Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, формы и способы регулирования предпринимательской деятельности.




Введение.

 

Хозяйственное право играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности, предпринимательства. Его нормы определяют организационные формы хозяйствования, порядок образования и прекращения юридических лиц, права и обязанности участников хозяйственных правоотношений.

Особенно возрастает роль хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования, новых явлений в отношениях непосредственных производителей товаров, работ, услуг и их потребителей с вышестоящими органами хозяйственного руководства. Данное обстоятельство требует адекватных мер по совершенствованию хозяйственного законодательства, приданию ему строго определенной и единой правовой формы (например, кодификации), четкого определения места среди других отраслей права.

Экономическая политика государства основывается на объективных экономических законах и отражается в правовых нормах, обеспечивается различными отраслями права, среди которых важное значение имеет хозяйственное право, независимо с каких позиций теоретически и практических его рассматривать. Особо важное значение при изучении хозяйственного права получает такое понятие как предпринимательская деятельность. Ведь именно предпринимательская деятельность является неотъемлемым элементом любой хозяйственной деятельности.

Не смотря на то, что предпринимательская деятельность является сравнительно молодым понятием, это вовсе не говорит о том, что данное понятие не нуждается в постоянном обновлении и доработке, увеличении правовой базы, регулирующей данный аспект хозяйственного права.

И именно по тому, что в современном законодательстве России данному аспекту уделяется мало внимания в плане правового регулирования, я считаю данную тему актуальной и достойной рассмотрения в моей курсовой работе.

Объектом исследования данной курсовой работы является предпринимательская деятельность и ее правовое регулирование в. А непосредственными целями изучения является:

1. Изучение понятия предпринимательства, ее форм и правового регулирования. 2.Изучение форм и способов госрегулирования предпринимательской деятельности. 3.Изучение субъектов предпринимательской деятельности. 4. Прекращение    предпринимательской деятельности.

 

Понятие, формы и способы регулирования предпринимательской деятельности.

 

В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых, как известно, выступают прежде всего органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию, предпринимательской деятельности. Таковыми являются:

- защита экономического правопорядка;

-распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;

- контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

- стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение подавленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

Важнейшими формами государственного регулирования предпринимательское деятельности являются:

1) прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон России от 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития России» определяет основные цепи разработки прогнозов, их временные рамки долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, цепях и приоритетах социально-экономического развития России на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

2) планирование - «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных)». Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, указ Президента России от 28 февраля 2000 г № 93 «Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 г. »);

3) денежная политика - использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование;

4) антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей [18, с. 44].

Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно подразделить на следующие виды:

1) административные - представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на: а) установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т. е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти, б)предписание об обязательном совершении определенных действий; в) утверждение конкретных (адресных) заданий; ж)разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование); з) регистрация определенных действий; и) установление стандартов, квот и т. п., ограничение определенных действий и др.;

2) экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание. В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих способов. Более того, иногда они именуются не способами, а методами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности - убеждения и принуждения, другие считают, что административные и экономические методы - «это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы».

Тем не менее, представляется, что метод - это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.

Как мы видим, государство как институт власти пытается активно влиять на предпринимателей путем регулирования их деятельности через программы развития, утверждение конкретных (адресных) заданий, разрешение определенных действий, выдачу квот, выдачу лицензий, приостановление, аннулирование их, ограничение различного рода действий, также использование экономических приемов(кредитование, налогообложение, ограничение прибыли предпринимателей и т.д.), но при этом используемая система не имеет конкретной квалификации таких способов, т.е. среди ученых не существует единого мнения по использованию таких методов и никто не может с уверенностью утверждать, что такая система принесет пользу при развитии предпринимателей. Среди ученых также нет единого мнения по поводу того, каким образом нужно стимулировать развитие предпринимательства как социальной прослойки и следует ли это делать вообще. Отсюда и различное отношение к такого рода коммерческой деятельности, которое часто воспринимается негативно еще с постсоветскими предрассудками, но предусмотрительно завуалированными под непонимание устройства рыночной экономики.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо как государству влиять на предпринимательскую деятельность посредством программ, так и надзорных органов, регулировать деятельность предпринимателей путем проведения проверок, консультаций. В первую очередь это «полезно» для самих предпринимателей дабы они не нарушали нормативно-правовые акты.

 

 

2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности

 

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского Кодекса (далее - ГК) предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица [18, с.46].

По общему правилу, под физическими лицами понимаются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст. 11 Конституции России пользуются на ее территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, если иное не определено Конституцией законами и международными договорами. Этот режим распространяется и на осуществление ими предпринимательской деятельности в нашей стране. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в субъектах РФ, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству России [6, с.210].

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории России, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством экономики. За выдачу специальных разрешений на занятие предпринимательской деятельностью с иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории России, взимается плата в размере десяти базовых величин с направлением ее в доход республиканского бюджета.

В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории России, специального разрешения на право занятия предпринимательской деятельностью в субъектах РФ, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел России от 24 декабря 2002 г. № 289 под специальным разрешением понимается документ, подтверждающий право иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории России, на временное осуществление предпринимательской деятельности на территории России [18, с.47].

