Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОДЕ




В. Н. Карандашев

МЕТОДИКА

 ПРЕПОДАВАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому

университетскому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

 

Издательская программа

Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев ■ Харьков • Минск

2006



ББК 88я7 УДК 159.9(075) К21

Рецензенты:

В. Л. Ситников,доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии

и педагогики Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина;

кафедра психологииСанкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования.

Карандашев В. Н.

К21 Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Пи­тер, 2006. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»),

ISBN   5-94723-371-1

Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса. Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов пре­подавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Приводятся материалы по истории преподавания психологии, описывается современное психологическое образо­вание в России и за рубежом, разбираются основные правовые и нормативные документы, которые должен знать преподаватель психологии. Центральное место в книге занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматрива­ются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических заня­тий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются ме­тоды и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.

ББК 88я7 УДК 159.9(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-371-1                             © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


 


Оглавление

Введение...................................................................................................... 6

Глава 1. История преподавания психологии в высшей школе  ... 11

1.1. Преподавание психологии в XVIII-XIX веках.......................... 11

1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века........... 17

1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века......... 23

Контрольные вопросы......................................................................... 26

Глава 2. История преподавания психологии в средней школе...... 27

2.1. Преподавание психологии в XIX веке ....................................... 27

2.2. Преподавание психологии в начале XX века............................. 30

2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века......... 37

Контрольные вопросы.......................................................................... 40

Глава 3. Современное психологическое образование  ................... 42

3.1. Основные тенденции современного психологического

образования в мире.......................................................................... 42

3.2. Базовое психологическое образование........................................ 46

3.3. Преподавание психологии студентам других специальностей 54

3.4. Последипломное психологическое образование ...................... 56

3.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях ............. 60

Контрольные вопросы......................................................................... 63

Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы

обучения психологии в разных типах учебных заведений......... 65

4.1.Общеобразовательные программы и преподавание психологии    65

4.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии   68

4.3. Учебный план и программы преподавания психологии........... 71

4.4. Цели преподавания психологии ................................................. 74

4.5.                                                                                                       Принципы обучения психологии 81

Контрольные вопросы......................................................................... 84

Глава 5. Содержание психологического образования  ................... 86

5.1. Психология как научная и учебная дисциплина........................ 86

5.2. Отрасли психологии как научной дисциплины......................... 89

5.3. Учебные дисциплины по психологии......................................... 93


4 Оглавление

5.4. Основные тенденции развития психологии в мире

и психологическое образование ................................................... 99

Контрольные вопросы........................................................................ 103

Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии  ... 105

6.1.Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях 105

6.2.Лекции по психологии................................................................. 111

6.3.Семинарские занятия по психологии......................................... 116

6.4.Практические и лабораторные занятия по психологии ........ 121

6.5.Урок по психологии ................................................................... 125

6.6.Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов

к занятиям по психологии............................................................. 131

6.7. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии ... 136

6.8.Практика студентов по психологии ........................................ 139

6.9.Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная

работа в вузе................................................................................... 141

Контрольные вопросы........................................................................ 144

Глава 7. Методы обучения психологии............................................. 146

7.1.Таксономия учебных задач при изучении психологии............ 146

7.2.Словесные методы обучения психологии.................................. 148

7.3.Наглядные методы обучения психологии ............................... 153

7.4.Практические методы обучения психологии............................ 156

7.5.Характеристика познавательной деятельности студентов

и учащихся на занятиях по психологии...................................... 158

7.6.Дистанционное обучение............................................................. 161

7.7.Методы закрепления изученного материала ............................. 162

Контрольные вопросы........................................................................ 163

Глава 8. Проверка и оценка знаний по психологии  ..................... 164

8.1.Организация проверки и оценивания при обучении психологии .... 164

8.2. Виды проверки знаний при обучении психологии ................. 169

8.3. Формы проверки знаний при обучении психологии ............ 172

Контрольные вопросы........................................................................ 180

Глава 9. Разработка учебного курса по психологии  ..................... 181

9.1. Знания научной и практической психологии как основа

учебного курса ............................................................................. 181

9.2. Место и роль житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в учебном курсе......................................................... 185

9.3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии        193

9.4.                                                                                                     Технология разработки учебного курса 199

Контрольные вопросы........................................................................ 212


Оглавление 5



Глава 10. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя

психологии............................................................................................. 213

10.1. Подготовка преподавателей психологии .............................. 213

10.2. Функции преподавателя психологии и его роли..................... 217

10.3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии       221

Контрольные вопросы........................................................................ 229

Литература .......................................................................................... 231

Предметный указатель............................................................................ 247


Посвящается моим учителям профессорами. М. Веккеру, В. А. Ганзену, А. И. Щербакову, а также всем, кто прямо или косвенно участвовал в моем психологическом образовании


Введение

Как известно, выделяются три основные цели психологии как дисциплины и дея­тельности психологов:

1. Поиск новых психологических знаний.

2. Применение психологических знаний для решения практических проблем.

3. Передача психологических знаний.

На достижение первой цели направлена научная психология,второй — при­кладная и практическая психология,третьей — методика преподавания психо­логии.

Научная психология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX в. и в течение XX в. проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания; психологические кафедры и ла­боратории заняли достойное место в университетской науке многих стран.

Практическая психология как сфера профессиональной деятельности начала формироваться в 60-е гг. XX в. в США, в 70-е гг. — в Европе, в 80-е гг. — в Совет­ском Союзе. Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью профессио­нальной деятельности. Устойчивое положение психологических служб во многих сферах здравоохранения и образования является подтверждением этому.

Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления,несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

Периоды, когда психология вводилась в качестве учебного предмета в средних учебных заведениях (в начале и в середине XX в.), знаменовались активизацией методической работы в области преподавания психологии (Самарин, 1950: Пани-братцева, 1971).

Интерес к психологии как науке и сфере практической деятельности явно пре­обладал в течение всего XX в., хотя большинству психологов волей или неволей приходилось работать в качестве преподавателей психологии. При этом предпо­лагалось, что для успешного преподавания психологических дисциплин вполне достаточно глубоких знаний научной и прикладной психологии Однако в послед­нее время все большее количество специалистов осознает тот факт, что психоло­гия как учебный предмет и психология как наука — не тождественные понятия. Курс психологии имеет свои дидактические задачи, поэтому для успешного пре­подавания недостаточно только психологических знаний, необходимо и умение преподавать.


Введение 7

Работы, посвященные методике преподавания психологии в высших учебных заведениях, стали появляться у нас в стране и за рубежом только в последнее вре­мя (Боярчук, 1982, Гинецинский, 1983; Ляудис, 1989, Бадмаев, 1998; Карандашев, 2001, 2002; Benjamin, Daniel, Brewer, 1985; Hartley, McKeachie, 1990; Sternberg, 1997; Peterson, 1997; Perlman, McCann, McFadden, 1999; Karandashev, 2000). Кро­ме того, организуются специальные конференции или секции в рамках других конференций, посвященные вопросам методики преподавания психологии в раз­ных типах учебных заведений (Актуальные проблемы преподавания психологии, 1990; Развивающаяся психология..., 1998; International Conference on Psychology Education, 2002). Интерес психологов к преподавательской деятельности растет.

Методика преподавания психологии изучается в качестве обязательного пред­мета студентами, обучающимися по специальности «020400 — психология». По окончании вуза им присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель пси­хологии». Таким образом, данный учебный курс выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности.

Предполагается, что в соответствии с полученными знаниями, умениями и на­выками специалист должен быть готов к участию «в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, соци­альной помощи населению». При этом он должен уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

♦ диагностическую и коррекционную деятельность;

♦ экспертную и консультативную;

♦ учебно-воспитательную;

♦ научно-исследовательскую;

♦ культурно-просветительную.

Обратите внимание на то, что два вида деятельности из перечисленных вы­ше — учебно-воспитательная и культурно-просветительная — непосредственно связаны с теми или иными формами преподавательской деятельности. Именно этим обусловлено значение курса методики преподавания психологии при подго­товке психологов.

Рассмотрим требования к профессиональной подготовленности специалиста по психологии (Государственный образовательный стандарт..., 2000). Специалист должен быть в состоянии решать задачи, соответствующие его квалификации:

♦ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской ра­боты и информационного поиска уметь ориентироваться в современных науч­ных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практиче­ские задачи;

♦ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными ме­тодами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультиро­вания;

♦ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

Таким образом, квалификация «психолог, преподаватель психологии» пред­полагает готовность к трем типам психологической деятельности: научной, прак­тической и педагогической.


8 Введение

В силу призвания или по необходимости современные психологи довольно часто занимаются преподавательской деятельностью, независимо от того, работа­ют ли они в высшем или среднем учебном заведении, в научном учреждении или в службе практической психологической помощи.

В настоящее время существенно расширились возможности преподаванияпсихологии. Связано это с тем, что в последние десять лет произошло значитель­ное расширение масштабов психологического образования как в России, так и за рубежом.

Психология преподается в различных типах учебных заведений и входит в со­став различных образовательных программ:

1. На психологических факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку психологов.

2. На философских, педагогических, юридических факультетах университетов, на факультетах социальной работы, а также в специализированных вузах, в ча­стности педагогических, медицинских, технических, военных, осуществляю­щих подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми.

3. В средних профессиональных учебных заведениях, в частности таких, как пе­дагогические, медицинские училища и колледжи.

4. В средних общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, ли­цеях).

Методика преподавания психологии в данном пособии рассматривается в ши­роком смысле этого понятия как методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психо­логическим учениям. Психологи, работающие в научных учреждениях, часто со­вмещают научные исследования с педагогической деятельностью. Поэтому неслу­чайно уже многие десятилетия существует достаточно устойчивое выражение — научно-педагогическая деятельность. Психологи, работающие в службе практиче­ской психологии образования, очень часто получают заявки на проведение бесед или лекций для родителей, педагогов, учащихся по различной психологической тематике. К психологам, работающим в производственных или коммерческих ор­ганизациях, обращаются с просьбами о проведении обучающих семинаров по во­просам психологии труда и личности работника, деловых отношений в коллекти­ве, а также по различным психологическим аспектам коммерческих отношений.

Одной из важнейших форм обучения психологии являются психологические тренинги различного типа и тематики. Практические психологи очень часто вклю­чаются в такие обучающие виды деятельности.

Методика преподавания психологии как отрасль научного знания находится сейчас на начальном этапе своего развития. С этим связан недостаток эмпириче­ских данных но многим вопросам. Авторы публикаций по методике преподавания психологии в значительной степени опираются на собственный личный опыт пре­подавания и опыт своих коллег. Существует совсем немного обобщающих работ. С этим связаны особенности структуры и содержания данного учебника. В нем впервые в систематизированном виде представлена тематика методики препода­вания психологии и описано основное содержание данного учебного курса. В силу то­го что учебник представляет собой первый опыт систематизации знаний по курсу психологии, а также по причине его ограниченного объема некоторые вопросы


Введение 9

рассматриваются достаточно кратко. Они могут быть изучены более подробно в ходе семинарских занятий.

Книга написана как учебник. Она предназначена прежде всего для студентов, изучающих курс методики преподавания психологии, и начинающих преподава­телей. Однако мы полагаем, что опытные преподаватели высших и средних учеб­ных заведений также найдут в ней информацию, которая может оказаться полезной с точки зрения их педагогической деятельности. Методические аспекты препода­вания психологии в средней и высшей школе чаще всего рассматриваются в одних и тех же разделах; по мере необходимости делается акцент на различиях.

Методика преподавания психологии является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содер­жание, формы, методы и приемы обучения психологии, проверка и оценка знаний опираются на общедидактические принципы. Однако специфика психологии как научной и практической дисциплины неизбежно отражается на особенностях ее преподавания (рис. 1.1).

Основной целью данного учебника является знакомство читателей с принци­пами и спецификой преподавания психологии в средних и высших учебных заве­дениях. В пособии приводится информация об истории преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях, о системе современного психологиче­ского образования в России и за рубежом, о правовом и нормативном обеспечении образовательной деятельности и статусе психологии как учебного предмета. В кни­ге также рассматриваются структура и содержание психологического образова­ния, раскрываются цели, задачи, тематика занятий, которые могут проводиться с учащимися и студентами. Особое внимание уделяется характеристике таких ви­дов учебных занятий, как лекция, семинарское, лабораторное и практическое за­нятия, урок по психологии, а также методическому руководству самостоятельной работой учащихся и студентов. Характеризуются методы и приемы обучения пси­хологии в разных типах учебных заведений, а также способы проверки и оценки знаний.


Рис. 1.1


Одной из главных трудностей, с которой столкнулся автор при написании дан­ного учебника, было стремление охватить методические аспекты преподавания психологии в разных образовательных учреждениях. Принципы организации учебных занятий и проверки знаний в средних и высших учебных заведениях во многом сходны, однако имеются и существенные различия. Поэтому писать сна­чала о преподавании психологии в школе, а затем в вузе — значит неизбежно по­вторяться. В связи с этим мы предпочли в каждой главе описать все методические аспекты как школьной, так и вузовской системы обучения психологии, по мере необходимости указывая на специфические различия. Надеемся, что читатель сможет отобрать полезный для него материал, независимо от того, преподает ли он в среднем или в высшем учебном заведении. Возможно и взаимообогащение методики преподавания школьной и вузовской психологии.


10 Введение

В этой связи необходимо отметить один терминологический аспект, который важен Для лучшего понимания текста данной книги. В англоязычной литературе термин student используется для обозначения лиц, обучающихся как в средней школе, так и в университетах. Догадаться, о ком именно идет речь, можно только по контексту {high school students, university students). В российской системе образо­вания традиционным обозначением для лиц, обучающихся в средних учебных заве­дениях, является слово учащийся,а обучающихся в высших учебных заведениях называют студентами. В переводе с английского языка student — это и студент, и уча­щийся. В данной книге речь часто идет о проблемах преподавания психологии, ха­рактерных как для среднего, так и для высшего образования. Для простоты мы будем использовать и слово «учащиеся», и слово «студенты», имея в виду одновременно и тех и других.

Автор этого пособия в последнее время уделял много внимания проблемам преподавания психологии, о чем свидетельствуют его многие публикации, в кото­рых был обобщен как отечественный, так и зарубежный опыт преподавания пси­хологии, накопленный за последние годы. Данная книга представляет собой пер­вый опыт написания учебника по дисциплине «Методика преподавания психоло­гии», в котором охватываются все основные темы курса. Необходимость собрать в одно целое немногочисленные и разрозненные работы, систематизировать знания по данной теме является главным мотивом в работе автора. Автор будет благода­рен читателям за критические замечания и пожелания по дальнейшему совершен­ствованию учебника, которые могут направляться в адрес издательства.









Глава 1

ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОДЕ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...