Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетное право: понятие, источники, место в системе финансового права.




 подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и прин­ципов, регулирующих общественные отношения по формированию, рас­пределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

К источникам бюджетного права относятся нормы Конститу­ции Российской Федерации, бюджетное законодательство и под­законные нормативные акты. В Конституции Российской Федера­ции устанавливаются общие положения и принципы бюджетного
устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию
Российской Федерации и сферу совместной деятельности Рос­сийской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, ут­верждения бюджета и контроля его исполнения, а также полно­мочия органов государственной власти в области бюджетной по­литики.

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- принятые в соответствии с ним федеральные законы о феде­ральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных
фондов;
-законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюд­жете территориальных государственных внебюджетных фондов;
-муниципальные правовые акты представительных органов му­ниципальных образований о местных бюджетах;
- иные федеральные законы, законы субъектов Российской
Федерации и муниципальные правовые акты представительных
органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения.
Бюджетное право как подотрасль финансового права- совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере:

1) структуры бюджетной системы РФ;

2) доходов и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;

3) бюджетного процесса и т. д.

 











Особенности бюджетных правоотношений и их субъектного состава.

Отношения, возникающие в процессе образования, распре­деления и использования денежных фондов государства и мест­ного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджет­ные правоотношения, будучи одним из видов финансовых пра­воотношений, характеризуются всеми признаками, свойствен­ными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои
особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основ­ные группы:
1-я группа — отношения, возникающие в процессе формиро­вания доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государствен­ного и муниципального долга;

2-я группа — отношения, возникающие в процессе составле­ния и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюд­жетной системы Российской Федерации, контроля их исполне­ния, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотре­ния и утверждения бюджетной отчетности.

В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации
входят:
1) государства, государственные и административно-террито­риальные образования:
- Российская Федерация;
-субъекты Российской Федерации — республики, края, обла­сти, автономная область и автономные округа, города Москва и
Санкт- Петербург;
- местные административно-территориальные образования —
города, районы, села, поселки;
2) государственные и местные органы власти:
- законодательные (представительные) органы государствен­ной власти и местного самоуправления;
-исполнительные органы власти и местного самоуправления;
3) государственные юридические лица и иные хозяйствующие
субъекты:
-бюджетные учреждения;
-государственные унитарные предприятия;
- муниципальные унитарные предприятия.
Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распре­делении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кре­дитования.



















Бюджетное устройство

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения. Как отмечалось, бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);
местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
Бюджетная система Российской Федерации, как отмечалось ранее, состоит из бюджетов трех уровней и включает:
федеральный бюджет и бюджеты государственных и внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт Петербурга, 5 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых, сельских бюджетов)1.
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, достоверности, прозрачности, самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетнуюсистему РФ и ряд других принципов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...