Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шаг 2. Сообщите «последствие». ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
«Последствия» помогают детям установить связь между тем, что они делают, и тем, что получается в результате их действий. Можно сказать что-то вроде: «Поскольку ты не сделал то, что я попросила, я хочу, чтобы после того, как ты уберешь свою одежду и поставишь на место тарелки, ты еще, разложил выстиранное белье. Только после этого ты сможешь снова играть в машинки». Помните, что следует подбирать минимальное из всех возможных «последствий». Шаг 3. Опишите, что вы хотите. Рассказывая ребенку о том, как он должен вести себя, будьте точны и конкретны. Шестнадцатая глава этой книги называется «Социальные навыки». Она поможет вам определить, как именно должен вести себя ребенок в тех случаях, когда его поведение кажется вам неприемлемым. В нашем примере Саша не выполнил просьбу матери и не помог ей по дому. Его мама может сказать сыну следующее: «Саша, я хочу, чтобы в следующий раз, когда я буду тебя о чем-то просить, ты соглашался и сразу же приступал к делу». Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите. Практика, практика и еще раз практика. Каждый раз, когда ваши дети упражняются в том, чтобы вести себя правильно, вы увеличиваете их шансы на успех. Практика помогает им запомнить, что нужно делать, чтобы избежать проблем. Так, в нашей ситуации Сашина мама говорит: «Ну а теперь покажи, как ты будешь выполнять мои поручения в следующий раз», на что Саша медленно произносит: «Ладно» и нехотя отправляется на кухню. Здесь мама может сказать: «Спасибо, что сразу берешься за дело. Ты правильно понял мою просьбу и теперь сможешь все быстрее закончить и скорее вернуться к своим игрушкам».
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Вот несколько полезных советов, которые пригодятся вам, когда вы будете применять корректирующее обучение. Во-первых, сохраняйте спокойствие.Если ребенок не слушается, остановитесь, подумайте, что следует предпринять, успокойтесь и дальше действуйте в соответствии с четырьмя шагами корректирующего обучения. Во-вторых, не перескакивайте с проблемы на проблему.Большинство детей — мастера по переключению внимания родителей. Для этого они могут подбрасывать вам следующие мысли: «Ты больше меня не любишь!» «У нас в классе этого никто не делает! Другие родители лучше!» «Забирай все, что хочешь. Мне все равно» Подобные высказывания обычно попадают точно в цель. Однако сейчас не время защищаться или смеяться. Сосредоточьте внимание на том, чему вы хотите научить ребенка. Дайте ему понять, что, если он и вправду хочет обсудить все эти вещи, вы можете потолковать о них после того, как будет решена основная проблема его поведения. В-третьих, дайте ребенку возможность исправиться.Если он внимательно слушает и делает все, чтобы исправить проступок, не бойтесь отменить какую-то часть отрицательных «последствий». Допустим, ваши дети ссорились между собой и за это были лишены возможности в течение часа смотреть телевизор- После того как вы прибегли к корректирующему обучению, оба они извинились и предложили вместе помыть посуду. Если у них получится сделать это дружно и мирно, можно вернуть им полчаса потерянного телевизионного времени — это будет служить поощрением за то, что они исправились. В четвертых: будьте последовательны. Это значит, что, если дети ложатся спать в 21.30, они каждый вечер должны быть в кровати в это время. Когда им удается выполнить это требование, прибегайте к эффективной похвале или используйте иные способы поощрения. Если же они улеглись позже — примените корректирующее обучение и лишите их поощрений. Чем точнее вы будете придерживаться выбранной линии, тем больше ей будут следовать ваши дети. Однако будьте достаточно гибкими. Это значит, что вы должны быть последовательными в применении корректирующего обучения, но можете применять его творчески. Никто не знает ваших детей лучше, чем вы сами. Если вы сочтете, что для вашего ребенка будет полезнее сделать «последствие» последним шагом корректирующего обучения, не бойтесь поэкспериментировать. Если такая перестановка окажется неудачной, всегда можно вернуться к первоначальной схеме. И наконец, используйте «последствия». Некоторым родителям бывает трудно сделать это даже в качестве последнего этапа корректирующего обучения. Тем не менее, «последствия» помогают детям установить связь между тем, что они сделали и тем, что должны делать. Они запоминают, что их поведение приводит к определенным «последствиям» как для других, так и для них самих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Представьте себе какой-то типичный для вашего ребенка вид неправильного поведения. Затем продумайте, какие слова вы сможете сказать ему на каждой стадии корректирующего обучения. Прежде чем обратиться к ребенку, порепетируйте свои слова несколько раз перед зеркалом. Зеркало — хороший помощник. В отличие от ребенка оно не станет вам возражать и поможет приобрести некоторую уверенность, а уверенность, как известно, — верный путь к успеху. Родители, которые не жалели времени и следовали всем шагам корректирующего обучения, были поражены достигнутыми результатами. Им удавалось не только добиться значительных улучшений в поведении своих детей, но и почувствовать удовлетворение от их воспитания. И хотя воспитание не становится от этого менее сложным процессом, родители начинают видеть положительные результаты своих усилий. Попробуйте использовать шаги корректирующего обучения, и вы сами в этом убедитесь.
