![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Элегия посвящалась богам и героям.Стр 1 из 2Следующая ⇒
У греков отсутствует понятие догмы, морали, обязанности. Полностью отсутствует понятие цензуры.Каждый – в какой-то степени философ, и какую бы ересь он не нес, как бы он не проклинал богов или государство, в худшем случае ему бы покрутили пальцем у виска. Рим до своего падения будет интересовать нас как эпигон греков. (Очень интересно, кстати, что она именно так сказала, потому что эпигон - это же вообще цензурное искусствоведческое ругательство для безруких учеников великих мастеров. Но в древнегреческой мифологии эпигонами называли еще и сыновей героев, участвовавших в известном походе против Фив). ПРОТОАНТИЧНОСТЬ 30-15вв. до н.э. Обычно протоантичность делят на 3 периода, но по сути это три территории, региона, которые развиваются почти синхронно. Остров Крит, Минойская цивилизация. Культура Минойская – т.к. при царе Миносе Крит является центром островной Греции. Общественный строй – живут родовой общиной. К 20в. до н.э. – Появляется письменность и подобие полисов. В 15в. – Извержение вулкана на остове Тира. Извержение было настолько сильным, что пострадал и Крит, цивилизация, по сути, оказалась разрушенной. Возможно, именно отсюда произошел миф об Атлантиде. Еще около 100 лет на острове существуют какие-то останки цивилизации, а в 14в. – приходят ахейцы, нам более известные как греки. На Крите был матриархат, почитали богиню плодородия, похожу на «Великую Мать» - богиню, почитаемую в Малой Азии. (богиня со змеями?) Ахейцы же, как священное животное, почитали быков. Во главе государства у них был царь. Еще кстати, была разница в казни царей: минойцы скидывали с колесниц, ахейцы – с городской стены. Почему же ахейцы почитали коров? Рога можно сравнить с солнцем или полумесяцами – получается вот такой себе лунно-солярный символ. Вот в Египте же был культ фараона-гермафродита. Почему тогда корове поклоняться нельзя? Кадма, пращура Эдипа, на место основания Фив привела корове, у которой на боках были пятна в виде солнца и луны. Микенская цивилизация Появляется на Балканах. До этого – с 30 по 20 вв. до н.э. там, предположительно жили пеласги, есть свидетельства, что их цивилизация была выше, чем микенская. Собственно, микенскую цивилизацию тоже ахейцы захватывают. Поскольку все хозяйство (скот, поля, жилища) там уже было, ахейцы изобретают и развивают градацию в обществе и по городам.Появляются: Микены Пилос (вероятно, название города произошло от названия племен пеласгов) Фивы Если на Крите ахейцы поклонялись быкам, то в Микены они привозят лошадей. ̴17-18вв. запрет на скрещивание мулов с лошадьми Васалия-Висалия-Вилусия-Илион Есть легенда об острове с таким названием. Судя по всему, первыми там жилихетты,которые называли егоТруиса – ТРОЯ.Сейчас у нас есть даже его местоположение. Все торговые пути лежали через этот остров. Естественно, что он рос, обретал экономическую силу. Из хеттских справочников мы узнаем, что в 20-19вв. этот остров захватили те, кто выращивает лошадей, т.е., по видимости, ахейцы. ̴800 лет перехватов → остров необитаем → ахейцы Где-то между 20-11вв. случилась Троянская война. (У Гомера, кстати, они Трою только с третьего раза нашли)))) 8-15вв. – Темные века, о которых никто ничего не знает* Вв. – Примерно в это время жил Гомер. *Впрочем, можно точно сказать только то, что темные века характеризуются возвратом к родо-племенным отношениям. АНТИЧНОСТЬ 776г. до н.э. – до 1в. н.э.* Г. до н.э. – Дата учреждения Олимпийских игр, с нее начинается официально античный период. Этот период характеризуется тем, что ахейцы называют себя эллинами, снова возникают полисы, форма власти – тирания. Тирания– не наследная, не сакральная власть выбранного демосом. Это – эпоха рождения философии. 4-6вв. до н.э. – век классической философии, называемой также философией эллинизма 500-449гг. – Греко-персидские войны, в результате персы порабощены. Столица – Афины, где и проходит Золотой век (Правление Перикла, 443-429гг.) При Перикле, однако, Греция входит в Пелопонесскую войну (ее никто не хотел, страна была измотана, доигрывали ее уже последователи Перикла) – которую проигрывает. →→→ Греция под властью македонцев, весь 4в. – Греция – часть македонской державы. Далее Греция затухает, происходит распад цивилизации * К 1в. н.э. культуры древних греков нет, она сливается с древнеримской. Для нас в древнегреческой литературе больше имен, чем источников. Писали все, но сохранились очень немногие. 7-8вв. – начинают записывать все, первоначально по примеру египтян используют папирус, но в Греции очень влажно, поэтому папирус не сохраняется. При переписи с папирусов часть, естественно, теряется. В Римской империи греческий преподавали в школе, римские исследователи выбирали то, что для них представляло интерес в плане языковых особенностей или сюжета. Очень часто они исправляли тексты, когда им что-то не нравилось. Таким образом, в списках могли появляться более молодые интертексты. Больше всех, конечно, врали биографы. Так, Гомер родился от Аполлона одновременно в 7 греческих городах)))) Правдивы были только надгробия. Как мы знаем, существуют три рода литературы: Драма, Лирика, Эпос. Лирика– краткая форма поэзии, для нее характерна сенсорика и рефлексия, которые преобладают над действием. Эпос– большое поэтическое произведение, акцент на деянии. Евангелие, Беовульф, Одиссея, Иллиада – это все эпосы. Драма –это синтез, это предельный вид творчества (Гёльдерлин, Вагнер, Ницше…) Драма родственна лирике, драма – это искусство диалога. Почему же лирика и драма так близки? Лирика вышла из обрядов, драма – из театра, но театр и обряд по сути очень близки. Древнегреческая лирика изначально исполнялась под музыку.
ЛИРИКА Лирические памятники – самые древние, они начинают развиваться из фольклора, дионисийских мистерий, свадебных и похоронных плачей. Лирика появляется задолго до 30в. до н.э., в 7-8вв. начинают записывать. Лирика исполняется под аккомпанемент флейты, кифары, лиры и арфы. К 7в. появляются МЕЛИКА и ЯМБ МЕЛИКА –от гр. Melos – слово, гармония, ритм. Песня+пляска=мелека. Мелика всегда строится по определенным канонам. Хоровая мелика Была распространена почти по всей Греции. Хор состоит из двух полухорий, у каждого свой запевала, над ними – поэт. Хор посвящает разные жанры разным существам: Богам – номы, дифирамбы, парфены, просодии, пианы. Героям – энкомий (прославление хозяина пира), эпикиний (прославление победителя состязаний) Свадебные – гименей(плачи), эпиталама (ритуальные свадебные песни) Похоронные – френос (плач) Монодическая мелика Была распространена далеко не везде. Остров Лесбос – место где процветала монодическая мелика. Лесбос был единственным местом в Греции, где женщин воспринимали более-менее серьезно. Левая половина острова – мужская, правая – женская. Без особой необходимости друг к другу не ходили. Алкей– лесбосовский поэт. (alkos – печаль), был влюблен в поэтессу Сапфо (Сафо), которая его не любила и писала стихи своим подружкам. Юный Фаон – не ответил Сапфо взаимностью и сбежал с острова, гад проклятый, еще и с ее лучше подругой. Много стихов Сапфо было посвящено юному Примечательная особенность греческой поэзии заключается в том, что в ней нет рифмы. Есть высокий слог и низкий. Ни на что не похоже, можно провести аналогию только с тоновыми языками. Анакрионт (его очень любил Пушкин в лицейские годы) стихи про гедонизм и мир прелестный во всех его проявлениях. ЯМБ От этого жанра чуть позже произойдет элегия и ее дочь эпиграмма. Особенность ямба заключалась в том, что он исполнялся речитативом без аккомпанемента. Элегия исполнялась под аккомпанемент флейты, строилась пентаметром (это укороченный гекзаметр, строчка 5 слогов, обязательно фиксированное количество стихов). Отсюда же появился элегический дистих – это стихотворная форма, где первая строка – гекзаметром, вторая – пентаметром. Им промышлял Бродский, иногда Брюсов и Набоков. Гомер писал гекзаметром. Элегия посвящалась богам и героям. Эпиграмма известна тем, что ее любил писать Пушкин. Однако в античности этот жанр имел другое значение – это был панегирик, т.е. надгробная надпись. Ямбы – матерные частушки. Появились на праздниках плодородия и всем так понравились, что их решили узаконить. Постепенно жанр расширяется и перерастает просто в низкопробные стихи. Самым известным и признанным мастером ямба был Архилох (7в.), у него страшно не сложилась из-за этих ямбов личная жизнь. Гном – краткое лирическое наставление. Мастер – Феогнид (7в.) Пиндр – мастер оды. Ода – восхваление героев и победителей состязаний. Пиндр накатал аж 4 тома од, они посвящены различным видам олимпийских игр: колесница, бег, метание диска, копья. ЭПОС Появляется в темные века и устанавливается не сразу. Аэды – люди, которые ходят по городам и поют эпос. Так заменяли СМИ. Любимыми темами аэдов были, конечно же, Троя и Фивы, в честь которых назвали одноименные циклы таких эпических историй. Фиванский цикл Начинается с того, что Кадм основал Фивы. Кадм был потомком Миноса. Один из потомков Кадма – Эдип. Убил своего отца Лая и женился на матери Эокасте, которая родила ему 4 детей. Дети этих детей – их уже 7, впоследствии пошли на Фивы свергать тамошнего тирана → «Поход семерых против Фив». Троянский цикл. Начинается с легенды о 3 богинях и яблоке раздора, потом про Елену прекрасную, и то, какой она была красивой, как ее в детстве угнал Тесей. По сути тоже самое, что Илиада, только не срежиссировано. ГОМЕР «ИЛИАДА» 40% текста – повторения. Г. применяет фигуру умолчания – повествование начинается с последнего года осады Трои. В центре эпоса – Ахилл. Примечательно, что в качестве центрального персонажа Г. выбирает не самого знатного, богатого или положительного персонажа. Ахилл завидует, убивает и даже насилует там одного паренька в храме))) Также интересно и то, что мы видим симпатии Гомера к обеим сторонам. У Г. очень существенно задействован аппарат богов. Одни на стороне Трои, другие – на стороне Менелая и компании. Некоторые, как Аполлон, помогают и вашим и нашим. Боги очен очеловечены и часто ведут себя Платон в «Идеальном государстве» писал даже, что Г. следует запретить, т.к. он не уважает богов. Аристотель, наоборот, Г. защищал, и оправдывал его ход с умолчанием, пренебрежение четкой историчностью. Вслед за Гомером возникает целая череда эпосов, посвященных возвращению Одиссея. «ОДИССЕЯ» 15700 стихов, 24 песни, как и в Илиаде. Условно можно разделить на 3 части 1. – Телемах, его страдания и поиски отца 2. – Собственно поездка Одиссея 3. – Возвращение Одиссея, смерть женихов 1,3 части – голосом Гомера, 2 – плутовской роман от первого лица (Одиссея).
ДРАМА (греческая трагедия) Становление – 7-8вв. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 598. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |