Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЗАДАЧАХ С АПРИОРНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ.




ОБУЧЕНИЕ

 

Рассмотренные выше аналитические способы неполного статистиче­ского описания х и  по существу соответствуют тому, что в каждой конкретной практической задаче создается некоторая аналитическая мо­дель для описания статистических свойств х и  с той степенью полноты и подробности, которая соответствует имеющимся знаниям о закономер­ностях их поведения, физических свойствах, взаимосвязи между собой. Подобная модель является в какой-то степени наиболее сжатым опи­санием имеющегося прошлого опыта, содержащего как результаты изу­чения указанных закономерностей, так и, возможно, эмпирические дан­ные относительно х и .

На практике бывает и так, что, кроме эмпирических данных, всякая иная априорная информация относительно х и  отсутствует. Однако если эти данные получены в обстановке, статистически однородной или хотя бы статистически связанной с той, в которой принимается решение no данным наблюдения х, то они являются в определенной степени статистическим эквивалентом аналитических моделей для распределе­ний вероятности х и , необходимых для нахождения оптимального правила принятия решения. Степень этой эквивалентности, естественно, зависит от объема имеющихся эмпирических данных, которые, в свою очередь, могут быть использованы по-разному: непосредственно для нахождения недостающих распределений вероятности, для оценки функциональной зависимости апостериорного риска от х и решения u, для уточнения структуры и параметров решающего правила (алгорит­ма обработки данных наблюдения х). Процедуру использования эмпи­рических данных, которые характеризуют прошлый опыт, обычно на­зывают обучением, а соответствующие алгоритмы — обучаемыми.

Для того чтобы яснее представить себе возможный качественный состав имеющихся эмпирических данных и возможные способы их ис­пользования при синтезе систем в условиях априорной неопределенности, предположим, что имеется серия повторяющихся ситуаций, статистически однородных или хотя бы статически связанных с той, в которой мы должны принимать решение. Последняя (в соответствии с гл. 2) характеризуется значением параметра , определяющего вели­чину потерь  при принятии решения u, и данными наблюде­ния х, на основе которых принимается решение в соответствии с пра­вилом u = u(x). Пусть теперь имеется N ситуаций, сходных или связан­ных с основной, в которых получены те или иные эмпирические данные. Каждая из них для  характеризуется значением пара­метров , имеющих ту же природу, состав и содержание, что и параметры . Иными словами, если для ситуации, в которой принимается интересующее нас решение, , где  - множество возможных зна­чений параметров , то и каждое из значений  является одним из возможных элементов множества ; если  имеет распределение с плотностью , то и каждое из значений  имеет то же распределение.

В общем случае эмпирические данные представляют собой совокуп­ность значений , каждая из составляющих  этой совокупности соответствует значению  и может содержать тот или иной объем сведений. Характер, значимость и способы использования этих све­дений существенно различаются в зависимости от того, производится ли в -й ситуации только наблюдение и регистрация каких-либо данных (аналогичных х для основной рабочей ситуации либо как-то отличаю­щихся от х) или наряду с наблюдением, так же как в рабочей ситуации, осуществляется принятие решения  с вытекающими отсюда последствиями. Согласно принятой терминологии, в первом случае гово­рят о простом обучении, а во втором - о «рабочеподобном». Смысл последнего термина связан с тем, что при получении эмпирических данных воспроизводится не только ситуация, характеризуемая значе­нием параметра , определяющим потери, но и сам процесс решения, подобный тому, который должен быть выполнен в рабочей ситуации. Это является принципиальной основой для получения информации о конкретной величине потерь от принятия решения на каждом -м ша­ге и использования этой информации для улучшения правила принятия решения на рабочем шаге.

Рассмотрим более полно возможный состав эмпирических дан­ных - совокупности  для различных случаев. Заметим, что эта совокупность часто называется обучающей последовательностью.

Простое обучение

 

1. Самый простой случай эмпирической статистики - это случай, когда в серии из N независимых наблюдений получены значения , где каждая из составляющих  тождественна с точки зрения объема и содержания наблюдаемых данных величине х, получаемой в рабочей ситуации, а значения  для  известны. В этом случае любая из составляющих  совокупности эмпирических дан­ных представляет собой пару , где  под­чиняется тому же условному распределению вероятности (полностью или частично неизвестному), что и х. Совместное условное распределе­ние вероятности для совокупности значений  иданных наблю­дения х в рабочей ситуации может быть описано плотностью вероят­ности

,                                     (3.3.1)

где  - всюду одна и та же функция;  известны,
а , определяющая величину потерь в рабочей ситуации, неизвестна. В частном случае дискретного множества значений  ( ) последовательность  иногда удобно разбить на последователь­ности  ( ), соответству­ющие имеющимся эмпирическим данным для каждого из значений . Заметим, что случай, когда на каждом -м шаге в процессе эмпириче­ского набора данных наряду с результатом наблюдения  становится известным и истинное состояние ситуации, характеризуемое параметра­ми , называется иногда обучением с учителем.

2. Следующий характерный случай, когда каждая из составляющих  эмпирической совокупности по-прежнему тождественна по объему и содержанию величине х, но значения параметров  неизвестны, то есть истинная ситуация, в которой наблюдается , остается неизвестной. При этом также предполагается, что все ситуации для , в ко­торых получены эмпирические данные  и рабочая ситуация статистичес­ки однородны, то есть все  для  и  имеют одно и то же распределение вероятности. Совместное распределение вероятности { х при заданном значении , для рабочей ситуации в этом случае мо­жет быть описано следующей плотностью:

,                                          (3.3.2)

где  - функция правдоподобия (полностью либо частично неиз­вестная), а

,                                                    (3.3.3)

 - плотность безусловного распределения вероятности х, неопределен­ность которой может быть еще большей, чем функции правдоподобия, из-за частичного либо полного незнания априорного распределения
параметров  (плотности ).

3. Более общий случай имеет место, если в процессе набора эмпи­рических данных наблюдаются величины  не обязательно тождественные по объему и содержанию х и , но связанные с ними известной функциональной либо более общей вероятностной зависимостью. Это означает, что любая из составляющих  может быть описана услов­ным распределением вероятности с плотностью , которое может быть полностью или частично неизвестным (при наличии функ­циональной зависимости указанная плотность дельтообразна), а пол­ная совокупность эмпирических данных { } и данных наблю­дения х в рабочей ситуации имеет условное (при заданном ) распределение с плотностью вероятности

,                                 (3.3.4)

где

.                       (3.3.5)

Величины  могут представлять собой, например, отдельные компоненты полного вектора данных наблюдения х (не обязательно одинаковые при разных ), результат наблюдения  с дополнительными помехами и ошибками или, наоборот, в лучших по сравнению с рабочей ситуацией условиях и т. п.

Следует отметить, что независимость отдельных составляющих совокупности эмпирических данных, которая использована при записи (3.3.1), (3.3.2), (3.3.4), не имеет принципиального значения. Важно лишь существование той или иной степени статистического подобия между рабочей ситуацией и ситуациями, в которых получены эмпири­ческие данные, а распространение рассуждений на случай зависимости  и х сводится лишь к соответствующему изменению формы записи совместных распределений вероятности.

На основании проведенного выше рассмотрения можно зафиксиро­вать несколько существенных моментов.

       а). Совокупность эмпирических данных { } имеет ценность с точки зрения принятия решения в рабочей ситуации только в том слу­чае, если имеется априорная неопределенность относительно статистиче­ского описания х и . Действительно, если  и  известны, то,,
как следует из выражений для среднего и апостериорного риска гл. 2 и выражений (3.3.1), (3.3.2), (3.3.4), расширение полной совокупности данных наблюдения за счет использования эмпирических данных
( }, то есть увеличение входной информации с заменой х на сово­купность { }, не изменяет ни оптимального правила реше­ния и (оно остается зависящим только от х), ни величины
соответствующего ему риска. Это совершенно естественно, поскольку данные прошлых наблюдений { } не содержат непосредственно сведений о значении ненаблюдаемых параметров , определяющих ве­личину потерь от принятия того или иного решения. Если неопределен­ность относится только к априорному распределению вероятности  (  известно), не имеют ценности эмпирические данные  при обучении с учителем (в этом случае полезны только значения { }, несущие информацию о структуре ).

Сформулированные выводы в равной степени относятся как к простому обучению, так и к «рабочеподобному»

б).Для описания частично или полностью неизвестных распределе­ний вероятности совокупности х и  эмпирических данных  могут быть использованы все обсуждавшиеся в § 3.1, 3.2 методы и, в частности, с успехом применены рассмотренные в § 3.2 методы пара­метрического описания в случае ограниченных априорных значений. При этом эмпирические данные являются источником информации о неизвестных значениях параметров  и  функции правдоподобия и априорного распределения вероятности .

в). Наличие эмпирических данных , полученных простым .наблюдением без принятия решения в каждой -й ситуации (простое обучение), нисколько не изменяет исходную постановку задачи стати­стического решения и ее общую формулировку как в байесовом случае, так и при наличии априорной неопределенности. Действительно, так как потери зависят только от значения параметров , в рабочей ситуации (и не зависят от , ), назовем совокупностью данных наблюдения х и то, что мы раньше обозначали этой буквой и вместе с ним все остальные имеющиеся данные, полученные в процессе эмпи­рического изучения статистики, то есть произведем переобозначение . Поскольку конкретное содержание совокупности х не было ограничено, то естественно, что от такого переобозначения ничего не изменится. Поэтому специальное выделение совокупности данных { }, отражающих прошлый опыт, имеет весьма ограни­ченное значение, а терминология, связанная с понятием обучения, мо­жет быть удобна только из-за наглядности рассуждений.