ГЛАВА 11: ОБУЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЮ Все знают, как трудно быть с ребенком, когда тот злится, вызывающе себя ведет или просто отказывается делать то, о чем его просят. Бывает, что он кричит, спорит, дерется, швыряет все, что попадается под руку, или даже угрожает родителям. Дети должны понять, что негативное, агрессивное поведение неприемлемо. С помощью нашего метода родители смогут научить детей по-другому реагировать на неприятные для них переживания. Мы называем это обучением самоконтролю. Обучение самоконтролю используют в следующих трех ситуациях: 1. Когда ребенок ведет себя плохо, и в ответ на корректирующее обучение его поведение не улучшается, а наоборот, становится еще хуже. 2. Когда ребенок внезапно «взрывается», реагирует очень эмоционально и отказывается делать все, о чем бы его ни попросили родители. 3. Когда родители слишком болезненно переживают поведение своих детей и не могут сохранять спокойствие. Вспомните, когда в последний раз ваш сын или Дочь негативно отреагировали на вашу попытку изменить их поведение. Что послужило толчком Для такой реакции? Как поступили в этой ситуации вы? Анализ подобных случаев необходим для того, чтобы в будущем они не застали вас врасплох. В главе 9 мы уже обсуждали план, который поможет вам сохранять спокойствие в таких ситуациях. Обучение самоконтролю является еще одним таким способом. Обучение самоконтролю преследует две основные цели: оно поможет вам и вашему ребенку успокоиться во время слишком эмоциональных ситуаций, а также научит ваших детей контролировать свое поведение, когда они расстроены.
ШАГИ ОБУЧЕНИЯ САМОКОНТРОЛЮ: Давайте познакомимся с шагами обучения самоконтролю и подробно рассмотрим каждый из них. ПЕРВЫЙ ЭТАП. ДАЙТЕ УСПОКОИТЬСЯ. Шаг 1. Опишите неправильное поведение. В нескольких словах объясните своему ребенку, что именно он делает неправильно. Важно, чтобы это описание было кратким. Помните, что ваши слова должны быть конкретны и понятны ребенку. Говоря о его неправильном поведении, не сердитесь, не прибегайте к сарказму или обвинениям. Не повышайте голоса, говорите медленно и спокойно. Для того чтобы ребенок понял, что он делает, достаточно сказать что-то вроде: «Миша, ты кричишь на меня и мечешься по комнате». Когда ребенок расстроен или рассержен, хорошо выразить ему свое сочувствие. Можно, например, сказать: «Я знаю, что ты сейчас расстроен и тебе неприятно то, что произошло». Эти слова не только дадут понять ребенку, что вам небезразличны его чувства, но и послужат хорошим началом для следующих шагов обучения. Кроме того, сочувствие поможет вам сосредоточиться на поведении ребенка, а не на своих собственных эмоциях.
Шаг 2. Дайте четкие указания. Ребенок должен получить очень точные указания относительно того, что ему необходимо делать, чтобы начать успокаиваться. Эти инструкции должны быть максимально просты, вроде: «Прошу тебя, пойди в свою комнату или на кухню и успокойся». Можно помочь ему прийти в себя следующей фразой: «Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов и постарайся успокоиться». Указания не должны быть слишком многословны, и не стоит повторять их слишком часто. Простые, четкие инструкции помогут ребенку сосредоточить внимание на том, чтобы вернуть самообладание. Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться. Сохраняя спокойствие, родители не только помогут своему ребенку успокоиться, но и сами смогут лучше сосредоточиться на поведении ребенка, а не отвлекаться на собственные эмоции. Иногда очень полезно бывает сказать: «Нам всем нужно время, чтобы прийти в себя. Я вернусь через несколько минут». Помните, что, давая ребенку время, чтобы успокоиться, вы помогаете ему «сохранить лицо». За то время, пока вы будете приходить в себя, вы сможете обдумать свои дальнейшие шаги. Одновременно с этим такой «тайм-аут» позволит вашему ребенку решить, стоит ли ему продолжать неправильное поведение или лучше успокоиться. Наведывайтесь к ребенку столько раз, сколько понадобится. Спрашивайте его: «Мы уже можем поговорить о том, что произошло?» «Ты уже достаточно успокоился?» Переходите к следующему шагу, только когда ребенок начнет отвечать более или менее спокойным голосом и сможет воспринимать то, что ему говорят. Не спешите. При необходимости повторите описание поведения и свои инструкции. Главное, сохраняйте спокойствие и следите за тем, что вы делаете и говорите.
ВТОРОЙ ЭТАП. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Шаг 4. Опишите, что ребенок может сделать иначев следующий раз. Расскажите вашему ребенку о других способах выражения досады и злости. Дети должны понять, что, когда они сердятся из-за того, что не все происходит так, как им бы хотелось, это приводит к еще большим отрицательным последствиям. Здесь можно остановиться на тех советах, которые вы давали во время второго шага, и на способах, помогающих человеку успокоиться. Мы учим родителей использовать предложения, начинающиеся словом «вместо». Это выглядит следующим образом: «Вместо того чтобы кричать и хлопать дверью, в следующий раз, когда ты расстроишься, скажи мне, что ты злишься, и попроси разрешения пойти успокоиться в свою комнату». «Вместо того чтобы ругаться, попроси разрешения выйти на улицу и посидеть там, пока не сможешь спокойно обсудить то, что у нас происходит». Как только ребенок успокоится, он сможет обсуждать ситуацию, вызвавшую такую бурную реакцию, и способы ее разрешения. Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз. Теперь, когда ребенок знает, что ему делать, важно научить его, как это делать. Пусть ваш сын или дочь попробуют на практике применить новые способы поведения. Отметьте то, что им удается, и укажите, над чем стоит еще поработать. Постарайтесь подбодрить и поддержать своего ребенка, особенно, если он честно старается выполнить то, о чем вы его просите.
Шаг 6. Сообщите «последствие». Это ключевой момент обучения самоконтролю. Наиболее распространенная ошибка родителей, применяющих этот метод, состоит в том, что они забывают о «последствии». Пожалуйста, помните, ято «последствие» помогает изменить поведение. Не пренебрегайте им. Для того чтобы лучше представить себе все шаги обучения самоконтролю, давайте рассмотрим конкретную ситуацию: вы только что не разрешили своему десятилетнему сыну пойти гулять с ребятами, потому что он не закончил уборку комнаты. Он поднял крик: «Ты никогда мне ничего не разрешаешь! Это нечестно! Я тебя ненавижу!» и дальше в том же роде.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ДАЙТЕ УСПОКОИТЬСЯ. Шаг 1. Опишите неправильное поведение. «Я знаю, что тебе хотелось погулять с ребятами, но ты ругаешься и кричишь». Шаг 2. Дайте четкие указания. «Пожалуйста, перестань кричать и постарайся успокоиться Иди посиди на диване или можешь пойти в свою комнату. Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, это поможет тебе прийти в себя». Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться. Оставьте на несколько минут ребенка одного. Через какое-то время загляните к нему и спросите, может ли он говорить и готов ли к сотрудничеству: «Мы уже можем обсудить происходящее?» или «Я вижу, ты все еще расстроен. Я пока подожду и вернусь через несколько минут». Как только вы заметите, что ребенок выполняет ваши указания и готов обсуждать возникшую Проблему, переходите ко второму этапу, направленному на обучение. ВТОРОЙ ЭТАП. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
Шаг 4. Опишите, что ребенок может сделать иначе в следующий раз. «Давай подумаем, что можно сделать в следующий раз, когда ты расстроишься. Я бы хотела, чтобы ты мне дал об этом знать и попросил разрешения пойти в свою комнату успокоиться». Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз. «Представь себе, что я не разрешила тебе идти играть. Что ты будешь делать? Давай попробуем».После этого прокомментируйте, как у него это получится. «Хорошо, ты сказал, что разозлился и просишь дать тебе возможность пойти в свою комнату. И все это ты сказал нормальным тоном. Молодец». Шаг 6. Сообщите «последствие». «Запомни, крики и ругань не остаются без последствий. Поэтому сегодня после ужина тебе придется помыть посуду и подмести пол на кухне». В реальной жизни вам, скорее всего, не удастся разрешить ситуацию так быстро. Бывает, что ребенок сначала немного успокаивается, а потом снова начинает кричать и ругаться. Есть дети, которым не так легко прийти в себя, и лучше всего заранее приготовиться к тому, что разрешение подобной ситуации займет некоторое время. В этих случаях можно использовать навыки, описанные в главе «Сохраняйте спокойствие», и приспособить рекомендуемые там шаги и ваш собственный стиль к возникшей ситуации. Главное — говорить простым и четким языком, показывать ребенку, что вы понимаете его чувства, и не выходить из себя.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Обучая ребенка самоконтролю, придерживайтесь следующих правил:
В других ситуациях необходимо закончить обучение достаточно твердо и резко. Вы можете показать ребенку, что его поведение неприемлемо и вы не хотите продолжать взаимодействие. В подобной ситуации можно, например, сказать: «Хорошо. Мы поработали над тем, как ты должен вести себя, а теперь пойди к брату и извинись перед ним». В других случаях лучше проявить понимание. Некоторым детям, столкнувшимся с эмоционально напряженной ситуацией, трудно перестать плакать, они не знают, как быть с возникшими чувствами. Можно поддержать их, предложив: «Давай сядем и поговорим о том, почему ты так рассердился. Может быть, я смогу тебе помочь. Во всяком случае, я тебя выслушаю». Зная своего ребенка и учитывая возникшую ситуацию, вы сами должны выбрать подходящий подход. Главное — старайтесь действовать разумно. Ранее мы говорили, что, обучая детей самоконтролю, не следует отвлекаться и разбирать все, что они в сердцах выкрикивают. Однако после того, как все успокоятся и процесс обучения будет завершен, стоит разобраться в тех словах ребенка, которые особенно задели или смутили вас. Может быть, вам удастся понять причину его эмоционального взрыва. Поговорите с ребенком о доверии. Пригласите его поделиться своими чувствами и мыслями. В ходе таких задушевных разговоров дети могут высказать свои пожелания. При каждом удобном случае постарайтесь использовать их. Это поможет вам наладить конструктивный диалог. Нередко, пережив подобную бурю, вы с ребенком становитесь ближе, а ваши эмоциональные связи — прочнее.
ГЛАВА 12: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Четырехлетний малыш не смог удержать мяч, и тот выкатился на проезжую часть улицы. Что делает ребенок? Подружка вашей десятилетней дочки уговаривает ее без спроса пойти гулять. Что делает ваша дочь? Ребята подначивают тринадцатилетнего мальчика стащить что-нибудь в магазине. Что он делает? Дети нередко принимают решения под действием минуты. Им часто кажется, что ответы на вопросы основаны на двух противоположностях — да или нет, все или ничего, делать или не делать. Кроме того, они склонны рассматривать ситуацию с точки зрения Данного момента — им трудно предусмотреть все последствия, к которым может привести их решение. Как же могут взрослые подготовить своего ребенка к принятию правильного решения? Мы разработали пятиступенчатый метод разрешения проблем, который называется СВОПР. Он помогает разрешить две задачи:
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ: Слово «СВОПР» — сокращение, образованное по первым буквам шагов, из которых состоит процесс разрешения проблем: «С» — «Ситуация», «В» — «Варианты», «О» — «Отрицательное», «П» — «Положительное», «Р» — «Решение». Давайте подробно рассмотрим каждый шаг этого процесса. Шаг 1. «С» — определите ситуацию. Описывая ситуацию, дети часто используют эмоциональные, неопределенные выражения, поэтому для того, чтобы точно определить ситуацию, им может потребоваться много времени. Кроме того, дети не всегда понимают, что некоторые ситуации могут привести к проблемам. Вот несколько приемов, полезных для определения ситуации:
Шаг 2. «В» — обсудите варианты. Составив представление о ситуации, вы можете начать обсуждать возможности или варианты, которые есть у ребенка. У каждой проблемы обычно есть несколько таких вариантов. К сожалению, дети нередко представляют решение проблем в терминах «все или ничего». Так, после первой неудачи в спортивной секции ребенок может бросить занятия спортом. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку думать. Попробуйте задать ему такие вопросы: «Мог бы ты сделать еще что-нибудь?», «Что еще могло бы разрешить ситуацию?». Последовательно задавая подобные вопросы, вы поможете вашему ребенку научиться принимать решения самостоятельно, без вашего постоянного руководства. Вот некоторые приемы, которые помогут ребенку увидеть различные варианты решений проблемы:
Шаг 3. «О» и «П» — обсудите отрицательное и положительное. На этом этапе вы с ребенком обсуждаете отрицательное и положительное, все «за» и «против» каждой из возможностей. Это поможет ребенку увидеть связь между вариантом и тем, что произойдет, если он его выберет. Спросите ребенка, что он думает по поводу каждого варианта. Что хорошего он в нем видит? Что плохого? Помогите ребенку увидеть хорошие и плохие стороны каждого из вариантов. У вашего сына или дочери может не хватить опыта и знаний для того, чтобы представить себе, к чему они могут привести. Шаг 4. «Р» — выберите решение. На этом этапе необходимо выбрать лучший вариант решения. После того как вы определите плюсы и минусы всех возможных решений, попросите ребенка выбрать лучшее.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Используя СВОПР,стоит обратить внимание на следующее: Иногда дети выбирают решения, с которыми вы не вполне согласны. Если это решение не может никому повредить, соответствует правовым нормам не противоречит вашим нравственным убеждениям, не мешайте ребенку сделать собственный выбор- Пусть он сам увидит, что из этого получится Если, например, ваш сын хочет потратить все накопленные им деньги на очень дорогие джинсы, дайте ему возможность сделать это и увидеть, к чему это приведет. Может быть, джинсы так понравятся ему, что он не будет переживать из-за отсутствия денег на другие расходы. С другой стороны, если, потратив все свои сбережения, он будет просить денег у вас, не давайте. Пусть ваш сын сам заработает или начнет копить на будущие покупки. Это единственный способ научить его правильно распоряжаться деньгами. Бывает, что какие-то из возможных решений являются противозаконными, безнравственными или вредными для самих детей или окружающих. В этом случае родители должны ясно и твердо выразить свое неодобрение, подчеркнуть отрицательные стороны и возможные последствия такого решения. Если, например, ваша дочь собирается выпить с друзьями, вы можете сказать ей, что не потерпите этого, описать все опасности такого решения и сообщить, какое «последствие» вы назначите ей в качестве наказания за выпивку. Иногда, несмотря на все наши усилия, дети принимают неправильные решения. Если это случится, будьте последовательны и примените «последствие», о котором вы предупреждали. Затем помогите ребенку использовать СВОПР, чтобы найти более приемлемое решение. Поощряя вашего ребенка самостоятельно принимать решения, всегда показывайте, что вы в любое время готовы помочь ему. Это прежде всего касается выполнения принятых решений. Если окажется, что ребенок в чем-то просчитался и получилось не совсем так, как он запланировал, ваше Участие поможет ему пережить эту неудачу, а затем вы можете вновь обратиться к СВОПР и постараться вместе найти другое решение. И наконец, не забудьте поинтересоваться у ребенка, как все получилось. Отведите на это несколько минут и не упустите прекрасной возможности похвалить ребенка за то, что он довел дело до конца и выполнил принятое решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Если вы впервые обращаетесь к описанному способу принятия решений, начните с какой-нибудь незначительной проблемы. Дайте ребенку привыкнуть к этому способу и почувствовать себя уверенно. У многих детей не хватает терпения на тщательное обдумывание — нередко они просто хотят поскорее со всем покончить. Предостерегайте детей от поспешных решений и учите их сознательному выбору. СВОПР— прекрасный способ научить ребенка принимать решения. Он отличается практичностью и подходит к самым разнообразным ситуациям. Освоив его, вы можете не сомневаться, что дали детям в руки эффективный и полезный подход к разрешению проблем.
ГЛАВА 13: ГРАФИКИ И ДОГОВОРЫ Графики и договоры — это нечто вроде соглашения между вами и вашими детьми, в которых оговаривается, что дети получат от вас, если будут вести себя определенным образом. Например, если вы запишите такое соглашение: «Как только ты закончишь уборку в своей комнате, можешь пойти погулять с ребятами», то это будет договором. Заключая договоры или делая графики, не забудьте отразить в них следующие три момента: 1) какое поведение должен изменить ребенок; 2) какие поощрения или привилегии он за это получит; 3) на какой период времени распространяется ваш договор. Договоры и графики можно использовать в следующих ситуациях:
* Когда вы хотите, чтобы ребенок достиг какой-то конкретной цели — занимался спортом, был более активен в школе, устроился на работу. Вот как может выглядеть договор, заключенный между родителями и их двенадцатилетней дочкой Ксюшей. Ксюша хочет, чтобы в выходные дни ее отпускали гулять с друзьями, а родители заинтересованы, чтобы она как следует готовила домашние задания. Договор Ксюши с родителями о ее вечернем распорядке «Я, Ксения, обязуюсь каждый вечер с понедельника по пятницу делать уроки и показывать маме или папе готовое домашнее задание. Если я буду выполнять это условие в течение всех пяти дней, я могу провести субботний вечер с друзьями. Если я не выполню домашнее задание в какой-то день, на следующий день я теряю право пользоваться телефоном, а счет пяти дням, в течение которых я должна делать уроки, чтобы иметь возможность провести вечер с друзьями, начинается снова со следующего дня. Мы, папа и мама, обязуемся разрешать Ксении проводить субботний вечер с друзьями, если она делает уроки в течение пяти дней подряд. Каждый вечер, после того как Ксения будет показывать нам приготовленные задания, мы будем отмечать этот день в календаре. Так будет продолжаться в течение месяца или пока мы не изменим нашей договоренности.» ________________________ (Подпись родителей)
____________________ (дата)
(Подпись Ксении)
А теперь давайте посмотрим, как можно использовать в воспитании график. Десятилетний Женя хотел ложиться спать позже, особенно по выходным. Его родителям надоело силой загонять сына каждый вечер в кровать, и для того, чтобы Женя сам вовремя ложился спать, они решили использовать график (см. Приложение 1).
В будние дни Женя должен был отправляться спать ровно в 9 часов вечера Если он ложился вовремя и без споров, то отмечал это на графике. От того сколько раз ему удавалось это сделать, зависело, как поздно он сможет лечь в пятницу и субботу. Например, если в течение недели он вовремя укладывался спать три дня из пяти (с воскресенья по четверг), то получал лишних 45 минут в пятницу и субботу. Если же Женя оказывался в кровати вовремя все пять дней, то в конце недели мог ложиться еще позже. Тот же самый метод можно использовать для достижения самых разнообразных целей, например, для того чтобы вовремя вставать по утрам в школу, помогать по дому, соблюдать чистоту и порядок у себя в комнате и т. д. Ниже приведены неко--торые из таких графиков. Обычно дети и родители с удовольствием придумывают подобные графики. Особенно это нравится малышам, которые с увлечением раскрашивают их цветными карандашами. Это позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка и дает возможность родителям лишний раз похвалить его за сотрудничество.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Вот несколько советов, которые подскажут вам, как лучше применять договоры и графики.
Графики и договоры — отличный способ помочь детям увидеть их достижения. Это также открывает дополнительные возможности для общения, Для совместного достижения родителями и детьми поставленных целей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Определение целей и планирование требуют тесного сотрудничества родителей с детьми. Для того чтобы обе стороны остались в выигрыше, необходимы переговоры. Время, которое вы проведете за Разработкой графиков и составлением договоров, т потрачено не зря — оно лишний раз покажет детям, как вы их любите и насколько заинтересованы в их успехе. (см. Приложение №2;№3;№4;№5). ГЛАВА 14: СЕМЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ Нам всем не хватает времени. Мы очень заняты и редко можем выкроить время, чтобы провести его в кругу семьи. Работа, школа, кружки, разные дела и обязанности — все это отнимает драгоценное время, которое можно было бы посвятить друг другу- Семейные собрания могут помочь организовывать время, обмениваться информацией и принимать решения. ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ СЕМЕЙНОГО СОБРАНИЯ: Вот несколько примеров того, как можно использовать это время:
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Проводя семейные собрания, постарайтесь учитывать следующее:
* Если, услышав легкую критику в свой адрес, кто-то из детей начинает спорить и оправдываться, обратитесь к корректирующему обучению. * Если ребенок не реагирует на корректирующее обучение, примените обучение самоконтролю. * Прежде чем вынести на обсуждение достаточно болезненный вопрос, воспользуйтесь профилактическим обучением. То же самое можно посоветовать и в том случае, когда ребенку трудно при всех выражать свое мнение. * Разрешая проблемы, используйте СВОПР. * Используйте каждую подходящую возможность для эффективной похвалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Подобные собрания могут стать одним из самых важных моментов в жизни вашей семьи. Время, проведенное вместе, укрепит взаимопонимание между ее членами, а ваши дети научатся с большей уверенностью выражать собственное мнение, воспринимать критику и похвалу, участвовать в принятии решений.
ГЛАВА 15: СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ? Наши дети имеют гораздо больше возможностей узнавать о том, что происходит в окружающем мире, чем когда-то было у нас. Благодаря радио и телевидению, компьютерам и Интернету они в курсе всего, что делается в мире. Что-то из этой информации приносит огромную пользу. Некоторые телевизионные программы и кинофильмы развивают любознательность и воображение, приносят радость и расширяют кругозор. Они помогают эмоциональному развитию, прививают любовь и уважение к ближним, учат общению с окружающими. Существуют хорошие фильмы, которые в увлекательной форме учат детей добру и вызывают улыбку. Спортивные программы вносят в нашу жизнь азарт и возможность поболеть за любимую команду. Программы, посвященные природе, позволяют соприкоснуться с окружающим миром и внимательнее рассмотреть его. Все это приносит огромную пользу. А теперь о том, что наносит вред.
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ: Стоит ребенку нажать кнопку телевизора или видеомагнитофона, или научиться входить в Интернет, как он тут же получает доступ к огромному количеству «взрослых» развлечений, пропагандирующих секс, насилие, наркотики и все, что с этим связано. Вряд ли стоит сомневаться, что все, что дети видят и слышат с экранов телевизоров и компьютеров, оказывает на них огромное влияние. Существуют сотни исследований, описывающих влияние телевидения на детей. Они, в частности, свидетельствуют, что насилие, показанное на телеэкране, вызывает у детей три основных реакции: дети становятся менее чувствительны к боли и страданию других, окружающий мир начинает казаться им более враждебным, у них самих может вырабатываться склонность к более враждебному и агрессивному поведению. Эта агрессивность выражается в том, что дети чаще дерутся и ссорятся со сверстниками, не подчиняются существующим правилам и неуважительно относятся к окружающим. Иногда у детей вырабатывается телевизионная или компьютерная зависимость. Вот несколько признаков такой зависимости, которые означают, что ваш ребенок слишком много смотрит телевизор или слишком долго сидит перед компьютером: телевизор или компьютер находится в постоянно включенном состоянии, ребенок предпочитает телевизор или компьютер играм с детьми, говорит почти исключительно о программах ТВ и их персонажах, «забывает» из-за ТВ или компьютера об уроках и домашних обязанностях, смотрит ТВ «от нечего делать». В погоне за зрителем многие средства массовой информации, в том числе и ТВ, стремятся воздействовать на наши ощущения и используют ужасающие по своей натуральности сцены секса и насилия. Постоянно наблюдая такие сцены в кино и по телевизору, дети начинают думать, что это и есть жизнь. Стараясь разобраться в окружающем мире, подростки обращаются к средствам массовой информации и составляют свое представление о том, что хорошо, а что — плохо, на основании продуктов массовой культуры — телевизионных шоу, фильмов, рок-концертов, рекламы, Интернета, журналов, компакт-дисков и кассет. Они постоянно подвергаются влиянию средств массовой информации, которые то скрыто, то откровенно пытаются воздействовать на представления и поведение детей и подростков.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ: Родители вполне способны противостоять вредному влиянию средств массовой информации. Приведенные ниже указания помогут вам разработать план того, как оградить от него своих детей. Поскольку самым мощным из всех этих средств является телевидение, многие из наших советов направлены на то, чтобы ограничить именно его воздействие на детей.
Многочисленные исследования показывают, что если человек непосредственно не знаком с тем, что видит на экране, он склонен принимать это на веру. Так, например, показывая какие-то группы людей, телевидение способствует формированию у зрителя определенных стереотипов относительно этих людей. Если вы будете смотреть телевизор с ребенком, вы сможете объяснить ему, что жизнь отличается от того, что мы видим на экране. А попросив его рассказать, что он вынес из передачи или фильма, вы сможете понять, насколько он усвоил их содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Некоторые из родителей, посещавших наши занятия, боялись, что как только они попытаются ограничить телевизионное время своих детей или запретят им смотреть некоторые программы, это приведет к бунту. Тем не менее, они были решительно настроены на то, чтобы изменить положение дел с телевизором в своей семье, и, последовательно используя методы воспитания на основе здравого смысла, справились со всеми трудностями. Вначале дети жаловались и выражали свое недовольство. Но скоро родители заметили, что успевают делать гораздо больше интересных вещей вместе с детьми, чем раньше. Они вместе играли, ходили за покупками, делали какую-то работу по дому и, что самое важное, гораздо больше общались. Удивительно, не правда ли? Дети значительно повеселели и начали понимать, что до сих пор теряли огромное количество времени, которое можно было посвятить более интересным делам. Позже дети признавались, что вообще не скучают по телевизору.
