Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель психологического воздействия




Независимо от объекта (один человек или группа), за процессом стоит определенная цель психологического воздействия:

1.Использование других людей для удовлетворения личных потребностей.

2.Завоевание авторитета в группе.

3.Создание рамок и стандартов общества.

4.Обретение чувства значимости.

5.Доказательство своего существования.

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействие друг на друга. Последнее применяется столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком своем историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий.

Психологическое воздействиесоциально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:

информационно-психологическое,

психогенное,

психоаналитическое,

нейролингвистическое,

психотронное,

психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) — это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений. Одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции, формирует устойчивые образы-представления.

Психогенное воздействие является следствием:

• физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, температуры и др.), которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

• шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д. Чем менее подготовлен человек к различного рода опасным воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь. Частным, но весьма показательным случаем психогенного воздействия выступает, например, влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека. Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая — успокаивающей.

 

Сферы использования психологического влияния.

 

Психологическое воздействие широко включается в процессы труда, воспитания, управления и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на сознаваемом или неосозна­ваемом уровнях, оно может играть как положитель­ную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудовую активность, формировать положительные или отри­цательные качества личности.

Как правило, человек не способен осознать скрытое психологическое воздействие в момент его осуществления. Например, ребенок не ведает о психологическом влиянии своей матери, а ученик или ученица – о влиянии учителя. Влюбленные также не задумываются о влиянии, которое оказывают друг на друга. Но, оглядываясь на свое прошлое, человек все-таки может осознать, насколько глубоким воздействиям подвергался.

Традиционно выделяют три сферы (среды), в которых осуществляется психологическое влияние:

· сфера межличностных отношений;

·специально создаваемая среда убеждения (пример - публичные выступления);

· среда, характерная для СМИ (телевидение, радио, печатные издания и т.п.).

Сферы психологического влияния

1. Семья.
2. Образовательное учреждение.
3. Профессиональная деятельность.
4. Торговля и сервисные службы.
5. Реклама.
6. Политика.
7. Эстрада, кино, театр.







Семья

Психологическое влияние в семье имеет место во взаимоотношениях между супругами, а также между родителями и детьми.
Взаимоотношения супругов. В супружеских отношениях влияние часто носит характер манипулирования, осуществляется неосознанно, проявляется в желании поставить супруга в зависимое положение, командовать им. Причина – собственная несостоятельность.

Взаимоотношения родителей и детей – те и другие успешно манипулируют друг другом. Все родители выступают по отношению к собственным детям в качестве лидеров и поэтому стремятся занять позицию Властелина, Судьи и Бога, указания которого должны беспрекословно выполняться. Главное выражение, к которому прибегают такие родители при воспитании ребенка, – «ты должен». Любые протесты с его стороны пресекаются, что позволяет достичь полного контроля только по прошествии длительного времени дети начинают понимать, что родители оказывали на них психологическое влияние помимо прямых наставлений и воспитательных мер. Вместе с тем родители и близкие, как правило, имеют по отношению к детям благие намерения, пытаются донести до них любовь и сочувствие, поэтому такое влияние идет им на пользу. В свою очередь, дети, начиная с ранних этапов онтогенеза, талантливо манипулируют родителями. При этом используют такие основные методы воздействия:плач, угрозы, сравнение, шантаж, настраивание одного из родителей против другого, ложь, хандра.


Образовательное учреждение

В образовательном учреждении любой ступени особый интерес представляют взаимоотношения учителя и учеников. Учителю сложнее манипулировать учениками, так как они очень чувствительны к фальши, а манипулятор «играет чувства», произносит заранее приготовленные слова. Он должен быть гением, чтобы справляться с многочисленными манипуляциями со стороны учащихся. К сожалению, намного чаще такого учителя встречается учитель-манипулятор. Как отмечает Э. Шостром (2004), все приемы воздействия учителя-манипулятора (пристальный взгляд и резкие замечания в адрес «трудного» ученика, его изолирование, высмеивание, записки родителям с жалобами на плохое поведение их ребенка, обращение за поддержкой к директору и многое другое) имеют негативный характер. К основным приемам манипуляции, позволяющим учителям и администрации образовательного учреждения контролировать учеников, Э. Шостром относит следующие: использование системы соглядатаев, использование системы любимчиков, культивирование впечатления «подвешенности в воздухе», унижение, оценки как наказание, неблагоприятное сравнение.

Как считает Э. Шостром, ученики довольно ловко влияют на учителей. В числе их хитрых приемов манипулятивного воздействия следующие:

сталкивание учителя с родителями,беспомощность,болезнь,лесть,сталкивание одного учителя с другим,перекладывание ответственности на учителя. Ученики, способные преодолеть унижающие и подавляющие манипуляции со стороны заурядных учителей, остаются способными к творческой жизни и оставляют в ней заметный след.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...