Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема занятия и возрастная группа.




Цель.

Обучающая задача.

Воспитательная задача.

Развивающая задача.

Демонстрационный материал.

Раздаточный материал.

Виды деятельности, реализуемые на занятии.

Ход занятия:

Организационный момент и мотивация.

Актуализация опорных знаний.

Формирование новых знаний.

Закрепление полученных знаний.

Итог.

Рефлексия.

Рассмотрим подробнее каждый пункт из структуры занятия.

Образовательная область.

Данный пункт прописывается, поскольку в соответствии с ФГОС, педагог реализует содержание пяти образовательных областей (пункт 2.6): познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

ВНИМАНИЕ!!!! Подробно, с содержанием каждой области нужно познакомиться в тексте ФГОС!!!!!  


В одном занятии может быть реализовано содержание одной, нескольких или даже всех областей, но это должно быть реально! Например, в каждом занятии есть физкультурные минутки и динамические паузы, но если не предусмотрено формирование основных движений, развитие психофизических качеств или приобщения детей к здоровому образу жизни, нет смысла указывать область физическое развитие.

Важно понимать, что, по сути, образовательные области – это направления развития личности ребенка. Поэтому педагоги должны стремиться реализовывать их по максимуму, чтобы обеспечить разностороннее развитие личности детей!

После изучения ФГОС, и определения образовательной области, нужно соотнести содержание с конкретным возрастом ребенка! Каждая возрастная группа сильно отличается друг от друга. В зависимости от возрастных возможностей ребенка будет отбираться конкретное доступное содержание, методы, средства и формы работы, также возраст влияет на длительность занятий!

Поэтому далее мы определяем:


Тема занятия и возрастная группа.

Тема должна соответствовать возрасту детей с точки зрения реализации программы. В программе всегда указано, что должен знать, уметь ребенок в каждой возрастной группе. Поэтому при затруднениях можно обратиться к одной из программ. Так же тема занятия, обязательно должна соответствовать теме недели, определенной в детском саду. Это важно, поскольку, в детских садах, реализуется система блочно-тематического планирования. Например, тема недели «Бабочки», значит, считаем бабочек, рисуем бабочек, наблюдаем за бабочками, учим стихи и составляем рассказы о бабочках, изучаем роль в природе бабочек, танцуем как бабочки и т.д. И в конце недели проводится итоговое мероприятие, викторина, развлечение или праздник!

Далее определяются цели и задачи предстоящей деятельности.

Цель.

Обучающая задача.

Воспитательная задача.

Развивающая задача.

Это целевой компонент педагогической системы. Однако, необходимо понимать, что в данном случаи мы определяем цель и задачи на одно занятие, поэтому они должны быть достижимы за одно занятие.

 

Например, не возможно заодно занятие, реализовать цель: формирование количественных представлений. Эта цель будет реализована, через целый комплекс мер! И рассчитывается на длительное время, а вот формирование умения уравнивать группы предметов – достижима! Или формирование знание о свойствах квадрата.  

 


Воспитательные и развивающие задачи всегда достигаются за длительный срок и это нормально! Поскольку нельзя воспитать качества личности и развить познавательные психические процессы за один раз! Эти процессы вообще проходят всю жизнь человека. Поэтому они диагностируются три раза в год обязательно и по мере необходимости.

Что касается обучающей задачи, она должна разбивать цель на конкретные элементы, расшифровывать ее. Внимательно читаем цель. Думаем, что конкретно нужно делать, чтобы ее решить. Например, если цель формирование умения уравнивать группы предметов. То для этого нужно, чтобы дети научились сравнивать количество предметов в группе, например, поэлементно соотнося предметы друг с другом, были знакомы с натуральным рядом, умели пользовать обозначениями больше, меньше и равно. Умели группировать предметы. Значит, задача будет звучать как: формировать умение поэлементного соотнесения элементов совокупности предметов, закрепить знания о натуральном ряде чисел, упражнять в счете предметов, учить обозначать в речи отношения «больше», «меньше», «поровну», продолжать учить группировать предмету по определенному признаку.

Остальные примеры смотрите в шаблоне по формулировке цели и задач, который находится ниже в таблице 1.

 

Таблица 1.

Шаблонные фразы для формулировки ЦЕЛИ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОКОНЧАНИЕ!!!!!!

-Формирование знаний
- Обобщениезнаний
-Закрепление знаний
-Совершенствование умение примерять
-Создание условий для развития
-Активизация

Шаблонные фразы для формулировки ЗАДАЧ

Задачи Формулировка задач
1.Обучающая Формировать… Познакомить… Уточнить… Обобщить… Информировать… Закрепить (знание, умение, навыки)
2.Воспитательная Воспитывать… Формировать… (отношения, личность, самостоятельность)  
3.Развивающая Способствовать развитию… Создавать условия для развития… (память: образная; мышление: наглядно-образная, внимание, восприятие, воображение; речь: связанная, пополнять словарный запас, грамотность речи, звуковая культура, творческое; психофизические качества)

 

ПРИМЕР:

Тема: город Кунгур

Цель: Формирование представлений о городе Кунгуре.

!!!!ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ КАК ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА РАСШИФРОВЫВАЕТ ЦЕЛЬ!  


Обучающая задача: познакомить с датой основания, формировать знания о названии улиц, знакомить с достопримечательностями, информировать о знаменитых людях.

Воспитательная задача: формировать интерес к городу, воспитывать чувство патриотизма.

Развивающая задача: способствовать развитию памяти, мышления речи, создавать условия для развития мелкой моторики.

 Тема: Овощи.

Цель: Закрепление знаний об овощах.

Обучающая задача: актуализировать знания о внешнем виде и названиях овощей, обобщить знания об уходе за овощами, уточнить, чем отличаются овощи и фрукты, закрепить знания о пользе овощей для организма.

Воспитательная задача: воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к труду взрослых.

Развивающая задача: способствовать развитию внимания, мышления.

Тема: Снежинки

Цель: Формирование умения составлять рассказ, обучение способам вырезания снежинок.

Обучающая задача: учить правильно, держать ножницы, сгибать бумагу, резать по намеченной линии, формировать умение составлять предложение по схеме, создавать условия для использования в рассказе прилагательных.

Воспитательная задача: воспитывать познавательный интерес, формировать умение слушать других не перебивая.

Развивающая задача: создавать условия для развития восприятия, воображения, речи.

 

ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДОВ!!!!








ПОЭТОМУ, ЕСЛИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ С НАПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ, ТО НАПРОТИВ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ, НАПИШИТЕ, КАКИМ МЕТОДОМ ВЫ МОЖЕТЕ ЕЕ РЕШИТЬ.

 

Таблица 2

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача Метод
учить правильно, держать ножницы, Показ способа действия, использование алгоритма, упражнение, объяснение правил
знакомить с достопримечательностями города Кунгура Показ иллюстраций, репродукций картин, рассматривание моделей, работа с листом тетради или карточкой для фиксации, упражнение рисование.

 

 

Следующим этапом будет определение необходимого оборудования. Материалы используются обязательно, по ряду причин. Во-первых: существуют дидактические принципы: наглядность, доступность, природосообразность. Исходя из принципов, хочется отметить, что у детей раннего возраста (с 1 до 3 лет) наглядно-действенное мышление, и ведущая предметно-манипулятивная деятельность, у детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) наглядно-образное мышление и ведущая игровая деятельность. Отсюда вытекает следующий компонент в структуре занятия:

Демонстрационный материал.

Раздаточный материал.

Прописывать и продумывать использование обязательно и того и другого!

Существует двух частная модель построения образовательного процесса, совместная деятельность педагога и детей, работа с демонстрационным материалом. Самостоятельная деятельность детей, работа с раздаточным материалом, который планируется на каждого ребенка! Так же это связано с учением Льва Семеновича Выготского, о зонах ближайшего и актуального развития. Зона ближайшего развития, обозначает, что ребенок может выполнить какое-либо задание с помощью взрослого, работа с демонстрационным материалом, этап формирования новых знаний, хотя и на других этапах это возможно. Зона актуального развития гласит, что сейчас ребенок выполняет действия с помощью взрослого, со временем сможет делать все самостоятельно, работа с раздаточным материалом, этап актуализации и закрепления знаний.

Следующий важный момент, продиктован пунктом 2.7 настоящего ФГОС. В котором, указано, что воспитание и обучение детей, должно строиться с учетом различных видов деятельности, специфических для детей дошкольного возраста. Из этого мы понимаем, что должны реализовывать деятельностный подход, опираясь на понятие деятельность.

Деятельность – это форма активного взаимодействия с объектами окружающего мира, с целью удовлетворения своих потребностей. Каждый человек самостоятелен в своей деятельности. Поэтому мы должны, во-первых: создать потребность в выполнении определенной задачи, для этого нужна мотивация, во-вторых: создать условия для активного взаимодействия с педагогом, материалами и т.д.

Поэтому следующий компонент в структуре занятия – это:

 9.Виды деятельности, реализуемые на занятии.

Конкретные виды деятельности по возрастам прописаны в ФГОС, разделение идет на младенческий, ранний и дошкольный возраст. Если привести их к общему знаменателю выделят следующие виды детской деятельности:

Игровая, познавательная или познавательно-исследовательская (зависит от методов и содержания предстоящей работы), коммуникативная, двигательная, трудовая, музыкально-ритмическая, продуктивная, чтение и восприятие художественной литературы.  


Важно заранее определить, какие виды деятельности, будут использованы вами на занятии. Далее их нужно указывать в скобках, на каком этапе в ходе занятия они реализовались.

Деятельность предполагает, что дети будут активны! Просто слушать – это не активность, даже если, вы включили презентацию с картинками!!!!!

После такого огромного блока планирования, переходим непосредственно к ходу занятия. Первым этапом, которого является:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...