Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сборник новелл «Декамерон» - вершина творчества Боккаччо. Источники новелл и их переосмысление. Основные циклы новелл, их темы, сюжеты




 В этой книге Боккаччо наносит сокрушительный удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное отражение современной итальянской действительности. В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть–новеллу. Своими корнями этот жанр уходит в средневековую литературу, когда появился первый оригинальный сборник итальянских новелл – «Новеллино, или Сто древних новелл». Самую интересную группу в сборнике составляют бытовые рассказы и анекдоты, почерпнутые из живой итальянской действительности.

 Подобно «Новеллино» «Декамерон» состоит из ста новелл. Они скреплены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композицоинный стержень.

 «Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 г. Семь дам и трое юношей удаляются из города на виллу и приятно проводят время в прогулках, играх, рассказывании новелл. Каждый день рассказывается по десять новелл, а всего они проводят на вилле десять дней.

 Источники «Декамерона» - французские фаблио, средневековые романы, античные и восточные сказания, средневековые хроники, сказки, новеллы предшествующих новеллистов, злободневные анекдоты. Новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп:

 Первая группа. Новеллы антицерковного, антирелигиозного характера. В них высмеивается лицемерие и ханжество священнослужителей, их алчность и разврат. День 9, новелла 1 – случай в женском монастыре, используется принцип саморазоблачения. День 3, новелла 1 – рассказ о монастырском садовнике, который притворялся глухонемым. День 10, новелла 6 – яркий образ монаха-проходимца Чиполло, который морочит голову доверчивым людям мнимыми реликвиями. Когда двое шутников положили в его ларец вместо реликвий угли, монах немедленно заявил, что бог совершил чудо, заменив перо архангела Гавриила угольками с костра, на котором был сожжен святой Лаврентий.

Вторая группа. Новеллы антифеодальные, направленные против сословных предрассудков. День 4, новелла 1 – дочь принца полюбила слугу.

 Третья группа. Новеллы о любви, правдиво изображающие природу человека, разные грани любви; темы супружеской неверности. День 5, новелла 1 – невежественный молодой человек жил при скотном дворе, полюбил образованную девушку и перевоспитал себя.

 Четвертая группа. Приключенческие новеллы об Андреучччо из Перуджи - торговец лошадьми приехал в Неаполь и стал жертвой воров и куртизанок. День 2, новелла 4 – Ландольфо Руфоло был богатым купцом, потерял свое состояние, сделался корсаром, снова приобрел богатство, его судно терпит кораблекрушение, он спасается на ящике, в котором оказывается состояние и он снова оказывается богатым.

 Для новелл Боккаччо характерно искусство психологического анализа героев, реалистический стиль прозы. Боккаччо создал в «Декамероне» классический тип итальянской новеллы, получившей дальнейшую разработку у его многочисленных последователей.

46. Возрождение в Нидерландах. Деятельность Эразма Роттердамского. Его памфлет "Похвальное слово глупости"

 Нидерланды благодаря своему благоприятному положению на стыке торговых путей из Северного моря в среднюю и южную Европу уже в средние века, как и Италия, являются в экономическом отношении одним их передовых участников Европейского контингента. В 13-14 вв. города Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент и др.) становятся крупными центрами текстильной промышленности и торговли и пользуются широким политическим самоуправлением. Участие в мировой торговле огромной колониальной империи Габсбургов выдвигает сначала 16 в. Антверпен, а потом Амстердам как крупнейшие рынки мировой торговли и денежного капитала.

 Раннее буржуазное развитие Нидерландов является основой политического обособления и национальной консолидации страны. Война за освобождение Нидерландов от экономической эксплуатации и политического гнета испанского абсолютизма и католической реакции является первой буржуазной революцией нового времени (1572 – 1579), заканчивается после героической и кровавой борьбы освобождением лишь северной части – нынешней Голландии.

 В 15 и первой половине 16 в. В промышленных и торговых городах Нидерландов создаются первые после Италии образцы ренессансного искусства (Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Мемлинг, Лука Лейденский и др.). В области портрета и жанра они достигают высокого мастерства, отмеченного характерными чертами бюргерского реализма (так называемые «фламандский стиль»).

