Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.




 

Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Нарушение в таких случаях наносит вред не только заинтересованному лицу или лицам, но и всему обществу в целом, т. к. нарушение в одном звене ведет к закономерной дисфункции всего экономического механизма. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность. В учебной и научной литературе юридическая ответственность традиционно определяется как «обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать неблагоприятные последствия (лишения)». Однако в современной теории права высказывается мнение, что это «слишком формальное и идеализированное понимание юридической ответственности, т. к. не всякий правонарушитель принимает на себя обязанность «претерпеть» наказание, напротив, он всячески стремится его избежать».      Но обязанность – это мера должного поведения, не предполагающая наличие согласия на ее исполнение. Дело в том, что приведенное выше традиционное определение юридической ответственности имеет не просто «формальный», а односторонний характер.     Для правонарушителя ответственность - это всегда обязанность, а для государства - это мера и вид воздействия на правонарушителя. Оно (государство) и устанавливает содержание этой обязанности. Таким образом, юридическая ответственность, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности, это совокупность субъективного и объективного, поэтому она должна рассматриваться в двух аспектах. Как правовое установление юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности представляет собой реакцию государства на правонарушение в сфере предпринимательских отношении, способ правового регулирования этих отношений посредством возложения на правонарушителя определенных обременении.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность [18, с.66].

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда и т.д.).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о предпринимательстве имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

- нарушения действующего законодательства;

- невыполнения заключенных договоров;

- нарушения прав собственника и других субъектов;

- загрязнения окружающей среды;

- обман потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

- сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

- выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

- незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

- использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы и т.д.

Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с Кодексом о административных правонарушениях (далее - КоАП) и другими нормативными правовыми актами. Административную ответственность несут должностные лица организаций. Что же касается самих организаций и индивидуальных предпринимателей, то действующее законодательство предусматривает применение в отношении их так называемой экономической ответственности. Порядок организации и проведения проверок (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента России от 15 ноября 1999 № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов России и порядка применения ими экономических санкций» в редакции Указа Президента России от 6 декабря 2001 г. № 722 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента России от 15 ноября 1999 г № 673» определяет экономическую ответственность как установленные актам законодательства правовые последствия исполнения или неисполнения субъектом предпринимательской деятельности (индивидуальным предпринимателем или организацией) актов законодательства в сфере экономических отношении. При этом в качестве основных мер указанной ответственности законодательство предусматривает штраф и взыскание имущества или денежных средств в соответствующий бюджет. Однако эти меры являются не чем иным, как административными взысканиями. При этом индивидуальный предприниматель как физическое лицо является субъектом административной ответственности, а как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, субъектом экономической ответственности.

В соответствии с новым КоАП от 21 апреля 2003 г субъектами административных правонарушений являются физические и юридические лица. Юридическое лицо признаётся виновным и подлежит административной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником юридического лица в пользу или в интересах этого юридического лица и с ведома или разрешения органа этого юридического лица (ст. 35 КоАП).

Физическое, лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель за совершённое административное правонарушение, связанное с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей     Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица (п. 1 ст. 48 КоАП).

За совершение административных правонарушений к физическим лицам кроме вышеперечисленных видов административных взысканий применяется такой вид, как предупреждение.

Основаниями для применения мер административной ответственности являются:

-нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 121);

- нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов), нарушение установленного порядка проведения валютных операций (ст.124);

- невыполнение доставок продукции для государственных нужд (ст. 125);

- незаконная предпринимательская деятельность (ст. 12.7.);

- нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 128.).

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 11 КоАП он является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории России. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в указанный Кодекс [18, с.69].

Основанием для уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом (далее - УК). За совершение преступлений в сфере экономической деятельности в соответствии с УК применяются следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, лишение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Уголовное наказание может быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в частности:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.232);

- лжепредпринимательство (ст. 234);

-ложное банкротство (ст. 238);

-срыв возмещения убытков кредитору (ст. 241) и т.д.[17,с.47].

Как мы видим, в зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность [18, с.66].

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда и т.д.).

Уголовное наказание может быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК. За совершение преступлений в сфере экономической деятельности в соответствии с УК применяются такие виды наказаний как штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, лишение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Юридическое лицо признаётся виновным и подлежит административной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником юридического лица в пользу или в интересах этого юридического лица и с ведома или разрешения органа этого юридического лица (ст. 35 КоАП).

Из выше сказанного можно сказать о том, что предприниматели несут большую юридическую, административную, гражданскую и уголовные ответственности за свою деятельность или бездеятельность. Предпринимателям в свою очередь необходимо изучить и знать какие меры наказания и за что они могут понести в результате своей деятельности.

В свою очередь это защищает потребителей от несанкционированной реализации например продукции животного происхождения или при реализации чего-либо другого.

 

Заключение.

 

Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание предпринимательских отношений, а также в правовое положение их субъектов. Внимательно изучив материалы приведенные в курсовой работе мы видим, что предприниматель - это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещенную законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо, которое наделено в установленном законом порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.

Государство как институт власти пытается активно влиять на предпринимателей путем регулирования их деятельности через программы развития, утверждение конкретных(адресных) заданий, разрешение определенных действий, выдачу квот, выдачу лицензий, приостановление, аннулирование их, ограничение различного рода действий, также использование экономических приемов(кредитование, налогообложение, ограничение прибыли предпринимателей и т.д.), но при этом используемая система не имеет конкретной квалификации таких способов, т.е. среди ученых не существует единого мнения по использованию таких методов и никто не может с уверенностью утверждать, что такая система принесет пользу при развитии предпринимателей.

Среди ученых также нет единого мнения по поводу того, каким образом нужно стимулировать развитие предпринимательства как социальной прослойки и следует ли это делать вообще. Отсюда и различное отношение к такого рода коммерческой деятельности, которое часто воспринимается негативно еще с постсоветскими предрассудками, но предусмотрительно завуалированными под непонимание устройства рыночной экономики.

Рассмотрев процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, можно констатировать множество нормативных правовых актов, составляющих правовую базу регистрации, и их постоянную динамику.

Также следует обратить внимание на то, что при видимой правильности системы, существует достаточно много нюансов. Например: закон запрещает занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и государственного управления, но при этом нет никаких ограничений на занятие таковой деятельностью близким родственникам вышеуказанных лиц, их супругам и т.д. Данный фактор прямо пропорционально ставит в зависимость развитие злоупотребления таковыми лицами служебными полномочиями в корыстных целях, это также способствует значительному развитию фактора теневой экономики.

Права предпринимателей представлены достаточно широким кругом, обязанности разработаны значительно лучше, особенно внушает доверие разработанность имущественной ответственности по различным материальным обязательствам, также действует принцип весьма несоразмерных штрафов за нарушение каких-либо предпринимательских обязанностей. В законодательстве также не говориться ничего о правах предпринимателей, кроме обращения в хозяйственные суды, при несогласии их с дополнительными обязанностями возложенных на них администрацией рынков, таких как «займы на развитие рынков» и т.д. Единственно обнадеживающим фактором является то, что лично Президент России обратил внимание на несовершенство законодательства в данной области, в связи с чем на сегодняшний день ведется активная законотворческая работа в соответствующей отрасли.

Таким образом, относительно правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо отметить следующее:

¾ для того, чтобы институт предпринимательства в своём развитии достиг каких-либо высот, необходимо более лояльное отношение к нему со стороны государства в плане законодательной деятельности. В частности, необходим обязательный пересмотр вопросов налогообложения предпринимателей, необходимо пересмотреть всю экономическую политику нашего государства, ведь, если посмотреть, в настоящее время она вовсе не ориентирована на поддержку предпринимателя;

¾ не следует упускать из внимания и тот факт, что законодательство, регулирующее вопросы предпринимательской деятельности, хотя и сравнительно молодое, но в нём уже существуют присущие любому законодательству противоречия и недостатки;

¾ не смотря на то, что институт предпринимательства является сравнительно молодым по сравнения с другими институтами гражданского права, это вовсе не означает тот факт, что правовая база, регламентирующая данный институт не требует постоянного обновления и усовершенствования.

Также хочется сказать о получении лицензии, предпринимателям необходимо проходить такие процедуры, т.к. это является гарантом, что они реализуют или производят качественную продукцию или лекарственные средства. С юридической точки зрения этот документ необходим как и свидетельство о регистрации права заниматься предпринимательской деятельностью.

В настоящее время в органах государственной власти, а также надзорных органонах заострен вопрос о лицензировании, так любая проверяющая организация имеет право запросить специальное разрешение (лицензию) на ту или иную деятельность, в случае не предоставления данного разрешения это может повести к наложению штрафа либо прекращении данного вида деятельности. С каждым днем все больше растет предпринимательство, а с ним и всевозможные виды деятельности, которые должны лицензироваться, в свою очередь в Управление Россельхознадзора по Рб обращаются большое количество кандидатов в получении лицензии, это говорит о том, что предприниматели должны заниматься не только реализацией, производством товаров массового потребления во благо себе, но и отвечать за качество продукции, путем приобретения сертификатов соответствия, деклараций и лицензий.

 

Список использованной литературы.

 

1. Конституция России от 15.03.1994 N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24.11.1996 и 17.10.2004). - Мн.: Беларусь, 1997. – 91с.

 

2. Гражданский Кодекс России от 07.12.1998г. // Ведомости Национального собрания России, 1999, №7-8, CT.101 // Национальный реестр правовых актов России, 2000, №69, 2/190; 2001 .№46, 2/750; 2002, №7, 2/828.

 

3. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства: Закон России от 03.06.1993г. (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов России, 2000, №73,2/ 197. –250 с.

 

4. О государственной налоговой инспекции России: Закон России от 02.02.1994г. (с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета России, 1997, №28, ст.485.

 

5. О налогах и сборах, взимаемых в бюджет России: Закон России от 20.12.1991 г. (с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета России, 1992, № 4, ст.75.

 

6. Паращенко В.Н. Хозяйственное право России. Особенная часть. – Мн.: ПолиБич, 1999. – 340 с.

 

7. Предпринимательское (хозяйственное право): учебник / Ответственный редактор О.М. Олейник –М. Юрист, 2000- 727с.

 

8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...