Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иные необходимые для приватизации имущества сведения. 30 страница




Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных и кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, а также начисления и уплаты процентов по указанным денежным средствам определяются в договоре с клиентом.

2. Использование систем удаленного доступа в современных безналичных расчетах.

В настоящее время кредитными организациями активно используются различные системы удаленного доступа, позволяющие быстро и оперативно осуществлять расчетные операции с клиентами - хозяйствующими субъектами. К числу наиболее распространенных подобных систем можно отнести: а) систему "Банк - Клиент"; б) интернет-банкинг; в) иные системы удаленного доступа.

А. Банковская система удаленного доступа "Банк - Клиент" устанавливается кредитными организациями для хозяйствующих субъектов и позволяет организовать обмен документами на основании безбумажных технологий, в том числе подготавливать и направлять платежные и расчетные документы; получать информацию по банковским счетам. Введение подобной системы предполагает установление у владельца счета особого программного обеспечения, позволяющего осуществлять документооборот по расчетным операциям в электронном формате, без посещения клиентом банка. Проведение расчетных операций с использованием системы "Банк-Клиент" предполагает оформление и передачу в банк платежных и инкассовых поручений; платежных требований; заявок на покупку и продажу иностранной валюты, на получение выписок по счетам и иных документов.

Б. Интернет-банкинг является одной из наиболее популярных систем удаленного доступа и представляет собой новое и динамичное направление, позволяющее осуществлять в электронном формате дистанционное управление счетами и проведение расчетных операций. Использование системы интернет-банкинга предоставляет хозяйствующим субъектам ряд преимуществ, среди которых:

- низкая стоимость подключения и обслуживания;

- существенная экономия времени за счет высокой скорости обработки платежных и расчетных документов и исключения необходимости личного посещения банка;

- высокий уровень программной защиты конфиденциальной информации;

- получение широкого спектра банковских услуг, связанных с подготовкой и передачей платежных, расчетных и иных документов; получением выписок по счетам за любой период; контролем текущего состояния счета; осуществлением операций со счетами пластиковых карт, совершением операций с ценными бумагами и прочих операций.

В. В настоящее время широко распространены различные системы удаленного доступа (Интегрированная банковская система "БИ-Сквит"; система "PSB On-line" и иные). Как правило, они представляют собой организационно-технические системы, позволяющие осуществить сквозную обработку информации; скоростное проведение расчетов и других операций по банковским счетам, в том числе через Интернет. Подобные системы обеспечивают банковское обслуживание хозяйствующих субъектов с использованием стандартных форм платежных и расчетных документов и предусматривают использование более высокого уровня защиты платежных документов; средств шифрования; электронного платежного документооборота с клиентами банков по различным видам операций; обмена данными о совершенных транзакциях по пластиковым картам с процессинговым центром, а также обмена данными о заключенных сделках с биржами, торговыми системами и контрагентами. Использование подобных систем позволяет также отправлять и получать платежные документы; резервировать средства для снятия их со счета; зачислять средства на счета.

 

Глава 25. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

25.1. Понятие внешнеэкономической деятельности

 

25.1.1. Общие положения

 

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие основные принципы и направления взаимодействия государств в названных сферах. Примером могут служить Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности государств - членов СНГ от 15 мая 1992 г. <1>, Соглашение о формировании Единого экономического пространства, подписанное государствами - членами СНГ (Ялта, 19 сентября 2003 г.) <2>.

--------------------------------

<1> БМД. 1994. N 6.

<2> Ратифицировано Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 22-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 17. Ст. 1589.

 

На многосторонней основе может также осуществляться сотрудничество в какой-либо конкретной области. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали (Брюссель, 9 июля 2002 г.) <1> предусматривает, в частности, установление количественных ограничений экспорта некоторых изделий из стали из РФ и создание механизма контроля за экспортом этой продукции.

--------------------------------

<1> См.: Россия и Европейский союз: Документы и материалы. М.: Юрлит, 2003. С. 510 - 522.

 

Кроме многосторонних заключаются двусторонние договоры, которые направлены на урегулирование двусторонних отношений по конкретным вопросам. Такие договоры имеют существенное значение для экономического и иного сотрудничества, поскольку в них не только устанавливаются права и обязанности договаривающихся сторон, но и определяются конкретные аспекты взаимного сотрудничества и проблемы, подлежащие урегулированию. Можно назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря (Анкара, 15 декабря 1997 г.) <1>. В этом договоре установлены объемы и сроки поставки российского природного газа в Турецкую Республику на период с 2000 по 2015 гг.

--------------------------------

<1> БМД. 1998. N 10. С. 52.

 

Двусторонние договоры, прежде всего торговые, направлены, кроме того, на установление льготного режима для хозяйствующих субъектов, занятых во внешней торговле. В договорах предусматривается установление национального режима, режима наибольшего благоприятствования либо специального режима.

Национальный режим подразумевает, что каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам и юридическим лицам другой договаривающейся стороны такой же режим, что и собственным гражданам и юридическим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что физическим и юридическим лицам договаривающихся государств будут предоставлены такие же права, что и физическим и юридическим лицам третьих государств. Так, в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве от 31 марта 1995 г. <1> устанавливается: "Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во всех вопросах, относящихся к торговле товарами и экономическому сотрудничеству, в частности в том, что касается:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2551.

 

а) таможенных пошлин и сборов любого вида, применяемых в отношении импорта и экспорта, включая способы взимания таких пошлин и сборов;

б) таможенного оформления, транзита, складирования и перегрузки;

в) прямых или косвенных налогов и других внутренних сборов любого вида, взимаемых с импортируемых товаров;

г) продажи, закупки, распределения и использования импортируемых товаров на внутреннем рынке;

д) способов платежей, международного перевода платежей".

Государства могут предусматривать в заключаемых ими договорах специальный режим. Так, страны - члены СНГ заключают двусторонние договоры, направленные на создание режима свободной торговли. Суть этого режима заключается в том, что договаривающиеся государства не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы в отношении товаров, произведенных на их территориях. К разновидностям специального режима можно отнести режим приграничной торговли. В соответствии с этим режимом хозяйствующим субъектам, расположенным в приграничной зоне и осуществляющим там же свою деятельность, предоставляются особо благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности. Установление определенных правил для лиц, ведущих внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность, возможно и на односторонней основе. Так установлен особый режим осуществления внешнеэкономической предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон <1>. В одностороннем порядке устанавливается преференциальный режим. Устанавливая этот режим, развитые государства предоставляют физическим и юридическим лицам развивающихся государств определенные льготы и преимущества без взаимности. В основном это касается тарифного регулирования и заключается в освобождении от уплаты таможенных пошлин или в снижении их размера. Установление того или иного режима непосредственно отражается на деятельности хозяйствующих субъектов. В зависимости от содержания предоставленного режима хозяйствующие субъекты при осуществлении внешнеэкономической предпринимательской деятельности могут рассчитывать на получение льгот или же в отношении их деятельности могут устанавливаться определенные ограничения.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

 

25.1.2. Внешнеэкономическая

предпринимательская деятельность

 

Под внешнеэкономической деятельностью также понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты как специфический вид хозяйственных договоров. Можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.) появились и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем. Если отношения межгосударственного сотрудничества в области внешнеэкономической деятельности являются предметом изучения международного публичного права, то предметом изучения предпринимательского права являются отношения, возникающие в связи с осуществлением хозяйствующими субъектами экспортно-импортных операций.

 

25.1.3. Отношения по экспорту-импорту

 

Объектом правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения между хозяйствующими субъектами по экспорту-импорту, а также отношения, связанные с оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России, передачи или получения информации, результатов интеллектуальной деятельности, при перемещении капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства, в процессе осуществления расчетов. Наряду с объектом правового регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить и предмет конкретных правоотношений между хозяйствующими в этой области субъектами. Предмет таких правоотношений - поставка (купля-продажа) товаров (продукции), строительство объектов, перевозка внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на территории иностранных государств, оплата товаров, услуг, работ и т.д.

 

25.2. Источники правового регулирования

внешнеэкономической деятельности

 

25.2.1. Правовое регулирование

внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, как, впрочем, и вся предпринимательская деятельность, подвергается правовому регулированию. Нормы предпринимательского права регулируют отношения, возникающие в связи с государственным воздействием на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере. Эти нормы содержат условия осуществления внешнеэкономической деятельности, устанавливают права и обязанности ее участников.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности претерпело в последние десятилетия значительные изменения, которые были связаны с развитием рыночной экономики в стране. В СССР до перестройки существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Это означало, что только уполномоченные государственные организации имели право выходить на внешний рынок. Все остальные хозяйствующие субъекты не имели самостоятельного доступа на зарубежные рынки и могли вести внешнеэкономическую деятельность только через посредников.

Начало либерализации внешнеэкономической деятельности было положено принятием Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций" <1>. Этим Постановлением отечественным предприятиям было предоставлено право самостоятельного выхода на мировые рынки.

--------------------------------

<1> СП СССР. 1989. N 2. Ст. 7.

 

Следующий этап либерализации внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" <1>. В соответствии с этим Указом всем зарегистрированным на территории России предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности было разрешено осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1612 (утратил силу).

 

На современном этапе осуществление предпринимательской деятельности во внешнеэкономической сфере регулируется законами и подзаконными актами.

 

25.2.2. Источники правового регулирования

 

Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон об основах государственного регулирования...) <1>. Законом установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности. Определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850 (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 2 июля 2005 г.).

 

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории РФ;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Далее следует назвать Таможенный кодекс РФ <1>, являющийся основополагающим нормативным актом в области таможенного регулирования. В Таможенном кодексе РФ определен механизм государственного регулирования перемещения товаров, работ, услуг, капиталов через таможенную границу.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066 (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля 2005 г.).

 

Понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности декларанта и таможенного органа, методы определения таможенной стоимости товара, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот установлены Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821 (с изм. и доп. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля 2005 г.).

 

Механизм применения защитных мер установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (далее - Закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

 

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании <1>) установлены принципы валютной политики. В Законе раскрыты основные понятия валютных правоотношений: "валюта РФ", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты" и т.д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и валютного контроля, их полномочия, установлены требования к совершению валютных операций, предусмотрен механизм валютного контроля.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859 (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.).

 

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон об экспортном контроле) <1> устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также определяет права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774 (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.).

 

Необходимо также отметить, что существует целый ряд нормативных актов по отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" <1> и Приказ Минфина РФ от 16 сентября 2003 г. N 84н "Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881.

<2> РГ. 2003. 21 окт. N 211.

 

25.3. Понятие и виды субъектов

внешнеэкономической деятельности

 

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере.

Одни субъекты обладают общей компетенцией в этой области, а другие обладают специальной компетенцией в определенных вопросах.

 

25.3.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности,

обладающие общей компетенцией

 

К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.

Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.

Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:

- определяет основные направления торговой политики РФ;

- определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней;

- устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;

- осуществляет иные полномочия.

К ведению Правительства РФ относится:

- введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также применение иных мер для защиты экономических интересов РФ;

- установление ставок таможенного тарифа;

- введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения;

- установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров;

- определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

- определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом;

- принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств;

- определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

- установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

- утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ <1> в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В этих целях на него возлагается руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Необходимо указать, что это Министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий. На Министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом.

--------------------------------

<1> Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. СЗ РФ. N 36. Ст. 3670 (с изм. от 20 мая 2005 г.).

 

Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.

 

25.3.2. Субъекты, обладающие специальной компетенцией

 

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:

Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637 (с изм. и доп. от 10 июня 2005 г.).

 

Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258 (с изм. и доп. от 1 декабря 2004 г., 27 мая 2005 г.).

 

Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3541 (с изм. и доп. от 22 марта 2005 г.).

 

25.3.3. Хозяйствующие субъекты

 

Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд или реализации. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в этой сфере. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.

В то же время следует учитывать, что законодатель установил особые правила в отношении экспорта некоторых видов товаров - речь идет о вооружении и продукции военного назначения. В отношении этих товаров посреднические функции могут выполнять только государственные унитарные предприятия, наделенные такими полномочиями.

Особым статусом обладают некоторые государственные унитарные предприятия. Такими организациями являются, в частности, ФГУП "Рособоронэкспорт", ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" <1>. Они могут осуществлять при наличии соответствующих разрешений экспорт продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания "Рособоронэкспорт" <2>. "Рособоронэкспорт" на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты на поставку такой продукции. Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники "Рособоронэкспорт" может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...