землевладение и скотоводство. Набор продуктов питания отличался природным разнообразием. Отличительная черта – гостеприимство и непритязательность в отношении еды. Значительная часть населения занималась хлебопашеством. Основные занятия – бортничество (пчеловодство), лыкодерство, зверогонство, рыболовство. Природа влияла на человека и племенной характер. Мелкие опасности, затруднения приучали зорко следить за всем. Это очень выносливый, неизбалованный, наблюдательный народ. В приметах отмечены трудноуловимые явления, разные случайности. Также они вели церковный календарь – памятная книжка наблюдений за природой. В народе придумывали много прибауток, поговорок, примет. Развлечение знати были охота и пиры, всенародно праздновались победы в походах. Любимыми забавами их были соколиная, псиная охота. А для простого народа устраивались скачки, турниры, игрища. Неотъемлемой частью быта была баня. Долгими зимними вечерами женщины пряли, вышивали. Часто устраивались вечера с песнями, плясками, прибаутками, частушками и рассказами сказок. Славяне отличались благопристойностью, целомудрием и верностью. Женщина в доме всегда выполняла самую тяжелую работу – вела хозяйство и воспитывала детей. Основные черты славян - доброта, искренность, дружелюбие и гостеприимство. Девушки могли выходить замуж с 16 лет, юноши жениться в 21 год. Дети воспитывались в соответствие с древними законами Рода-племени. Это проявлялось в знакомстве с орнаментами, обережными знаками. Приобщение к вере происходило с 3-7 лет. На уроках им прививались понятия чести, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед Родом. Огромное влияние на русичей оказывала религия. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя и рек. Сначала они поклонялись всевозможным упырям и берегиням. Затем появился аграрный календарь и культ Рода и рожаниц. Славянам была известна идея монотеизма – объединения нескольких богов в одном изображении. Мировое дерево у славян отражало отношения человека с миром. К язычеству относят пантеизм, тотеизм, идолопоклонничество. Народная вера предполагала обряды, ими руководили волхвы, жрецы и ведуньи. Славяне служили своим богам прямо в лесу, на берегах рек, позднее стали появляться деревянные храмы. Существовало множество языческих праздников – Масленица, день Ивана Купалы, Пасха. Затем было принято христианство. Оно распространялось довольно медленно, т.к. было добровольным и из-за терпимости Византии к язычеству. Вытеснялись из быта элементы язычества, происходила их адаптация к новому мировоззрению. Церковь вела все дела, связанные с семейным правом, ей выплачивали штраф в рамках церковносудебной практики и делали пожертвования. Церковь занималась благотворительностью и была «отдушиной» - помогала поддерживать общественное равновесие. Сохранилось много и из язычества – поклонение предкам, празднование некоторых праздников, игрища, окота, баня. Большое значение приобрел культ Богородицы, основанный на культе Рожаницы. Необходимо было соблюдать посты, читать молитвы. Нравственными преступлениями считались – ложь, клевета, гордость, насилие. Церковный брак был не всегда обязательным. Началось распространение грамотности, книжности, зародилась философия. Это был осознанный выбор народа, поддерживаемый государством.
По источникам: Лекции Ключевского: -Имущество и личность- имущество ценилось выше жизни человека, имущество определяло отношение к человеку. -Описывает русскую правду, как кодекс капитала- а так оно и было, правда ставила имущество выше жизни человека. Вопрос 5. Общая характеристика периода борьбы с иноземными захватчиками. К XIII веку политический центр земель русских переместился из Киева во Владимир. Политическая раздробленность усиливалась. В это время в причерноморских степях появились монгольские кочевники из Азии. В 1223 г. их передовые отряды разбили русско-половецкое войско в битве на р. Калке. Начался период долгой борьбы русского народа с захватчиками. В 1237 г. монгольские войска Батыя вторглись в Рязанское княжество. Покорили многие русские города и земли; в 1240 г. взяли Киев. По соседству с Русью образовали свое государство – Орду. Утвердилось иго Орды. Слабостью Руси воспользовались шведские и немецкие захватчики, но были разбиты новгородским князем А.Невским. В период монгольского ига возвышалось Московское княжество. В 1380 г. князь московский Дмитрий Иванович разбил монголов на Куликовом поле, но сил для полного избавления от ига пока не хватило. В XV в. Орда ослаблялась, чем воспользовался Великий князь Иван III: в 1480 г. после "великого стояния" на р. Угре монгольское иго пало. Большой опасностью для русских земель стали ханства бывшей Орды. Царь Иван IV сумел покорить Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В ходе Ливонской войны ему удалось уничтожить Ливонский орден. После смерти Ивана Грозного Российское государстве слабело и вступило в период Смуты. Этот период характеризуется вторжением в Россию шведских и польских захватчиков, причем польские войска оказались в Москве. Лишь народное ополчение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского сумело в 1612 г. изгнать поляков из Москвы. Это позволило легитимно на Земском соборе в 1613 г. избрать на царскийпрестол Михаила Романова. Первые из династии Романовых цари добились изгнания из России всех захватчиков, воссоединения с Украиной и Белоруссией. Период постоянной борьбы с иноземными захватчиками заканчивался.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |