Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности банкротства отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности.




 

Специфика функционирования отдельных категорий организаций объективно требует ее учета при реализации процедур их банкротства. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [4] предусматривает особый порядок банкротства таких организаций и юридических лиц, как:

– градообразующие и приравненные к ним организации (гл. 3 разд. 9);

– сельскохозяйственные организации (гл. 4 разд. 9);

– крестьянские (фермерские) хозяйства (гл. 5 разд. 9);

– банки и небанковские кредитно-финансовые организации (гл. 6 разд. 9);

– страховые организации (гл. 7 разд. 9);

– профессиональные участники рынка ценных бумаг (гл. 8 разд. 9);

– индивидуальные предприниматели (разд. 10);

– ликвидируемые должники – юридические лица (гл. 1 разд. 11);

– отсутствующие должники (гл. 2 разд. 11).

Градообразующая организация – это юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее одной четвертой части занятого населения (рабочих мест) соответствующего населенного пункта или за счет функционирования (деятельности) которого поддерживается жизнеобеспечение соответствующего населенного пункта [4, ст. 1].

Банкротство градообразующей организации, как правило, затрагивает социально-экономические интересы не только ее коллектива, но и целой административно-территориальной единицы: населенного пункта, района, области и даже Республики Беларусь в целом.В связи с этим законодательство Республики Беларусь предусматривает ряд особенностей банкротства градообразующих организаций.

Несмотря на требование кредиторов о возбуждении ликвидационного производства хозяйственный суд вправе принять решение о санации по ходатайству местных и республиканских органов государственного управления при условии дачи ими поручительств по обязательствам должника [4, ст. 164]. Санация градообразующей организации имеет те же сроки, что и в общем случае, и может быть продлена хозяйственным судом на срок не более года. Однако в особых случаях хозяйственный суд по ходатайству республиканского органа государственного управления и при условии наличия поручительства по долгам должника вправе продлить санацию на срок до 10 лет. При этом расчеты с кредиторами должны начаться не позднее срока санации, предусмотренного для обычных организаций [4, ст. 170]. Продажа имущества градообразующей организации-банкрота максимально направлена на его сохранение в качестве единого хозяйственного объекта и осуществляется:

а) через конкурс (при наличии ходатайства органов государственного управления), обязательными условиями которого являются [4, ст.172]:

– сохранение рабочих мест для не менее 70% работников, занятых на предприятии на дату его продажи;

– переобучение за счет покупателя или трудоустройство не менее 70% работников, занятых на предприятии на дату его продажи, в случае изменения основного вида деятельности предприятия;

б) на аукционе (при отсутствии указанного ходатайства или в случае непродажи предприятия через конкурс), первые торги которого предусматривают продажу градообразующей организации в качестве единого хозяйственного объекта [4, ст. 173].

Сельскохозяйственная организация – это юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки этой организации. К сельскохозяйственным организациям относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Поскольку производство и переработка сельскохозяйственной продукции является одним из важнейших видов предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, то сельскохозяйственные организации имеют для национальной экономики не только экономическое, но и большое социальное значение. По этой причине законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) Республики Беларусь учитываются особенности функционирования сельскохозяйственных организаций, что отражается и в специфике осуществления их банкротства.

Срок санации сельскохозяйственной организации должен учитывать периодичность (цикличность) производственного процесса с учетом времени реализации произведенной продукции и может быть увеличен по сравнению со сроком санации обычного предприятия еще на 12 месяцев (п. 2.4.3.) [4, ст. 175]. В случае ликвидации сельскохозяйственной организации вследствие банкротства ее земельные участки переходят к Республике Беларусь, к местным органам государственного управления [4, ст. 174, 179]. При продаже сельскохозяйственной организации в процессе ликвидационного производства преимущественным правом на приобретение ее недвижимого имущества пользуются местные сельскохозяйственные организации [4, ст.174]. В случае санации или ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства к антикризисному управляющему, реализующему процедуры конкурсного производства по отношению к этому хозяйству, предъявляются менее жесткие требования, и он вообще может не иметь лицензии антикризисного управляющего (п. 2.3.4). При ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства оно продается только через конкурс, условие которого – сохранение его сельскохозяйственного назначения [4, ст. 180].

Банк – это специализированное кредитно-финансовое учреждение, предназначенное для оказания комплекса банковских услуг по реализации расчетов между хозяйственными субъектами, привлечению и инвестированию денежных средств, кредитованию и т.п. Специфика функционирования банков должна быть соответствующим образом учтена при реализации процедур их банкротства.

Основные функции по реализации и регулированию процедур банкротства банков возлагаются на Национальный банк Республики Беларусь, который действует совместно с органом государственного управления по банкротству (Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь).

Хозяйственный суд вправе начать производство по делу о банкротстве только после отзыва Национальным банком лицензии банка – должника [4, ст. 210]. В отношении банка-должника хозяйственный суд может применить только конкурсное производство с ликвидацией (защитный период, конкурсное производство с санацией и мировое соглашение не применяются). Перед отзывом лицензии и соответственно возбуждением производства по делу о банкротстве Национальный банк вправе потребовать от банка-должника выполнения комплекса мероприятий по предупреждению банкротства, в т.ч. назначить временную администрацию для управления кризисным банком. Руководитель временной администрации банка-должника или антикризисный управляющий, по решению хозяйственного суда реализующий ликвидационное производство, наряду с лицензией антикризисного управляющего (п. 2.3.4) обязательно должен иметь специальный аттестат управляющего, выданный Национальным банком [4, ст. 183].

В случае невыполнения банком платежных обязательств кредиторы, прокурор, налоговые и иные органы государственного управления имеют право подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве банка-должника. Поскольку возбуждение производства по делу о банкротстве кризисного банка возможно только в случае отзыва Национальным банком его лицензии, хозяйственный суд предлагает Национальному банку представить в хозяйственный суд заключение о целесообразности отзыва лицензии у банка-должника.

Перед отзывом лицензии у банка-должника по запросу хозяйственного суда или по инициативе самого Национального банка последний вправе потребовать от кризисного банка выполнения мер по предупреждению банкротства, если тот [4, ст. 181]:

– неоднократно в течение последних 6 месяцев в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворял требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнял обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех дней и более со дня даты их исполнения;

– в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворяет требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в течение 3 дней и более со дня наступления даты их исполнения;

– допускает абсолютное снижение собственных денежных средств (капитала) более чем на 20% по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, нарушая при этом один из обязательных нормативов, установленных Национальным банком;

– нарушает норматив достаточности капитала, установленный Национальным банком;

– нарушает в течение последнего месяца более чем на 10% норматив текущей ликвидности, установленный Национальным банком.

К числу мер по предупреждению банкротства банка относятся следующие мероприятия [4, ст. 181, 184-187]:

– Улучшение финансового состояния банка путем оказания ему финансовой помощи учредителями и иными лицами, изменения структуры активов и пассивов, организационной структуры банка. При этом руководство банка обязано разработать план улучшения его финансового состояния и представить в Национальный банк.

– Назначение временной администрации по управлению банком в том случае, когда кризисный банк: в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворяет требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более со дня даты их исполнения;допускает абсолютное уменьшение собственных денежных средств (капитала) более чем на 30% по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, нарушая при этом один из обязательных нормативов, установленных Национальным банком; в течение последнего месяца более чем на 20% нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Национальным банком; в установленный срок не исполняет требований Национального банка о замене руководителя банка либо принятии мер по улучшению финансового состояния банка или его реорганизации; дает основания для отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций.

Возглавляет временную администрацию руководитель временной администрации, имеющий специальный аттестат Национального банка и лицензию антикризисного управляющего [4, ст.195]. Срок функционирования временной администрации – до 18 месяцев. Период ее полномочий может быть продлен Национальным банком не более чем на 6 месяцев либо до передачи дел антикризисному управляющему для осуществления ликвидационного производства. В любом случае общий срок действия временной администрации не может превышать 30 месяцев.

На период полномочий временной администрации по решению Национального банка руководство кризисного банка может быть либо ограничено в полномочиях, либо отстранено от своих функциональных обязанностей.

В случае ограничения полномочий руководства кризисного банка основными задачами временной администрации являются участие в разработке мероприятий по улучшению финансового состояния банка, контроль за их проведением, а также за распоряжением имуществом банка [4, ст. 197].

Ограничения полномочий руководства кризисного банка при этом сводятся к наличию обязательного согласия временной администрации на совершение сделок, связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением его в качестве вклада в уставный фонд третьих лиц, а также с распоряжением другим имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов банка [4, ст. 197].

В случае полного приостановления полномочий органов управления кризисного банка на срок до 3 месяцев устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов (п. 2.2.1), в течение которого не начисляются проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции, не допускается взыскание по исполнительным и иным документам (за исключением задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, по выплате выходных пособий и заработной плате и др.), запрещается выход из состава учредителей банка и т.п. При этом в обязанности временной администрации входят осуществление полномочий по управлению кризисным банком, разработка и осуществление мероприятий по улучшению финансового состояния банка, обеспечение сохранности его имущества и документации, ведение реестра кредиторов и дебиторов банка и т.д. [4, ст. 198].

При наличии оснований руководитель временной администрации обязан представить в Национальный банк ходатайство об отзыве у кризисного банка лицензии. В случае успешного осуществления мер по предупреждению банкротства (улучшения финансового состояния) банка по решению Национального банка временная администрация прекращает свою работу, а все полномочия возвращаются прежней администрации банка.

Если вышеуказанные меры по предупреждению банкротства банка не привели к желаемым результатам, то Национальный банк принимает решение об отзыве у него лицензии, а хозяйственный суд на основании имеющегося у него заявления о банкротстве и решения Национального банка начинает производство по делу о банкротстве (ликвидационное производство) [4, ст. 215]. При этом руководителем банка-банкрота назначается антикризисный управляющий, к которому предъявляются те же требования, что и к руководителю временной администрации.