Специальное разрешение выдается на срок указанный в заявлении о выдаче специального разрешения, но не более срока действия разрешения на временное пребывание или регистрации в субъектах РФ Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории России, получившие специальное разрешение, обязаны в течение пятнадцати рабочих дней стать на учет в соответствующей инспекции Министерства по налогам и сборам России (далее - МНС). Нарушение указанными лицами порядка занятия предпринимательской деятельностью или законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь является основанием для аннулирования специального разрешения.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии сост. 17 ГК является элементом содержания правоспособности граждан, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста [24,с.49]. Несовершеннолетний, которому уже исполнилось шестнадцать лет и который работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 26 ГК), а так же гражданин, вступивший в брак, не достигнув совершеннолетия, обретают полную дeecпocобнocть с момента принятия решения об эмансипации или со времени регистрации брака - т. е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью до достижения восемнадцатилетнего возраста [19, с.148]. С этого же момента родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам указанных лиц.

Каким образом несовершеннолетний может осуществлять предпринимательскую деятельность? Одни авторы полагают, что несовершеннолетний, достигший 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным, «если он ... с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя» [19, с.150].

По мнению других, «алгоритм регистрации несовершеннолетнего гражданина в качестве индивидуального предпринимателя» выглядит следующим образом. «С 14 до 16 лет он занимается предпринимательской деятельностью с согласия своих законных представителей, получая от них каждый раз соответствующее письменное разрешение на совершение сделки. В 16 лет органы опеки и попечительства выносят решение о его эмансипации, после чего указанный гражданин регистрируется в установленном действующим законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя». Возникает вопрос о том, как соотносится вывод о возможности осуществления несовершеннолетним в возрасте с 14 до 16 лет предпринимательской деятельности с положениями п. 1 ст. 22 ГК?

Таким образом, предпринимательскую деятельность может осуществлять достигший восемнадцати лет, эмансипированный либо вступивший в брак гражданин, не ограниченный судом в дееспособности, а также гражданин в возрасту от шестнадцати до восемнадцати лет при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя [18, с.50].

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и государственного управления (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров России, исполкомы, концерны), прокуратуры и судах [18,с.152]. Также запрет на занятие предпринимательством установлен должностным лицам и специалистам органов внутренних дел и государственной безопасности, военнослужащим, руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений, организаций, руководителям их структур лицо (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), обладающее соответствующими знаниями и квалификацией, которому в силу его служебного положения не запрещено заниматься предпринимательством.

Основными субъектами предпринимательской деятельности выступают коммерческие организации со статусом юридического лица и действующие в различных организационно-правовых формах. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с предметом и целями своей деятельности, указанными в их учредительных документах. Если основная цель деятельности для любой коммерческой организации - получение прибыли - одинакова, то предмет деятельности представляет собой конкретные виды деятельности в определенной (определенных) сфере (сферах) экономики, которые должны соответствовать видам экономической деятельности, определенным в Общегосударственном классификаторе экономической деятельности. Как отмечалось ранее, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку очень необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям. Следовательно, указанные организации обладают специальной (уставной) правоспособностью (компетенцией).         Следует учитывать, что в соответствии со ст.174 ГК сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, могут быть признаны судом недействительными. Требование о признании сделок организации недействительными в связи с выходом за пределы ее правоспособности может быть заявлено либо учредителем (участником) организации, либо государственным органом, осуществляющим контроль или надзор за ее деятельностью, например, налоговой инспекцией, прокуратурой. Недействительность таких сделок связана с установлением факта, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об их неправомерности [18, с.51].

Отдельными видами деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих право устанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

В качестве целей государственной регистрации в юридической литературе называют следующие:

- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства.

- проведение налогообложения;

-получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

-предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Процедура государственной регистрации детально урегулирована Положением о регистрации. Исполнительный комитет представляет сведения о зарегистрированном субъекте Министерству юстиции России для внесения их в ЕГР.

Отказ в государственной регистрации может последовать лишь при запрете на занятые данным видом деятельности или при непредставлении всех требуемых для регистрации документов. Об этом физическое лицо письменно уведомляют в пятидневный срок.

После получения свидетельства о государственной регистрации индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться в налоговой инспекции, фонде социальной защиты населения, министерства труда и социальной защиты России по месту жительства.

В итоге, рассмотрев процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, можно констатировать множество нормативных правовых актов, составляющих правовую базу регистрации, и их постоянную динамику.

Также следует обратить внимание на то, что при видимой правильности системы, под сомнение подпадает несколько весьма важных пунктов: закон запрещает занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и государственного управления, но при этом нет никаких ограничений на занятие таковой деятельностью близким родственникам вышеуказанных лиц, их супругам и т.д. Данный фактор прямо пропорционально ставит в зависимость развитие злоупотребления таковыми лицами служебными полномочиями в корыстных целях, это также способствует значительному развитию фактора теневой экономики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...