Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иные субъекты правовой охраны Конституции Украины




Правовая охрана Конституции Украины осуществляется не только Конституционным Судом. Все органы публичной власти, государственные и общественные организации должны не только соблюдать Конституцию Украины, но в предусмотренных пределах и установленными способами защищать ее. При этом особая ответственность возлагается на высшие государственные органы: главу государства – Президента, Верховную Раду, Кабинет Министров.

Президент Украины является главой государства и выступает от его имени (ч. 1 ст. 102 Конституции). Таким образом, Президент воплощает единство государства и государственной власти в целом, а не той или иной ее ветви. Президент Украины, является гарантом соблюдения Конституции (ч. 2 ст. 102 Конституции). При вступлении на пост Президент Украины приносит присягу народу, в которой обязуется соблюдать Конституцию и законы Украины (ст. 104 Конституции). Причем закрепленный в Конституции текст присяги существенно повышает ее государственно-правовое и социально-политическое значение.

В сфере правовой охраны Конституции Президент Украины обладает, в основном, надзорными полномочиями, к которым относится право Президента приостанавливать действие нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым по мотивам их несоответствия Конституции Украины и законам Украины, с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности (ч. 2 ст. 137 Конституции). К этой же группе полномочий можно отнести и отлагательное вето Президента в процессе законотворчества. Согласно ст. 94 Конституции Президент Украины подписывает и официально обнародует законы Украины. С этой целью закон, подписанный Председателем Верховной Рады, безотлагательно направляется Президенту, который подписывает и официально обнародует его в течение 15 дней после получения. В этот же срок Президент может возвратить закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней. Президент наделен правом обращаться в Конституционный Суд по вопросам о конституционности законов и иных правовых актов, указанных в ст. 150 Конституции, а также по иным вопросам, определенным Конституцией.

Президент обладает правом отменять акты Кабинета Министров Украины и Совета Министров Автономной Республики Крым (п. 16 ч. 1 ст. 102 Конституции), данная санкция характерна для контрольной деятельности. Конституция не определяет основания для отмены указанных актов. С учетом компетенции Конституционного Суда – единственного органа конституционной юрисдикции, можно сделать вывод, что Президент вправе отменять как несоответствующие Конституции Украины лишь акты Совета Министров Автономной Республики Крым.

Президент Украины принимает непосредственное участие в формировании органов, осуществляющих деятельность по правовой охране Конституции: назначение Президентом трети состава Конституционного Суда Украины (п. 22 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение, с согласия Верховной Рады, Премьер-министра Украины (п. 9 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение, с согласия Верховной Рады, Генерального прокурора Украины (п. 11 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение, по представлению Премьер-министра, членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций (п. 10 ч. 1 ст. 106 Конституции); назначение иных должностных лиц, отнесенное Конституцией к компетенции Президента Украины. Однако, ч. 2 ст. 109 Конституции Украины предусматривает право контрассигнатуры Премьер-министра на актах Президента, принимаемых в связи с назначением должностных лиц, указанных в п. 10 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины. Также важным средством охраны Конституции, используемым Президентом Украины, следует считать прекращение полномочий назначаемых им должностных лиц, в предусмотренных Конституцией случаях.

Для конституционного контроля большое значение имеет и юридическая сила актов Президента Украины, их положение в иерархии нормативных актов. Речь идет об указах и распоряжениях Президента Украины, которые, в соответствии с ч. 2 ст. 106 Конституции издаются на основе и во исполнении Конституции Украины и законов Украины. Таким образом, установлено требование подзаконности правотворческой деятельности Президента. При этом необходимо учитывать, что ст. 92 Конституции Украины определяет круг отношений, регулирующихся исключительно законами Украины.

Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в государстве (ст. 75 Конституции Украины). Таким образом, основной функцией Верховной Рады является принятие законов (п. 3 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины). Конституция Украины устанавливает основные вопросы, связанные с законотворческим процессом, что имеет большое значения для ее правовой охраны. Подробно указанные вопросы должны закрепляться в законе о регламенте Верховной Рады. В ходе подготовки, обсуждения, принятия законопроектов и проектов иных актов, принимаемых Верховной Радой, парламент проводит огромную работу по проверке конституционности проектов правовых актов и отклонению тех из них, которые не соответствуют Конституции. В ходе обсуждения проекта депутаты (а по законопроекту и другие органы, обладающие правом законодательной инициативы), в любое время могут поставить вопрос об их неприемлемости, в связи с несоответствием Конституции, в том числе и в случае, если принятие акта не входит в компетенцию Верховной Рады (ст. 3.5.1 Регламента Верховной Рады Украины). При этом народному депутату предоставлены все права, обеспечивающие его активное участие в деятельности Верховной Рады и создаваемых ею органов (ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»). Однако основная нагрузка в сфере предварительного конституционного контроля, осуществляемого парламентом, ложиться на комитеты Верховной Рады, осуществляющие законопроектную работу, включающую организацию разработки проектов законов и других актов, рассматриваемых Верховной Радой, предварительное рассмотрение и подготовку выводов и предложений по законопроектам, доработку и редактирование отдельных законопроектов по результатам рассмотрения их в первом и последующих чтениях (п. 1 ст. 5 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины»). Будучи органом, принимающим законы, парламент, естественно, имеет право и отмены законов и иных своих актов не соответствующих Конституции.

К компетенции Верховной Рады отнесено участие в формировании органов, играющих существенную роль в правовой охране Конституции. Это, прежде всего, назначение трети состава Конституционного Суда (п. 26 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины), назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (п. 17 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины), а также назначение или избрание на должности, освобождение от должностей, дача согласия на назначение или освобождение от должностей иных лиц, предусмотренных Конституцией Украины. Парламент имеет право выразить недоверие Кабинету Министров и Генеральному прокурору Украины, что влечет отставку последних (ст. 87, ч. 4 ст. 115, п. 25 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины). Верховная Рада наделена правом досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного Суда о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины (п. 28 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины).

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 101 Конституции Украины). Деятельность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека дополняет существующие способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 4 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»). Тем самым данный институт призван усилить гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Украины, законах Украины и международных договорах Украины. Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность на основании сведений о нарушении прав и свобод человека, которые получает из обращений граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей; обращений народных депутатов; по собственной инициативе (ст. 16 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»). При выявлении нарушений прав человека и гражданина Уполномоченный по правам человека может обращаться в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о конституционности правовых актов или об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины, направлять представления об устранении в месячный срок нарушений прав человека и гражданина, обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, который по состоянию здоровья или из-за иных уважительных причин не может это осуществить самостоятельно, а также в других, установленных законом случаях (п.п. 3, 10, 11 ст. 13 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»).

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе исполнительной власти (ст. 113 Конституции). К полномочиям Кабинета Министров отнесено обеспечение исполнения Конституции, принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (п.п. 1, 2 ст. 116 Конституции).

Значительную роль в правовой охране Конституции играет прокуратура, осуществляющая, прежде всего, защиту прав граждан при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; надзоре за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие (п.п. 3, 4 ст. 121 Конституции Украины). В соответствии с п. 9 Раздела XV Переходные положения Конституции Украины за прокуратурой до введения в действия предусмотренной законодательной базы, сохраняется функция надзора за соблюдением и применением законов, в том числе и за соответствием актов, принимаемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины, без вмешательства в исключительную компетенцию Конституционного Суда.

Необходимо также остановиться и на роли судов общей юрисдикции в механизме правовой охраны Конституции. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ч. 2 ст. 124 Конституции Украины). В качестве применения данной нормы можно рассматривать ряд положений Постановления №9 Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия», предусматривающих возможность судов разрешать споры, возникшие в рамках конституционно-правовых отношений. При рассмотрении дела суд должен оценивать содержание любого закона или другого нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции. Суд может применять только тот закон, который базируется на Конституции и не противоречит ей. Вышеприведенное дает судам общей юрисдикции всех инстанций право откладывать закон или другой нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, без обращения в Конституционный Суд Украины. Более того, суд может признать, в соответствии с ч. 2 ст. 144 Конституции, несоответствующими Конституции Украины или законам Украины решения органов местного самоуправления, а в соответствии со ст. 124 Конституции – акты органов исполнительной власти, ведомств, министерств, местных государственных администраций. Вместе с этим следует подчеркнуть, что суд общей юрисдикции не может, применяя Конституцию как акт прямого действия, признавать неконституционными законы или правовые акты, перечисленные в ст. 150 Конституции. В случае неопределенности в вопросе о соответствии Конституции примененного или подлежащего применению закона суд прекращает рассмотрение дела и обращается с мотивированным определением (постановлением) в Верховный Суд, являющийся субъектом права на конституционное представление о конституционности законов или правовых актов, перечисленных в ст. 150 Конституции Украины. Очевидно, что не только Конституционный Суд Украины, как орган конституционной юрисдикции (ст. 147 Конституции) решает вопросы о конституционности актов исполнительной власти, актов местного самоуправления. Таким образом, существуют все основания утверждать, что в Украине сложилась так называемая «смешанная» система судебного конституционного контроля, где вопросы конституционности наряду с Конституционным Судом решают и суды общей юрисдикции.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...