 Развитие гуманизма в Нидерландах, как и в Германии, почти совпадает по времени с Реформацией. Его первыми представителями были ученые- гуманисты с интернациональными научными интересами и связями Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и др. Изучение латинских и греческих классиков сопровождается переводами на нидерландский язык античных писателей (Гомера, Вергилия, Цицерона). Возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма по античным образцам. Так подготовляется почва для блестящего расцвета классицизма в голландской литературе 17 в., оказавшей широкое влияние на подготовку этого направления в других западноевропейских литературах (Питер Гоофт, Иост ван Вондел и другие). Эразм Роттердамский. Крупнейший ученый-гуманист начала 16 в. Уроженец богатого торгового города Роттердама, голландец по происхождению и «гражданин мира» по своим убеждениям. Большую часть своей жизни провел за пределами родины в странствованиях по Европе. Значительно его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии.

 Рано оставшись сиротой, он был вынужден, поступит в монастырь, где занимался преимущественно изучением латинских и греческих классиков. Годы, проведенные в монастыре, воспитали в нем ненависть к церковному обскурантизму и средневековой схоластике. Покинув монастырь, он продолжал свое обучение в Париже, жил подолгу в Италии, Англии и Франции. В Риме ему покровительствовал просвещенный кардинал Джованни Медичи (будущий папа Лев X), в Англии он был дружен с знаменитым гуманистом Томасом Мором.

 Его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста евангелия с новым латинским переводом. Критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении «первоисточников» церковного вероучения и подорвав доверие к их официальному истолкованию.

 Поклонник светской гуманистической культуры и классической образованности, Эразм сторонится растущего религиозного фанатизма и ожесточения обеих борющихся партий, каждая из которых надеется найти в нем авторитетного союзника. Затем он становится открытым врагом протестантизма и вступает в полемику с Лютером, против которого (в трактате «О свободе воли», 1524) он защищает духовную независимость человеческой личности.

 Из литературных произведений Эразма наибольшее значение имели «Похвала Глупости» (1509) и «Домашние беседы» (1518), написанные на латинском языке, как и все прочие сочинения великого гуманиста. «Беседы» представляют собрание диалогов нравоучительных и сатирических, серию живых разговоров и сценок, в которых, следуя образцу «Диалогов» Лукиана, Эразм дает сатирическое обозрение сторон современной частной и общественной жизни.

 «Похвала Глупости». Представляет глубокую и обобщенную сатиру на современное общество. Переведено на многие новоевропейские языки. Примыкает к традиции немецкой «литературы о глупцах», начало которой положил немецкий сатирик Себастьян Брант в своем «Корабле дураков». Пороки современного общества выступают в шутовском наряде, представлены как различные виды человеческой глупости и обозреваемые в форме шуточного панегирика, «похвального слова», которое глупость произносит себе и своим поклонникам. Глупость выступает, прежде всего, в частной жизни – в любовных и супружеских отношениях, в жажде славы и богатства, в чванстве «громкими именами и почетными прозвищами» В свите глупости перед нами проходят различные сословия о профессии средневекового общества: врачи-шарлатаны, законники-крючкотворы, тщеславные поэты и другие. Особенную ненависть Эразма вызывают купцы, которые «ставят себе самую гнусную цель в жизни о добиваются ее наигнуснейшими средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире, потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями». Эразм был современником эпохи первоначального накопления и видел возникновение нового общества, основанного на власти денег. Плутос (бог богатства), по его словам, есть «единственный настоящий отец богов и людей».

 Не менее сурово обличает Эразм господствующий класс феодального общества – дворян, которые живут как бездельники, спят до полудня, проводят день в забавах и потехах, «с шутами и девками», за закуской и выпивкой. Сам монарх изображается Эразмом со всеми своими человеческими слабостями – как «человек, невежественный в законах, едва ли не открытый враг общего блага, преследующий единственно свои личные выгоды, преданный сладострастию, ненавистник учености, истины и свободы, отнюдь не помышляющий о пользе общественной».

