Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие об организацонных формах обучения.




Тема 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Понятие об учебной деятельности

Учебная деятельность- систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

Структура учебной деятельности.Разработкой данного вопроса занимались Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, И.А. Зимняя и др.

Учебная деятельность представляет собой единство нес­кольких компонентов: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка.

I. Мотивы - это побуждения, которыми обучающийся руководствуется, осуществляя учебную деятельность. Чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мо­тивы, движущие к цели овладения определенными знаниями и умениями.

II.Учебная задача - это система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.

III.учебное действие - изменения учебного материала, необходимые для его освоения, это то, что обучающийся должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Это действия, которые обучающийся совершает во время занятия. 

IV. Действие контроля- это те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи.

V. Действие оценки - это действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.                                            вопрос на соответствие

На занятиях в младшем дошкольном возрастенеобходимо:

от 2 до 3 лет -  формировать способность к постановке цели собственной деятельности,

от 3 до 4 лет - учить освое­нию различных способов деятельности .

После 4 лет (средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В 5-7 лет - в старшем дошкольном возрасте - у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности, как:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

 

Возрастные этапы оценки:

Младший дошкольный возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. ( Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).

 Средний дошкольный возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом), ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

Старший дошкольный возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

 

Тема 2. Формы, методы и средства обучения

Понятие об организацонных формах обучения.

Организационная форма обучения- специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся (И.М. Чередов).

Первоначальной является индивидуальная форма обучения, суть которой заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. Эта форма дает возможность учета и дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируется содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Достижения и недостатки ребенка находятся на виду у взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус - отсутствие взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка; не формируется умение работать в группе

Групповая форма обучения организуется как взаимодействие одного педагога и нескольких детей, объединенных общей дидактической целью. Плюсами формы являются: возможность организации одно- и разновозрастных групп с разным или одинаковым уровнем развития детей; обеспечение индивидуализации обучения через дифференциацию детей по какому-либо значимому для педагога на данный момент признаку (степень усвоенности учебного материала, тип темперамента, возраст и др.).

Коллективная форма обучения предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников и преследует общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности. К данной форме относятся фронтальные занятия.

К конкретным формам обучения дошкольников относятся занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком.

 

I. Ведущей формой регламентированной учебно-познавательной деятельности в ДОУ являются занятия, в ходе которых происходит формирование системы знаний, умений, навыков, творчества, отношений.

Структура занятия.Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.

1. Организация детей:

· Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

· Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

2. Основная часть занятия:

· Организация детского внимания

· Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

· Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

3. Окончание занятия:

· Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

· Переключение детей на другой вид деятельности

Классификация занятий

1. Занятия усвоения новых знаний и умений

2. Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

3. Занятия творческого применения знаний и умений

4. Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)

+ См. Раб. тетрадь

II. Экскурсия – форма организации обучения, при которой учащиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (природа, культурное учреждение, завод).                                   + см. Раб. тетрадь










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...