Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Бюджетное право: понятие, источники, место в системе финансового права.
подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
К источникам бюджетного права относятся нормы Конституции Российской Федерации, бюджетное законодательство и подзаконные нормативные акты. В Конституции Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов; -законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов; -муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах; - иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения. Бюджетное право как подотрасль финансового права- совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере:
1) структуры бюджетной системы РФ;
2) доходов и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;
3) бюджетного процесса и т. д.
Особенности бюджетных правоотношений и их субъектного состава.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджетные правоотношения, будучи одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основные группы: 1-я группа — отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2-я группа — отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации входят: 1) государства, государственные и административно-территориальные образования: - Российская Федерация; -субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт- Петербург; - местные административно-территориальные образования — города, районы, села, поселки; 2) государственные и местные органы власти: - законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления; -исполнительные органы власти и местного самоуправления; 3) государственные юридические лица и иные хозяйствующие субъекты: -бюджетные учреждения; -государственные унитарные предприятия; - муниципальные унитарные предприятия. Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кредитования.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения. Как отмечалось, бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства; бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России); местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации, как отмечалось ранее, состоит из бюджетов трех уровней и включает: федеральный бюджет и бюджеты государственных и внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт Петербурга, 5 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых, сельских бюджетов)1. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, достоверности, прозрачности, самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетнуюсистему РФ и ряд других принципов
|