Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция структуры фотосинтетического аппарата.




Строение листа как органа фотосинтеза, изменения в онтогенезе.

Регуляция биосинтеза фотосинтетических пигментов. Зависимость биосинтеза пигментов от интенсивности и качества света, снабжения СО2, 02 и минеральными элементами. Явление хроматической адаптации. Функциональное и экологическое значение спектрально-различных форм пигментов у фотосинтезирующих организмов.

Флуоресценция. Механизмы миграции энергии в системе фотосинтетических пигментов.

Эволюция фотосинтеза. Хемосинтез. Бактериальный фотосинтез.

Культура растений в условиях искусственного освещения и при повышении концентрации углекислоты. Фотосинтез в условиях промышленной фитотроники и в замкнутых системах жизнеобеспечения.

Дифференцировка клеток и тканей; компетенция и детерминация. Дифференциальная экспрессия генома как фактор реализации генетических программ развития. Тотипотентность растительной клетки.

Системы регуляции функций целого растения: трофическая, гормональная, электрическая. Доминирующие центры и физиологические градиенты. Системы восприятия и передачи сигналов. Системы связей и регуляторных контуров. Элементы теории сложных систем и их приложение к анализу систем регуляции в растении.

Молекулярные основы действия гормонов и ингибиторов роста растений. Взаимодействие между различными гормонами. Синтетические регуляторы и ингибиторы роста (гербициды, ретарданты, морфактины), их практическое применение.

Механизмы морфогенеза растений. Индукция генетических программ, морфогенетические градиенты и ориентация клеток в пространстве. Целостность и коррелятивное взаимодействие органов. Физиологические и молекулярные основы эмбриогенеза растений. Созревание и прорастание семян как фазы морфогенеза.

Переход растений от вегетативного к генеративному развитию. Влияние внутренних и внешних факторов. Индукция цветения. Яровизация. Фотопериодизм. Роль фитохромной системы в фотопериодических реакциях. Типы фотопериодической реакции. Природа флорального стимула. Гипотезы о бикомпонентной природе флоригена, о многокомпонентном контроле цветения. Цветение как многоступенчатый процесс. Эвокация цветения и ее регуляция. Модель переключения генной активности. Закладка и рост соцветий и цветка. Оплодотворение.

Детерминация пола у растений. Генетические, фенотипические и гормональные факторы, определяющие пол у растений.

Физиология вегетативного размножения. Размножение клубнями, луковицами, корневищами, усами, отводками и черенками.

Культура изолированных клеток, зародышей, органов, тканей, протопластов как модель для изучения процессов роста и развития. Биология изолированных клеток и тканей, клеточная биотехнология. Использование метода культуры клеток для изучения биологии клетки и понимания взаимоотношений части и целого при функционировании клеток в растительном организме.

Практическое использование культуры растительных клеток (освобождение от вирусных инфекций, массовое размножение, сохранение генофонда редких видов, получение биомассы клеток-продуцентов практически важных веществ.

Формирование устойчивости растений к газам (Токсичность их действия на растения. Регулирование их поступления, поддержание внутриклеточного гомеостаза, детоксикация образующихся ядов).

Физиологические и биохимические основы устойчивости высших растений к патогенным микроорганизмам и другим биотическим факторам. Конституционные и индуцированные защитные свойства. Приобретенный (индуцированный) иммунитет.

Задачи

Задачи представляют собой определение количественных показателей физиологических процессов:

· параметры водного режима и минерального питания растений;

· количественные показатели фотосинтеза и дыхания на разных уровнях организации растений;

· расчетные характеристики параметров роста растений.

 

Структура и содержание модулей дисциплины (см. приложение 1).

 

Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литературы

1. Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений. М.: Высшая школа, 2006. – 742 с.

2. Медведев С.С. Физиология растений. Изд-во С-Пб ун-та, 2004. – 336 с.

3. Мокроносов А.Т. Фотосинтез. Физиолого-экологические и биохимические аспекты. Academia, 2006.- 448 c.

4. Учебник по физиологии растений для студентов биологических специальностей вузов, под. ред. И.П. Ермакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Усманов И.Ю., Рахманкулова З.Ф., Кулагин А.Ю. Экологическая физиология растений. М.: Логос, 2001.

6. Якушкина Н.И. Физиология растений. 3-е издание. М.: Просвещение, 2003.

Дополнительная литература

1. Барбер С.А. Биологическая доступность питательных веществ в почве. М.: 1988, 376 с.

2. Гэлстон А., Девис П., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. М.: Мир, 1983.

3. Дерфлинг К. Гормоны растений. Системный подход. М.: Мир, 1985.

4. Жолкевич В.Н., Гусев Н. А., Капля А. В. и др. Водный обмен растений. (Отв. ред. ак. И.А. Тарчевский, д-р. биол. наук В.Н. Жолкевич).
- М.: Наука, 1989.-256 с.- ISBN 5-02-003977-2, УДК 581.11
(Академия наук СССР, Ордена Трудового Красного Знамени Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева)

5. Клейтон Р. Фотосинтез. Физические механизмы и химические модели. М.: Мир, 1984. 350 с.

6. Полевой В.В. Фитогормоны. Л.: 1982.

7. Полевой В.В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989.

8. Скулачев В.П. Биоэнергетика. Мембранные преобразователи энергии. М.: Высшая школа, 1989.

9. Фотосинтез: В 2 т. /Под ред. Говинджи. – М.: Мир, 1987.

10. Эдвардс С., Уокер Д. Фотосинтез С3 и С4 растений: механизмы и регуляция. М.: Мир, 1986. 590 с.