       Забегая вперед, необходимо отметить, что этот вывод справедлив и для «рабочеподобного» обучения, если потери во всех ситуациях ( ), за исключением рабочей, равны нулю или несущественны.




Рабочеподобное» обучение

 

Этот несколько необычный термин используется для случая, когда эмпирические данные  являются итогом серии действий, каждое из которых происходит в ситуации, соответствующей значению  и сопровождается получением некоторой совокупности данных наблюдения и принятием решения , причем   выбирается из того же множества решений U, что и решение  в рабочей ситуации. При таком способе получения эмпирических данных может встретиться несколько характерных случаев.

1). Потери для всех  определяются той же функцией потерь, что и в рабочей ситуации, но несущественны, а сами решения  выбираются независимо от нас. Это соответствует использованию чужого опыта в ситуациях, аналогичных интересующей нас рабочей ситуации, о котором мы получаем информацию, но за который в каж­дом случае принятия решения расплачивается кто-то другой.

Очевидно, что этот случай не отличается принципиально от про­стого обучения, поскольку платить за последствия приходится только один раз - в рабочей ситуации. Может измениться только содержание информации, заключенной в .

Наряду с рассмотренным ранее, каждая из составляющих  может содержать в себе решение  и величину потерь , соответствующую этому решению и значению параметра  (известному либо нет), ха­рактеризующему -ю ситуацию. Эти сведения довольно содержательны с точки зрения возможности решения задач синтеза систем, когда априори функция потерь , то есть критерий качества системы, не задана или известна неполностью. Эмпирические данные { } для различных  позволяют с той или иной степенью полноты восста­новить зависимость функции потерь или апостериорного риска от своих аргументов для принятия оптимального решения  в рабочей ситуации. В отношении постановки задачи отыскания правила решения в этом случае имеет место все сказанное в п. 3.3.1 в.

2). Для всех  и в рабочей ситуации решения  и  выбираются независимо, причем решение  выбирается из условия минимума ожидаемых потерь для функции , а решение  - для функ­ции . Функции  могут быть как одинаковыми с , так и различными. Независимый выбор решений означает требование ло­кальной оптимальности для каждого элемента серии  и ра­бочей ситуации. Любая из составляющих  может иметь то же содержание, что в п. 1, то есть наряду с данными  подобными х, содержать сведения о ,  и . Довольно часто совокупность { } пред­ставляет собой упорядоченную последовательность. В этом случае каж­дое очередное решение  может зависеть от всех , подобно тому, как решение  в рабочей ситуации может использовать х и .

3). Следующим характерным случаем является такой, когда после­довательность решений  и решение  в рабочей ситуации объединены единой целью, количественным выражением которой является функция потерь , и требуется минимизировать общий риск, соответствующий этой функции потерь. При этом решения  и  уже не могут приниматься независимо, а выбор частных решений  в процессе набора эмпирических данных должен обеспечивать как уменьшение риска в каждой -й си­туации, так и его минимальное значение в конечной рабочей ситуации.

Обычно серия  представляет в этом случае упорядочен­ную последовательность, что соответствует возможности выбора реше­ния , зависящего от всех предыдущих значений  и соответственно . Составляющие эмпирической последовательности  могут иметь ту же природу, что и выше, а сама последовательность решений  представляет собой многоша­говый процесс, описанный в §2.7.

Два наиболее типичных случая задания меры потерь соответст­вуют аддитивной функции потерь, когда

                      (3.3.6)

ифункции потерь, не зависящей от { }, то есть

.                                  (3.3.7)

Последняя сосредоточивает все внимание при выборе решений  в процессе набора эмпирических данных на обеспечении минимальных потерь в рабочей ситуации. Естественно, что для функции потерь (3.3.7) зависимость в выборе решений  будет только тогда, когда эмпириче­ские данные действительно имеют ценность, то есть существует априорная неопределенность, связанная с незнанием или неполным знанием функ­ции правдоподобия  и априорного распределения , или имеется статистическая зависимость между х и { }. В против­ном случае, как следует из общих выражений гл. 2, многошаговый про­цесс принятия решений распадается на отдельные независимые шаги и выбор последовательности решений { } не влияет на выбор решения  в рабочей ситуации.

В заключение отметим, что, как и в разд. 3.3.1, при наличии эмпи­рических данных может быть различная степень априорной неопреде­ленности в отношении статистического описания х,  и { } - от полного незнания их распределений вероятности до полного стати­стического описания; и как и в предыдущих случаях, чрезвычайно удобно параметрическое описание с использованием имеющихся физических представлений и соответствующих им закономерностей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 583.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...