 Но самые жестокие насмешки Эразма направлены против средневековой церкви, главной идеологической опоры феодального общества. Под именем «суеверов» он высмеивает почитателей икон и святых, из которых «один исцеляет от зубной боли, другой искусно помогает роженицам, третий возвращает награбленное добро» и т.д. Священники поощряют подобное суеверие, потому что оно увеличивает их доходы. Эразм восстает против торговли индульгенциями, которыми церковь соблазняет верующих, обещая им за деньги прощение самых страшных грехов, «так что, ежели угодно, разрешается начинать сызнова весь порочный круг». Он изображает монахов, невежественных, распутных и полных самомнения; «смрадное болото» богословов, погруженных в бесплодные схоластические споры; епископов, которые заняты собирание денег. Сам римский первосвященник, отстаивающий кровью и железом, анафемой и интердиктами свою светскую власть и достояние, осуждается примером первых учеников Христа, учивших благочестию, кротости и нестяжанию. Так все человеческое общество превращается в изображении Эразма в царство Глупости. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое жизнь человеческая, как не забава Глупости?» Только одна природа, не тронутая человеческой цивилизацией, кажется Эразму источником подлинной мудрости и счастья: она одна «никогда не заблуждается, если только мы не попытаемся перешагнуть за положенные человеческой доле границы».

 Однако эта критика современного общества не имеет у Эразма революционного характера. Сильный в насмешке и отрицании, он не имеет ясного положительного социального идеала, соответствующего его представлению о природе и человечности, и его философские раздумья о смысле человеческой жизни неизменно заканчиваются иронической резиньяцией мудреца, беспомощного перед нелепостями окружающей его социальной действительности

 

Литература Возрождения в Германии. Характерные черты, основные течения, наиболее видные представители. Сборник «Письма темных людей»

 Вторая половина 15 и начало 16 в. являются в истории Германии временем значительного экономического подъема, обусловленного начинающимся развитием буржуазных отношений внутри феодального общества. Тем не менее экономическое развитие Германии отстает от передовых стран Запада – Италии, Франции, Нидерландов. Его слабой стороной является неравномерность развития отдельных территорий и недостаточная связь между ними. Немецкие города слабо поддерживают центральную власть в ее попытках политического объединения империи.

 Подъем городов и развитие городской культуры во второй половине 15 в. Являются основной предпосылкой возникновения гуманизма в Германии. Однако гуманизм в Германии не породил большой национальной литературы. Немецким гуманистам чужд идеал всестороннего развития сильной человеческой личности, языческого сенсуализма, новой светской культуры. Немецкий гуманизм имеет по преимуществу ученый характер и замкнут в узком круге интеллектуальных потребностей передовой интеллигенции и меценатствующих светских и духовных князей. В центре интересов немецких гуманистов стоят филологические штудии, изучение латинских и греческих авторов. Немецкие гуманисты, в отличие от итальянских, усердно занимаются вопросами богословия, в которое вносят критическое свободомыслие.

 Главные центры гуманизма – южнонемецкие города (Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.). Первые немецкие гуманисты были прямыми учениками итальянцев. Большую роль в развитии ученого гуманизма сыграли немецкие университеты, где создаются кафедры поэтики и риторики. Весьма важную роль сыграли и ученые общества и кружки (кружок гуманистов Эрфуртского университета во главе с Муцианом Руфом).

 Литература немецкого гуманизма написана большей частью на латинском языке. Разнообразная неолатинская литература немецких гуманистов ориентируется на образцы древних и на латинскую поэзию итальянских гуманистов 15 в. Наряду с одами, элегиями, эпиграммами широкое распространение получают сатирические и поучительные жанры, в которых высмеиваются пороки современного общества, в особенности духовенства, – комедия, сатирический диалог по образцу греческого сатирика Лукиана, памфлеты и пародии. Среди многочисленных неолатинских поэтов выделяется Кондрат Цельтис, автор любовных од. Другой, Эвриций Корд, прославился острыми эпиграммами. Большой популярностью пользовались «Фацетии» Генриха Бебеля, короткие комические новеллы и анекдоты с эпиграмматическим острием.

 Крупнейшим представителем ученого гуманизма в Германии был Иоганн Рейхлин. Юрист по образованию, он был выдающимся богословом, философом и историком, филологом, знатоком латинского и древнееврейского языков. Он переводил греческих классиков на латинский язык, писал на этом языке остроумные комедии, высмеивающие общественные пороки его времени. Он прославился как автор грамматики и словаря еврейского языка, как исследователь и комментатор «ветхого завета», талмуда и других древнееврейских книг.

 Указывал на значение еврейских книг для развития человеческой мысли и самого христианства, призывая к веротерпимости, доказывал, что все евреи имеют право на защиту законов. Его брошюру «Глазное зеркало» приговорили к сожжению, а инквизитор Гохстратен потребовал предания его к церковному суду как еретика, но папская курия вынуждена была прекратить это дело.

 Борьба Рейхлина с кельнскими церковниками взволновала общественное мнение всей образованной Европы как первое принципиальное столкновение между передовыми идеями гуманизма и реакционными силами господствующей средневековой идеологии. Многочисленные сочувственные письма Рейхлин напечатал в сборнике, озаглавленном «Письма знаменитых людей» (1514). Письма эти подали повод для написания пародического сборника «Письма темных людей» (1515 – 1517), одного из самых блестящих образцов боевой сатиры эпохи гуманизма. Они написаны анонимными авторами от имени ряда вымышленных сторонников реакционного лагеря, врагов Рейхлина, «темных», т.е. никому не известных, рядовых служителей культа, священников, монахов, ученых-богословов, и адресованы «магистру Ортуину Грацию», главе воинствующей клики кельнских церковников. Полуграмотная «кухонная латынь», обильные, обычно неуместные цитаты из «священного писания», схоластические, невежественные и самодовольные рассуждения, фанатизм и слепая ненависть к светской науке и культуре, к античной литературе и ее защитникам – гуманистам определяют духовный облик этих представителей средневековой церкви. Кичась своей мнимой ученостью, бакалавр теологии Фома Лангшнейдериус ставит перед своим прославленным учителем «важную проблему»: как следует называть будущего магистра богословия – magister nostrandus или noster magistrandus (обе формы одинаково невозможны в классической латыни). Монах Генрих Шафсмулиус («баранья морда») просит разрешить вопрос: можно ли в постный день есть яйцо, в котором имеется зародыш цыпленка? Другой монах, Петр Вормсский, впервые узнав о Гомере из нового латинского перевода, со смешной наивностью пересказывает удивительные события троянской войны и просит разъяснить ему, «достойна ли эта книга особого доверия». Во второй части писем сатира расширяется и становится более резкой. Обличается бытовое разложение католического духовенства, торговля индульгенциями, культ реликвий, порочность и вымогательства римской курии.

 Книга имела огромный успех и стала симптомом надвигающихся идейных боев эпохи Реформации. Главным автором первой части был, по-видимому, Крот Рубеан, а в составлении второй части участвовал друг Рубеана, Ульрих фон Гуттен (1488 – 1523), писатель-гуманист, политический деятель. Его жизни полна приключений и странствий. Произведения – сатирические стихи, латинские эпиграммы и памфлеты. Издал две книги под названием «Диалоги». Им написан блестящий антицерковный памфлет «Римская троица», где он клеймит папскую церковь, нравы своей эпохи.

Себастьян Брант – родоначальник «литературы о дураках» в Германии. Поэма «Корабль дураков». Ганс Сакс – поэт-мейстерзингер

 Себастьян Брант. Родоначальником демократического направления немецкой бюргерской сатиры, уроженец Страсбурга, доктор прав и профессор Базельского университета. Был близок к кружку гуманистов своего города, но остался в стороне от гуманистического свободомыслия. Широкой популярностью пользовалась его стихотворная сатира «Корабль дураков» (1494), положившая начала «литературе о глупцах».

 Брант высмеивает представителей общественных пороков своего времени. Толпа глупцов наполняет корабль, отплывающий в Наррагонию («страну глупцов»). Среди них выступают ученые-педанты, астрологи, шарлатаны-врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, прелюбодеи, хвастуны и грубияны, богохульники и многие другие. Каждому из них автор читает проповедь, пересыпая ее моральными примерами и сентенциями из библии и античных писателей. Религиозно-моральной мировоззрение автора еще ограничено средневековыми представлениями. Он сетует на упадок благочестия и осуждает танцы и любовные серенады. Он жалуется на чрезмерное распространение книг, предостерегает от увлечения языческими поэтами и вместе с алхимией и астрологией отвергает математику, смеясь над суетными попытками «циркулем» измерить поверхность земли. Осуждает корыстолюбие и эгоизм богатых и знатных. Предчувствуя грядущие социальные потрясения, говорит о них образцами апокалипсиса: «Час близится! Близится час! Боюсь, что антихрист уже недалеко!»