ГЛАВА 16: СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ До сих пор мы обсуждали в основном, как научить чему-то ваших детей, и только вскользь замечали, чему именно их стоит учить. В настоящей главе мы постараемся восполнить этот пробел и коснемся социальных навыков, т. е. поговорим об определенном поведении, которое помогает людям общаться и принимать правильные решения в разнообразных ситуациях. Представьте, что происходит, когда люди впервые встречаются друг с другом. Скорее всего, они стоят лицом к лицу, улыбаются, пожимают руки, называют свои имена и говорят что-то вроде: «Приятно познакомиться». Это пример того, как последовательность поступков составляет социальный навык, применяемый при знакомстве. ЧЕМУ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ РОДИТЕЛИ? Социальным навыкам детей надо учить. Давайте рассмотрим несколько примеров того, как родители могут применить методы воспитания на основе здравого смысла, чтобы учить детей социальным навыкам или поощрять за их использование. Мама просит Настю вынести мусор и в ответ слышит: «Почему я всегда должна это делать?» В данном случае можно применить метод корректирующего обучения, чтобы научить Настю социальному навыку, который заключается в выполнении указаний старших. Илья вбегает на кухню и сообщает отцу, что уходит к другу. Отец говорит, чтобы он никуда не уходил, потому что обед почти готов. Илья начинает возмущаться. Отец может прибегнуть к корректирующему обучению, чтобы привить сыну умение принимать отрицательный ответ. КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Давайте посмотрим, как мама восьмилетнего Павлика использует профилактическое обучение, для того чтобы научить сына соглашаться с отрицательным ответом. До сих пор, когда Павлик слышал «нет», он обычно спорил, хныкал и дулся, причем это происходило не только дома, но и в школе. Профилактическое обучение применяется в тот момент, когда ребенок недемонстрирует неправильного поведения. Мама собирается познакомить Павлика с четырьмя шагами, которые он должен сделать, когда слышит отрицательный ответ: 1. Посмотри на человека. 2. Скажи: «Хорошо». 3. Спокойно попроси объяснить причину, если ты ее не понял. 4. Если ты не согласен, обсуди это позже. Вот как будет выглядеть профилактическое обучение в данном случае: Шаг 1. Опишите, что вы хотите. Мама: «Павлик, скоро ты снова пойдешь в школу, и я хотела бы с тобой кое о чем поговорить». Павлик: «Хорошо». Мама: «Ты знаешь, может случиться, что ты захочешь что-нибудь сделать, а твоя учительница скажет «Нет»». Павлик: «Да, так бывало и раньше, особенно с Верой Ивановной». Мама: «Вот-вот. Я как раз и хотела попрактиковаться с тобой, как вести себя, когда тебе говорят „Нет". Давай представим себе, что только что Вера Ивановна сказала тебе „Нет". Первое, что ты должен сделать — это посмотреть на нее. Не отворачивайся и не смотри себе под ноги, хорошо?» Павлик: «Угу». Мама: «После того, как ты на нее посмотришь, надо вежливым голосом сказать: „Хорошо"». Павлик: «Хорошо». Мама: «Молодец. Если ты не понимаешь, почему тебе сказали „нет", спокойно попроси это объяснить. Но только, если тебе действительно непонятно. Ладно?» Павлик: «Да, хорошо». Мама: «Замечательно. Если ты не согласен с ответом учительницы, можно поговорить с ней об этом позже». Шаг 2. Объясните причину. Мама: «Если ты научишься не спорить, когда тебе говорят „Нет", то, скорее всего учительница согласится тебя выслушать. Понимаешь?» Павлик: «Да, мам, понимаю». Шаг 3. Потренируйтесь. Мама: «Ну, а теперь давай немного поупражняемся. Представь себе, что я — Вера Ивановна, и ты хочешь попросить у меня разрешения пересесть за другую парту...» Мама с Павликом разыгрывают различные ситуации, с которыми он может столкнуться в школе. Павлик действует соответственно ее указаниям, а мама следит за тем, что у него получается, а что — не очень. Может быть, он отвечает слишком резко и неприязненно, а может быть, во время разговора ерзает и крутится. Обратите внимание, что для профилактического обучения мама выбрала время, когда Павлик был свободен и хорошо настроен. Разговор она вела спокойно и дружелюбно, постоянно спрашивая у Павлика, понял ли он. Старайтесь, чтобы все шаги обучения были понятны ребенку и соответствовали его уровню развития.
КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В некоторых случаях для того, чтобы привить ребенку социальные навыки, необходимо использовать корректирующее обучение. Представьте себе, что папа слышит, как десятилетняя Люба обзывает свою сестру «дурой» и «идиоткой». Вот как можно использовать корректирующее обучение для того, чтобы научить ребенка обращаться за помощью. Шаг 1. Остановите неправильное поведение. Папа: «Люба, входя в комнату, я услышал, что ты называла Тамару „дурой" и „идиоткой". Я уверен, что она на это обиделась. А ты как думаешь?» Люба: «Но пап, она мне надоела». Папа: «Может быть, это и так, но, обзывая человека, невозможно решить проблему». Шаг 2. Сообщите «последствие». Папа: «Ты обзывала Тамару и теперь должна перед ней извиниться. А потом тебе придется помочь ей собрать игрушки». Люба: «Ну, хорошо». Шаг 3. Опишите, что вы хотите. Папа: «Когда Тамара надоедает тебе, подумай, что именно тебе неприятно, и попроси ее этого не делать. Если же она будет продолжать, обратись за помощью к маме или ко мне. Понятно?» Люба: «Понятно». Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите. Папа: «Прежде чем ты пойдешь извиняться, покажи, как ты обратишься за помощью, если Тамара будет тебе надоедать». Люба: «Хорошо. Я скажу: „Папа, Тамара все время хватает мои игрушки и показывает язык. Я просила ее перестать, но она не хочет. Ты можешь мне помочь?"»