 

Периодика: журналы МАИК «Физиология растений», «Экология», «Успехи современной биологии», «Биофизика».

Методическая литература

1. Малый практикум по физиологии растений. / Под ред. А.Т.Мокроносова. 9-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2002. 202 с.

2. Физиология растений: учебное пособие с грифом СибРУМЦ / Т.И. Голованова , Н.П. Белоног, Т.Б. Горбанева, Красноярский гос. ун-т. – Красноярск, 2003 (изложены работы по основным разделам физиологии растений необходимые для выполнения практической части дисциплины.

 

4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

Электронные презентации, содержащие таблицы, схемы, графики, фотографии по каждой теме лекции.



Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы выполнены в форме тестовых заданий различного типа в соответствии с требованиями современной тестологии. КИМы сгруппированы по разделам дисциплины и реализуются с помощью компьютерной сетевой программы. Промежуточный контроль проводится в конце 1 и 3 разделов. Количество КИМов по каждому разделу – не менее 60, общее количество – не менее 480.

Итоговый контроль по пятибалльной шкале использует КИМы всех разделов.

Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц (см. приложение 2).

 



Приложение 1

Таблица по структуре и содержанию модулей дисциплины

 

№ п/п Наименование модуля, срок его реализации Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.2) Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль (Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4 Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение (Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5) Формируемые компетенции Умения Знания
1 Модуль 1 «клетка, водообмен. минеральное питание» 1-ая неделя – 6-ая неделя Тема: 1, 2, 3, 4, 5, 6.   Лабораторные работы № 1, 2, 3, 4 Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1, 2, 3, 4, 5, 6.   ОПК ИК

систематизировать знания о растительном организме, полученные при изучении научной литературы;

пользоваться современными методами исследования при изучении растений и процессов, протекающих в них;

грамотно излагать теоретический материал о жизни растительного организма, о его огромной роли в жизни нашей планеты, вести дискуссию;

использовать знания, полученные в этом курсе, в своей практической деятельности.

 

особенности структурно-функциональной организации растительного организма; механизмы протекания и регуляции связанных с жизнью растений процессов (поглощение воды и минеральных веществ)  
2 Модуль 2 «фотосинтез и дыхание» 7-ая неделя – 18-ая неделя. Тема: 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. Лабораторные работы № 5,6,7,8,9 Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Реферат   ОПК ИК механизмы преобразования энергииии в процессах фотосинтеза и дыхания; физиологическую роль растений в биосфере.
3 Модуль 3 «рост и развитие» 19-ая неделя – 31-ая неделя Тема:18,19,20,21,22 Лабораторные работы № 10 Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 18,19,20,21,22 Решение задач ОПК ИК специфику физиологических процессов, связанных с особенностями прикрепленного типа существования у растений; особенности роста и развития растений
4 Модуль 4 «устойчивость» 32-ая неделя – 36-ая неделя   Тема: 23,24,25,26 Лабораторные работы № 11,12 Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 23,24,25,26   ОПК ИК механизмы адаптации растений к изменяющимся условиям среды; механизмы взаимодействия растений в биогеоценозе

 


Приложение 2

Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине Физиология растений , образовательной программы по направлению 020200 Биология , Института фундаментальной биологии и биотехнологии, курса 3, 5 – 6 семестр.

 

п/п

Название модулей дисциплины

Срок реализации модуля

Текущая работа (60 %),

 

Аттестация

(40 %)

Итого

Виды текущей работы

Сдача зачета Сдача экзамена
Посе-щаемость лекций Выполнение и защита лабораторных работ Подготовка и сдача рефератов Решение комплектов задач Промежуточный контроль Другие виды (по решению кафедры)      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Всего зачетных единиц 4 13 17 10 10 10   20 20 100
1.1 Модуль № 1 С 1 по 7 неделю 2,3 3,0 1,8 1,8 1,8        
1.2 Модуль № 2 С 8 по 18 неделю 4,2 5,5 3,2 3,2 3,2        
1.3 Модуль № 3 С 19 по 31 неделю 4,6 6,0 3,5 3,5 3,5        
1.4 Модуль № 4 С 32 по 36 неделю 1,9 2,5 1,5 1,5 1,5        

 


ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине физиология растений

направления 020200-Биология, Институт фундаментальной биологии и биотехнологии,  3 курса на 5,6 семестр

 

№ п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего По видам Всего По видам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

1

Физиология растений

5

25

Лекции – 17  

18

ТО – 9 ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО
Практические – 0

зачет

РФ – 9   ВРФ                     СРФ        
Лабораторные – 8,5 ЛР- 0 ВЛР1 ЗЛР1 ВЛР2 ЗЛР2 ВЛР3 ЗЛР3 ВЛР4 ЗЛР4 ВЛР5 ЗЛР5 ВЛР6 ЗЛР6 ВЛР7 ЗЛР7 ВЛР8 ЗЛР8  
    ПК-2             ПК                    
    РЗ-0                                  

№ п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего По видам Всего По видам 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

1

Физиология растений

6

36

Лекции – 18 экзамен

36

ТО – 18 ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО
Практические – 0

 

РФ – 0                                  
Лабораторные – 16,2 ЛР-0 ВЛР9     ЗЛР9 ВЛР10     ЗЛР10 ВЛР11     ЗЛР11 ВЛР12     ЗЛР12  
    ПК-3                           ПК      
    РЗ-18   РЗ         СЗ   РЗ           СЗ    

Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; З - задачи; РЗ – решение задач; СЗ – сдача задач; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; ПК – промежуточный контроль (тестирование).

 

Заведующий кафедрой:

 «_______» _______________________ 2007 г










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 708.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...