 Сатира, написанная простым и ярким народным языком, имела огромный успех, которому немало содействовали гравюры на дереве, наглядно иллюстрирующие галерею изображенных им «глупцов». Книга неоднократно переиздавалась и была переведена на многие европейские языки. Она предваряет позднейшую сатирическую литературу гуманизма и реформации.

 Ганс Сакс. Представитель немецкой бюргерской литературы 16 в. Родился в Нюрнберге, в семье портного, получил некоторое образование в «латинской школе» своего родного города, поступил учеником к сапожнику, путешествовал несколько лет по западной и южной Германии, занимаясь ремеслом и одновременно «благородным искусством мейстерзанга», вернулся снова в Нюрнберг.

 Нюрнберг был одним из очагов гуманизма в Германии. Ганс Сакс посвятил родному городу «Похвальное слово», в котором с восхищением описывает его улицы и площади, его рынки. Эта социальная идиллия бюргерского благополучия определяет кругозор поэтического искусства Сакса, простого, наивно-правдивого, демократического по своим темам и исполнению, лишенного острой социальной критики и широкой мировоззренческой перспективы.

 Ганс Сакс примкнул к умеренной бюргерской реформации Лютера. В прозаическом диалоге «Спор между священником и сапожником» (1524) он выводит на сцену невежественного церковника, негодующего против вмешательства светских людей в богословские вопросы, и сапожника-лютеранина, побивающего своего противника цитатами из библии. Духовенство и папская власть запретили поэту продолжать полемику. После этого он становится целиком поэтом частной жизни.

 Литературное наследие Сакса обширно. В одном из своих последних произведений («Прощание», 1567) он сам насчитывает 34 тома в рукописном собрании сочинений, 4275 мейстерзингерских песен, 1700 «шпрухов», включающих шванки, басни, легенды и т.п., и 208 пьес. Сакс не был литературным новатором. Он культивировал основные жанры, сложившиеся в средневековой бюргерской литературе, религиозную и новаторскую лирику, комические басни и шванки, «масленичные шванки». Содействовал развитию и укреплению «школы» нюрнбергских мейстерзингеров.

 Сюжеты своих повествовательных и драматических произведений Ганс Сакс заимствовал из сборников шванков и басен, из немецких народных книг, из хроник и описаний путешествий. Широкая начитанность Сакса была новым явление в бюргерской литературе и характерна для писателя, выросшего в окружении гуманистических интересов.

 «Комедия о терпеливой и послушной маркграфине Гризельде» (по новелле Боккаччо) дает моральный образец патриархальной женской кротости и послушания. В трагедии «Роговой Зигфрид» герой средневекового сказания превращен в непослушного сына, который получает заслуженное возмездие за свое буйное поведение. В «Трагедии о злосчастной царице Иокасте» поэту достаточно 800 стихов, чтобы инсценировать всю последовательность событий античного сказания – от беременности Иокасты и рождения Эдипа до гибели его сыновей под стенами Фив.

 Вершины своего мастерства Нанс Сакс достигает в реалистических шванках и фастнахтшпилях, где он создает целую галерею современных бытовых типов и жанровых сцен, изображенных с живой наблюдательностью и добродушным юмором (старый ревнивый муж и коварная сварливая жена, ленивая служанка, расчетливый купец и трудолюбивый ремесленник, простоватый и грубый крестьянин).

 Демократический реализм Сакса был причиной его широкой популярности у современников. Ганс Сакс был заново открыт во второй половине 18 в. молодым Гете, который восторгался его правдивостью. Гете подражал Саксу в бытовых сценах первой части «Фауста» и посвятил его памяти стихотворение «Поэтическое призвание Ганса сакса» (1776). Рихард Вагнер сделал Сакса героем своей музыкальной драмы «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1862).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...