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Обучайте каждому навыку постепенно. Некоторые важные социальные навыки описаны на следующих страницах. Обратите внимание на то, что нужно подробно объяснить детям, когда они могут воспользоваться каждым из них и чем это им поможет. Постарайтесь, чтобы это обучение доставляло детям удовольствие. В конце обязательно похвалите ребенка или дайте какое-нибудь вознаграждение за учебу. И, наконец, запаситесь терпением. После того как ребенок научится новому навыку, ему понадобится некоторое время, прежде чем этот навык войдет у него в привычку. Нельзя за один раз научиться кататься на коньках, точно так же, как, впервые сев за руль, нельзя научиться водить машину. Для того чтобы в чем-то преуспеть, нужна практика, практика и еще раз практика. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Приобретя социальные навыки, ваш ребенок сможет не только легко общаться с окружающими, но и получит твердую опору для того, чтобы достичь успехов во многих областях жизни. Не теряйте времени и начинайте обучать своих детей принятым нормам поведения. Далее мы приводим некоторые примеры таких навыков и кое-какие мысли о том, как обучить им ребенка.
1. КАК ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗАНИЯ:
Трудно переоценить то значение, которое играет для ребенка умение выполнять указания. Оно поможет ему добиться успеха в школе, дома, и в будущем — на работе. Вот четыре последовательных щага, из которых состоит этот навык: 1. Посмотри на человека. 2. Скажи: «Хорошо». 3. Выполни то, что от тебя требуется. 4. Дай знать о том, что задание выполнено.
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ: Выполнять указания важно, потому что таким образом вы демонстрируете свою способность к сотрудничеству и экономите время. Этот навык пригодится вам в школе и дома, в общении со взрослыми и со сверстниками.
2. КАК ПРИНИМАТЬ ОТКАЗ: В течение жизни человеку не раз приходится сталкиваться с отказом. Если дети и подростки научатся соглашаться с отказом или вежливо проявлять несогласие, это поможет им в конце концов добиться желаемого. Вот как должен вести себя ребенок, получив отрицательный ответ: 1. Посмотри на человека. 2. Скажи: «Хорошо». 3. Спокойно попроси объяснить причину отказа, если ты ее не понял. 4. Если ты не согласен, обсуди это позже.
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ: Много раз в своей жизни тебе предстоит услышать отказ. Если ты будешь злиться и скандалить, это только усложнит ситуацию. А вот если ты научишься принимать его достойно, люди увидят, что ты уже взрослый и с тобой можно иметь дело.
3. КАК ПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ: Дети должны знать, что, прежде чем взять чужую вещь или воспользоваться чем-то, что им не принадлежит, необходимо попросить разрешения. Выполняя это правило, они продемонстрируют свою воспитанность и скорее получат согласие владельца. Прося разрешения, нужно придерживаться следующей схемы: 1. Посмотри на человека. 2. Вежливо попроси, но не требуй. 3. Объясни, почему ты это просишь. 4. Прими ответ.
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
Когда люди расстраиваются или сердятся, им трудно сохранять спокойствие. В этом состоянии ребенок часто совершает необдуманные поступки, о которых потом жалеет. Следующие шаги помогут ему оставаться спокойным: 1. Научись распознавать ситуации, которые могут вывести тебя из равновесия. 2. Сделай глубокий вдох и постарайся расслабить мышцы. 3. Скажи себе: «Успокойся» или сосчитай до десяти. 4. После того, как тебе удастся расслабиться, поделись своими чувствами с кем-то, кому ты доверяешь. 5. Постарайся разрешить ситуацию, которая тебя так расстроила.
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
5. КАК ПРИНИМАТЬ КРИТИКУ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛЕДСТВИЯ»: Дети часто негативно реагируют на критику со стороны родителей и не хотят принимать «последствий» своего поведения. Они начинают спорить, скандалить, бунтовать, одним словом, делать все, чтобы не слышать неприятных вещей. Как добиться того, чтобы критика и «последствия» привели к желаемым результатам? Попробуйте научить детей принимать критику следующим образом: 1. Смотри на человека. 2. Спокойно и молча слушай, пока он говорит. 3. Скажи: «Хорошо» или «Я понял», чтобы показать, что ты понял. 4. Постарайся исправить проблему. Очень важно, чтобы дети научились спокойно и без споров принимать «последствия» своего поведения или критику. Им может быть неприятно слышать о своих ошибках, но лучшее, что они могут сделать в данный момент — это учиться тому, как вести себя, чтобы избежать подобных проблем или ошибок в будущем.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЕТЯМ: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 608. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |