Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические занятия (практическая работа или семинар).




Методические рекомендации по выполнению практической работы:

1) прежде чем начать выполнение задания, внимательно прочитайте вопрос, осмыслите его, сформулируйте ответ в устной форме и зафиксируйте его письменно;

2) ответ на вопрос должен быть кратким, но содержательным, если иного не требуется в самом задании;

4) формулировка ответа должна быть четкой и доступной для понимания;

5) письменное выполнение заданий возможно в произвольном порядке при сохранении нумерации.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется, студент активно даёт полные ответы на все вопросы, показывает при этом глубокое овладение материалом, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал и давать аргументированные пояснения своего ответа на вопросы, может привести примеры, анализировать информацию, делать самостоятельные

обобщения и выводы.

Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: даны ответы на все вопросы, изложения материала логическое, обоснованное фактами и примерами, студент обнаружил теоретические знания, но недостаточно владеет умением анализировать информацию, в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент недостаточно овладел сутью материала по данной теме, ответил на большую часть вопросов, но ответы даны краткие, без аргументированного пояснения или допущены ошибки при освещении теоретического материала.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопросы или вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимание основной сути вопросов, неумение делать выводы, обобщения.

Методические рекомендации по подготовке к семинару:

1) необходимо внимательно ознакомиться с темой и планом семинарского занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение

2) осуществить поиск необходимой информации в соответствующих разделах учебника, учебного пособия или других рекомендованных дополнительных источниках

3) выписать основные понятия, которые понадобится при обсуждении на семинаре

4) подготовить сообщение с обязательным формулированием своего мнения по каждому вопросу и аргументированным его обоснованием (выполняется по личной инициативе студента или в обязательном порядке, в зависимости от рекомендаций преподавателя к конкретному семинару)

5) подготовить презентацию по одному или нескольким вопросам с последующим выступлением на семинаре (выполняется по личной инициативе студента или в обязательном порядке, в зависимости от рекомендаций преподавателя к конкретному семинару)

6) при подготовке к занятию необходимо записывать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы затем на семинарском занятии получить на них ответы

7) в случае необходимости: обратиться за консультацией к преподавателю

Критерии оценки:

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» выставляется, если студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» выставляется, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» выставляется, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» выставляется, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Практическая работа 1

Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития

Цель работы: Проанализировать предпосылки выживания человечества в условиях научно-технического прогресса.

 

Теоретическая часть

Человек живет на планете Земля, населенной множеством других живых организмов. Все они в совокупности образуют биосферу – живую оболочку планеты. Любой живой организм стремится преобразовать природу «в своих целях», одновременно испытывая воздействие на себя окружающей среды:

Человек не является исключением, напротив, в процессе своей деятельности он взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вредным.

В XX веке бытовало мнение, что с развитием научно-технического прогресса человек постепенно утрачивает свою зависимость от природы (от сурового климата, капризов погоды, стихийных бедствий и т. п.). Отчасти так и произошло: жители больших городов не страдают от сильных морозов в теплых домах, не испытывают голода в результате засухи и т.д. Но оказалось, что воздействие человека на природу за последние столетия настолько усилилось, что это привело к существенному изменению биосферы. В результате хозяйственной деятельности человека исчезают леса, меняется климат, мелеют реки, деградируют почвы. Это означает, что изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов стали принимать не локальный, а глобальный характер. Причем эти изменения далеко не всегда благоприятны для человека. Во второй половине XX века активно развивается экология – наука об окружающей среде. Постепенно сформировались представления о том, что любой вид живых организмов может выжить только в условиях сохранения своей среды обитания. Антропогенная деятельность приводит к нарастающему давлению на природу и может привести к разрушению биосферы. В этом случае будут подорваны биологические основы выживания человека как вида.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, где была принята программа действий, направленная на достижение устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке. Главный принцип устойчивого развития – коэволюция, то есть совместная эволюция природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.

При формировании программы устойчивого развития на конференции ООН в 1992 г. были использованы идеи отечественного ученого В.И.Вернадского. В.И.Вернадский создал учение о ноосфере, «сфере разума». Под ноосферой он понимал область наиболее тесного взаимодействия и взаимного влияния человека и природы. В 1925 г. в статье «Автотрофность человечества» он писал: «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу. … Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного[1]». В.И.Вернадский считал, что человеческий разум способен преодолеть противоречия между научно-техническим прогрессом и принципами выживания человечества: «Биосфера … переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках, и мы его не выпустим![2]»

 

Практическая часть

В своих трудах В.И.Вернадский указал на ряд конкретных условий, которые необходимы для обеспечения выживания человечества. Эти условия были рассмотрены на конференции ООН по окружающей среде и развитию в процессе формирования концепции устойчивого развития:

Заселение человеком всей планеты.

Резкое преобразование средств связи.

Усиление политических и экономических связей между всеми странами Земли.

Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

Расширение границ биосферы и выход в космос.

Открытие новых источников энергии.

Равенство людей всех рас и религий.

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государстве условий, благоприятных для свободной научной мысли.

Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

Разумное преобразование первичной природы Земли с целью удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

Исключение войн из жизни общества.

В конце ХХ века А.Г.Бусыгин на основе этих положений сформулировал «Ноосферные нормы поведения людей Земли», необходимые для выживания человечества:

Признать приоритетными общечеловеческими ценностями жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

Признать, что для сохранения в биосфере человеческой популяции в первую очередь необходимо изменить мышление основной массы человечества с антропоцентрического на экологоцентрическое.

Руководствоваться в своих действиях тем, что человек занимает в биосфере двоякое положение – он не только потребитель природы, но и неотъемлемая её часть, полностью зависимая от окружающей среды.

Осознать, что у человечества только тогда появится шанс на выживание, если решением экологических проблем будут совместно заниматься люди всех наций, рас и вероисповеданий.

Принять как руководство к действию, представление о том, что экологический кризис выдвинул перед человечеством принципиально новые сложнейшие эколого-социально-экономические задачи, требующие от всех людей, живущих на Земле, качественно иного (интегративного) уровня образования.

Признать, что относительная утрата человечеством инстинкта самосохранения является следствием глобального размежевания наук на науки о живом и неживом.

Перестроить систему обучения и воспитания населения Земли, положив в её основу две аксиомы десмоэкологии - «всё связано со всем и все связаны со всеми» и «живое и неживое – это сиамские близнецы», разрыв которых смертелен для обоих.

Человечеству необходимо философию выживания превратить в конкретные дела – не допускать бесконтрольного роста численности населения Земного шара и экологических правонарушений, беспрерывно следить за состоянием окружающей среды.

Специалисты должны разрабатывать только «экологосовместимые», ресурсоэкономные технологии, подвергать их экологической экспертизе, исходя из аксиом экологии что «природа исчерпаема» и в природе нет такого понятия, как «мусор».

Экологические императивы неотвратимы и должны лечь в основу жизненной стратегии каждого человека, а также национальной, региональной и мировой политики. Отрицание этого требования вызывает угрозу деградации среды жизни человечества.

 

Вопросы

Какие условия В.И.Вернадского стали реальностью в наше время?

Какие из этих условий не выполняются в наше время? Приведите конкретные примеры.

Как эти условия помогут достичь своей основной цели – выживания человечества? Обоснуйте свой ответ.

Возможно ли, по Вашему мнению, выполнение всех этих условий в ближайшем историческом времени?

 

Задание:

Сравнить основные положения учения В.И.Вернадского и «Ноосфер-ные нормы поведения людей Земли» А.Г.Бусыгина. Описание представить в виде таблицы, выписать цитаты.

 

Наименование проблемы Учение В.И.Вернадского «Ноосферные нормы…» А.Г.Бусыгина
Глобальные проблемы современности: 1.Проблемы, связанные с главными социальны-ми вопросами 2.Проблемы, касающие-ся отношений человека и окружающей среды 3.Проблемы отношений человека и общества    
Общечеловеческие ценности    
Проблемы свободомыслия, равенства людей    

 

Сделайте вывод:

Является ли ноосфера В.И.Вернадского утопией или реальной стратегией выживания? Что, по Вашему мнению, ожидает человечество в будущем?

Практическая работа 2

ВИДЫ ОПАСНОСТЕЙ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ НИХ

Цель работы: познакомиться с основными видами опасностей и мерами защиты от них.

Часть 1. Виды опасностей

Теоретическая часть

Опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни. Опасности могут угрожать не только лично человеку, но и обществу, государству.

В зависимости от вызываемых последствий факторы условно делят на вредные и опасные. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (взрывы, яды и др.). Многие факторы становятся опасными только при определенном сочетании (например, одновременное воздействие плохих погодных условий, сложной обстановки на дороге и отвлечение внимания водителя ведут к ДТП). Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействий проходят трансформацию от безвредного или даже полезного к вредному и наоборот (например, медикаменты, шум, электрический ток и т.д.).

Способы классификации опасностей могут быть разными (см.табл. 1).

 

Таблица 1

Классификация опасностей и угроз

По объектам человек, коллектив, общество, предприятие, государство, окружающая среда, ближний космос По величине ущерба незначительный, значительный, предельный По вероятности маловероятные Рi<0,5; вероятные Рi=0,5; весьма вероятные Рi>0,5
По масштабу локальные, региональные, глобальные По причинам возникновения стихийные, программные (преднамеренные) По характеру физические, энергетические, информационные
По типу ущерба материальные, моральные, психофизические, комплексные По виду внешние, внутренние, смешанные   По интенсивности активные, пассивные    

Практическая часть

По происхождению опасности делят на природные, техногенные, антропогенные, экологические, биологические, социальные.

По характеру воздействия на человека опасности делят на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Примеры опасностей: алкоголь, аномальные температуры воздуха (жара, мороз), высокая влажность воздуха, подвижность воздуха (сквозняки), барометрическое давление (низкое, высокое), болезни растений, вредители растений (саранча, колорадский жук), освещение, ионизация воздуха, вакуум, взрыв, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота, гербициды, глубина, гиподинамия, гололед, горячие поверхности, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, засуха, землетрясения, инфекционные заболевания, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, лазерное излучение, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, молния, монотонность, наводнение, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие, оползни и обвалы, острые предметы, отравление, охлажденные поверхности, падение, пар, пестициды, пожар, психологическая несовместимость, пыль, радиация, резонанс, скользкая поверхность, снегопад, социальное неравенство, статическое электричество, тайфун, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, укус собаки, укус змеи, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле, ядовитые растения и животные.

 

Вопросы и задания

Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными, но и полезными? В каких условиях?

От чего зависит степень вредности и опасности перечисленных факторов? В каждом случае ответ обоснуйте.

Приведите конкретные примеры, когда данные факторы приводили к нарушению здоровья или угрожали жизни людей.

Заполните таблицу «Виды опасностей»:

Таблица 2

Виды опасностей

По происхождению по характеру воздействия на человека Природ-ные Техно-генные Антропо-генные Эколо-гичес-кие Биоло- гичес- кие Соци-альные
Механические            
Физические            
Химические            
Биологические            
Психо-физиологические            

Часть 2. Меры защиты от опасностей

Теоретическая часть

В современном обществе концепция абсолютной безопасности сменилась концепцией приемлемого уровня риска. Основные положения ее следующие:

- любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;

- любая деятельность потенциально опасна для человека;

- ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;

- безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности.

Нельзя полностью исключить риск природного и техногенного характера, но надо стремиться к его минимизации. Безопасность – это состояние деятельности, обеспечивающее здоровье и жизнь человека с определенной степенью вероятности.

При увеличении затрат на безопасность риск снижается, но материальные ресурсы, которые можно потратить на это, ограничены. Например, при увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасность может возрасти риск в социальной сфере, так как будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения.

Приемлемый риск – это такая частота реализации опасностей, которая сочетает в себе технические, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению на данный период времени.

Используя понятие приемлемого риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопасности человеческой жизни и необходимости проведения мероприятий по безопасности. При этом может реализовываться гибкий подход к защите людей и защите материальных ценностей.

Защита людей должна обеспечиваться в той мере, в какой это необходимо; защита материальных ценностей обеспечивается только в той мере, в какой это экономически выгодно. В конечном итоге может оказаться, что самые дорогостоящие меры защиты не обязательно самые эффективные. Следовательно, грамотный выбор мер защиты поможет правильно перераспределить средства, выделяемые на снижение риска в разных областях деятельности, и добиться высоких показателей безопасности.

Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям: совершенствование систем; подготовка и обучение персонала; применение организационных мероприятий; применение технических средств защиты и средств индивидуальной защиты; экономические методы (страхование, компенсации и др.).

Таким образом, целью применения мер защиты (критерием приемлемого уровня риска) является минимизация суммы затрат на защиту и снижение вероятного размера ущерба.

 

Практическая часть

Меры снижения риска можно условно разделить на 4 группы: планируемые, оперативные, инженерно-технические и технологические.

 

Таблица 3

Типы мер снижения риска

Меры снижения подверженности и чувствительности объектов опасным воздействиям Примеры Ваши примеры
1 2 3

I. Планируемые меры

1. Общее ограничение использования регионов и зон с высоким риском ЧС природного характера   Отказ от застройки оползневых склонов
2. Размещение конкретных объектов на участках, где минимален риск, в том числе и от этих объектов Размещение животновод-ческих комплексов и пти-цефабрик за пределами жилой зоны и природо-охранной зоны водоемов
3. Исключение из территориально-го комплекса народного хозяйства (ТКНХ) таких объектов, повреждение которых ведет к недопустимо большому ущербу   «Замораживание» строительства Нижегородской АЭС
4. Дублирование жизненно важных элементов ТКНХ Резервные котельные, дизельные электрогенераторы

II. Оперативные меры

5. Активное подавление эпизодически возникающих очагов опасности Обстрел лавин в горах
6. Выбор способов текущих действий, минимизирующих: 6.1. столкновение с опасностями; 6.2. усиление опасных явлений и процессов Применение средств индивидуальной защиты (СИЗ); профилактика ОРЗ (проветривание без переохлаждения, витаминизация и т.п.)
1 2 3
7. Снижение потерь от катастроф путем выполнения подготовительных, аварийно-спасательных и восстановительных работ: 7.1. создание служб оповещения и быстрого реагирования; 7.2. подготовка населения в области защиты от ЧС; 7.3. поддержание в ТКНХ запасов продовольствия, топлива, медикаментов и т.п. на случай ЧС; 7.4. организация страхования жизни и имущества Служба скорой медицинской помощи, противопожарная служба, и др.; обучение алгоритмам безопасного поведения в ЧС; создание в администрации района, города резервов техники и горюче-смазочных средств на случай сильных снегопадов; обязательное медицинское страхование, страхование автогражданской ответственности и т.п.

III. Инженерно-технические меры

8. Строительство инженерных защитных сооружений: 8.1. ограничивающих распространение или интенсивность поражающего воздействия; 8.2. обеспечивающих укрытие в случае опасности Строительство защитных дамб, волноломов вблизи водоемов; создание укрытий, убежищ
9. Введение технических средств для локализации аварии Предохранительные «пробки» в электросети
10. Применение особых конструктивных решений для зданий, механизмов и пр., попадающих в опасные условия: 10.1. упрочнение «скелета» или оболочек зданий; 10.2. дублирование важных элементов этих объектов; 10.3. использование специальных конструкционных схем и материалов; 10.4. использование легковосстановимых конструкций   Антисейсмическое строительство; запасные выходы, лестницы в зданиях, оборудованных лифтом; применение трудногорючих материалов для отделки путей эвакуации; возможность замены отдельных блоков при ремонте автомобиля
1 2 3

IV. Технологические меры

11. Отказ от использования слишком опасных технологий, аппаратов, веществ Отказ от использования некоторых инсектицидов и пестицидов в сельском хозяйстве (например, ДДТ)
12. Ограничение технологических температур, давлений, объемов Предохранительные клапаны, датчик температуры в электрочайнике
13. Изоляция опасных отходов Захоронение отработанного топлива АЭС
14. Предусмотрение в технологических схемах производств возможности коррекции режима работы к режиму предвидимых опасностей Инструктаж по технике безопасности, включающий правила поведения в аварийной ситуации

 

Вопросы и задания

Изучите табл.3. Приведите другие примеры мер снижения риска природного и техногенного характера.

Перерисуйте табл.3 в тетрадь и включите в нее свои примеры мероприятий по организации обеспечения безопасности:

А – в быту;

Б – в образовательном учреждении.

 

Практическая работа 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1571.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...