Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы организации композиционного центра.




Основные законы композиции - цельность и единство, равновесие, соподчинение.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

 

 

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

 

Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

 

Основные черты закона целостности:

 

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи

 

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

 

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

 

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

 

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

 

Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный ( например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Виды шрифтовых гарнитур и их конструктивные особенности.

 

Масштаб и пропорции.

Масштаб

 

 Масштабом называется относительный размер предмета по отношению к чему-либо, лежащему вне его и принятому в качестве меры. Чаще всего мерой для масштабирования являются размеры человеческого тела. Такая привязка может быть как прямой, так и косвенной. Можно измерить величину комнаты путем сравнения с самим человеком, а можно сравнить с каким-либо предметом, который непосредственно связан В человеческой фигурой, например креслом или дверным проемом. В любом случае [представление о масштабах комнаты окажется одинаковым.

 

При определении масштаба могут применяться и другие способы, например сопоставление размеров объекта с другими объектами или с пространством в целом. Разные по размеру отверстия в стенах могут заставить помещение казаться выше или ниже. Однако у наблюдателя нет никакого представления относительно истинной величины этого помещения, потому что отсутствует какая-либо мера масштабирования — человеческая фигура или любые другие объекты, размер которых точно известен. Поэтому в общественных интерьерах часто вводят дополнительные детали отделки, соответствующие масштабу человека.

 

Часто дизайнерские решения основываются на соот-1 ношениях двух или более предметов разной величины! Например, очевидно, что небольшая картина безнадежно потеряется на широкой и высокой стене независимо оті того, в каком месте она расположена. Однако и крупные элементы интерьера могут выглядеть не в масштабе nd отношению к остальным предметам, находящимся в комнате и пространству в целом.

 Оценка реального масштаба может быть затруднена из-за большого количества предметов в интерьере, не-1 стандартной формы самого помещения и многих другим факторов. Масштабирование — это дизайнерский способ! создания в интерьере уютной домашней атмосферы или] наоборот, парадного настроения. Иногда для достижения необычных эффектов сознательно используются предметы] несоотносимые с масштабом человека. Еще в Древнем Египте, в храме Амона в Карнаке применен увеличенный

 

Масштаб колонн, который подчеркивает ничтожность человека перед Богом. В Риме Ьстница «Ла Скала Регина» сделана так, что на расстоянии колонны и другие элемен- ы конструкции пропорционально увеличены в размерах. За счет этого все здание кажется более монументальным; так архитектор подчеркнул приоритет божественного над человеческим. А во дворце Спада применен обратный эффект: фигура человека в конце лестницы кажется преувеличенно большой благодаря непропорционально большому стулу. Актуален разный масштаб предметов и в современном дизайне.

 

Пропорции

 

Одним из частных проявлений масштаба являются пропорции. Пропорции — это отношения между одной и другой частью объекта, между целым объектом и всей остальной композицией, а также отношения между двумя самостоятельными объектами. Например, части стола могут восприниматься как пропорциональные шли непропорциональные по отношению друг к другу, независимо от величины втола. Или стулья, которые кажутся непропорционально высокими в одной ком пате, в то же время в другом помещении с более высокими потолками могут вос- [приниматься совсем по-другому.

 

Пропорциональность — понятие относительное. Для дизайнеров восприятие пропорций предмета зависит от трехмерной схемы его отношений с пространством. В некоторых случаях непропорциональность намеренно используется дизайнерами для создания контраста.

 Визуальное восприятие пропорций объекта зависит от его расположения в пространстве, от цвета и освещения, а также от взаимоотношений этого объекта с другими элементами и деталями, которые составляют предметную среду интерьера. Из-за этих факторов большинство решений в области дизайна интерьеров опирается на интуицию, особенно когда это касается определения размера и формы.

 

 Однако человечество всегда стремилось обнаружить систему совершенных, гармоничных пропорций, которую можно было легко применить на практике. Можно вспомнить множество исторических примеров, когда математики, астрономы, музыканты или худож-ники пытались найти свою идеальную формулу соотношений предметов. Гармоничными можно назвать отношения 1:2, 1:3. Но наиболыие распространение в мире дизайна, как и во многих других областях искусства, получило «правило золотого сечения». Оно заключается в следующем: некий отрезок делится на две неравные части таким образом, чтобы целое так относилось к большей части отрезка, как большая часть относится к меньшей. Интерпретация этой линейной схемы в геометрическом пространстве называется принципом «золотой секции». Существует математический ряд (ряд Фибоначчи) — возрастающая прогрессия целых чисел, в которой каждое из последующих чисел является суммой двух предыдущих (1,1,2,3,5,8,13,21...). Отношения между двумя последовательными числами близки к отношениям золотого сечения Х= (1 - 0,382) = 0,618. Наиболее известный пример применения правила золотого сечения в архитектуре — древнегреческий Парфенон.

 

Способы организации композиционного центра.

Композиционный центр зависит от:

 

1) Своей величины и величины остальных элементов.

 

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

 

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

 

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

 

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

 

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

 

7) Освещения элемента.

Для того чтобы любая композиция стала выразительнее она должны иметь композиционный центр и доминанту.

Варианты организации композиционного центра:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 847.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...