В течение 6 месяцев с момента открытия ликвидационного производства антикризисный управляющий составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения об имуществе должника, требованиях кредиторов, порядке расчета с ними (вне очереди удовлетворяются требования вкладчиков) и т.д. [4, ст. 222]. После завершения расчетов с кредиторами антикризисный управляющий составляет ликвидационный баланс, который должен быть утвержден Национальным банком. После утверждения ликвидационного баланса хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, на основании которого вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о ликвидации банка [4, ст. 221].

Право на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве страховой организации имеют должник, конкурсный кредитор, прокурор и иной уполномоченный орган[4, ст. 226].В случае открытия хозяйственным судом в отношении страховой организации ликвидационного производства выполнение ее обязательств перед страхователями (выгодоприобретателями) производится во внеочередном порядке за счет средств страховых резервов и собственного капитала.

В производстве по делу о банкротстве организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицами, участвующими в судебном процессе, признаются: представитель работников должника;участник (учредитель) должника – юридического лица, собственник имущества должника – унитарного предприятия, их представители;иные лица в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также орган государственного управления по регулированию рынка ценных бумаг.

Управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию управляющего, а также дополнительно специальный аттестат управляющего, выдаваемый органом государственного управления по регулированию рынка ценных бумаг[4,  ст. 231].

При применении процедур банкротства ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг, предусмотренные Законом, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов и подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Управляющий в производстве по делу о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг обязан в течение десяти дней со дня его назначения направить клиентам, передавшим должнику – профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении конкурсного производства в отношении этого должника и вступлении им в права управляющего. В данном извещении указываются реквизиты лицензии управляющего, а также вид и реквизиты специального аттестата управляющего, выданного органом государственного управления по регулированию рынка ценных бумаг, и предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в имущество должника – профессионального участника рынка ценных бумаг.

С момента введения санации или открытия ликвидационного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением управляющего с клиентами.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество таких ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат этих ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются (погашаются) в порядке, предусмотренном Законом.

В процессе санации организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющий вправе с согласия и от имени клиентов передать ценные бумаги, переданные ими этой организации в управление, иной организации, имеющей соответствующее специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

Производство по делу о банкротстве организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, проводится в порядке, установленном статьями 247-249 Закона [4]. Право на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, имеют должник, кредиторы, прокурор и государственные органы, уполномоченные в соответствии с законодательными актами подавать в хозяйственный суд заявление в защиту государственных и общественных интересов.

Удовлетворение требований кредиторов должника – организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, производится с учетом особенностей, предусмотренных Законом [4] для банкротства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

В случае недостаточности имущества должника – организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, для удовлетворения требований вкладчиков – физических лиц руководители и учредители (участники) этого должника солидарно несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчиков – физических лиц.

Процедура признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) также имеет ряд особенностей.

Во-первых, не применяется защитный период. При рассмотрении дела возможны такие процедуры, как конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Конкурсное производство включает в себя процедуры санации и ликвидационного производства.

Во-вторых, предприниматель, заявивший о своей экономической несостоятельности (банкротстве), получает возможность отсрочить погашение своих долгов, представив суду план их погашения. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя, что является основанием для приостановления производства по делу на срок до трех месяцев. Если в результате выполнения предпринимателем плана погашения его долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу подлежит прекращению.

В-третьих, для осуществления предпринимателем расчетов с кредиторами или заключения мирового соглашения на основании его заявления хозяйственный суд вправе отложить рассмотрение дела не более чем на один месяц. Если индивидуальный предприниматель в этот срок не представит доказательств об удовлетворении требований кредиторов либо в указанный срок не будет заключено мировое соглашение, хозяйственный суд выносит определение об открытии конкурсного производства.

В-четвертых, если в связи с производством по делу предприниматель остается без средств к существованию, то по его заявлению или заявлению лиц, состоящих на его иждивении, хозяйственный суд назначает ему и (или) лицам, состоящим на его иждивении, за счет имущества индивидуального предпринимателя необходимые прожиточные средства на период производства по делу. Прожиточные средства назначаются и выплачиваются ежемесячно из расчета не более одного прожиточного минимума на человека. Выплата таких средств осуществляется во внеочередном порядке.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся неудовлетворенными обязательств, как связанных с его предпринимательской деятельностью, так и не связанных с ней, но требования по которым были предъявлены к исполнению и учтены в процедуре банкротства. Несмотря на это правило, требования граждан, перед которыми предприниматель, признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера сохраняют свою силу [7, c.61].

Таким образом, принимая во внимание возможное наличие у индивидуального предпринимателя значительного числа кредиторов, законодатель предусмотрел возможность признания предпринимателя, не способного удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, экономически несостоятельным (банкротом). Признание индивидуального предпринимателя банкротом может быть произведено как в судебном порядке, так и путем объявления им о своем банкротстве.

Предприниматель отвечает по обязательствам, включая и связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Для банкротства индивидуальных предпринимателей используется критерий неплатежеспособности (это означает, что соотношение обязательств и имущества должника при решении вопроса о его банкротстве во внимание не берется).

При банкротстве предпринимателя дифференцированный режим имеют предпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных с предпринимательской деятельностью; требования личного характера (в частности, требования из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов). Требования последней категории не включаются в размер требований кредиторов при заявлении о банкротстве, но могут быть заявлены в ходе конкурсного процесса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...