Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие метода обучения. Сущность и содержание методов обучения.




Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (П.И. Пидкасистый).

Прием обучения - составная часть метода.

Главными методами обуче­ния дошкольников являются игровые, наглядные, практические, сло­весные.

1. Игровые методы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игровые методы - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Игровые приемы - внезапное появление объектов (игрушек), загадывание загадок, игровая ситуация, выполнение воспитателем различных игровых действий.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (картины, слай­ды, видеозаписи и пр.).

Наблюдение - умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на экскурсиях, специальных занятиях (на­блюдение за хомяком, рыбкой...).

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, ди­афильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств (с их помощью у детей формиру­ются статические наглядные образы). Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

3. Практические методы обучения - методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности де­тей, усвоению новых знаний, умений практический харак­тер.

Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком ум­ственных или практических действий заданного содержа­ния. Благодаря упражнениям дети овладевают различны­ми способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты направлены помощь ребенку в приобре­тении новых знаний о предметах. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и глубже осмысливает явления окружающего мира, выявляя связи между ними.

Моделирование - наглядно-практический метод обуче­ния, в основе которого лежит принцип заме­щения: реальный предмет ребенок замещает другим пред­метом, его изображением, каким-либо условным знаком.

4. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение, детям не­достаточно только прочитать, рассказать - необходимо по­казать сами предметы или их изображение. Поэтому словесные методы необходимо сочетать с наглядными, игровыми и практическими.

Словесные методы - рассказ, беседа, чтение художественной литературы

Методы и приемы обучения в ДОУ.

Младшая группа. Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.

Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.

Средняя группа. Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.

Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.

Старшая группа. Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»)

Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.

В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.

Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».

Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.

Подготовительная группа. Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...