Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура - скелет, функции - процесс, культура - душа организации.




Структура - устойчивый порядок между определенными элементами, закрепляющий разделение управленческих функций. Различают виды структур управления:

¨ организационные или административные, характеризующие состав органов и объектов управления и их административную подчиненность;

¨ функциональные;

¨ информационные, показывающие взаимосвязь источников и получателей информации;

¨ технологические, показывающие процессы формирования и обработки информации, выработки управленческих решений, доведения их до исполнителей и контроля исполнения.

Перечисленные виды структур находятся в неразрывной связи, однако построение организационной структуры является кульминационным моментом построения структуры управления, т.к. этому предшествует анализ всего процесса управления.

Анализ организационной структуры решает две задачи:

¨ в какой мере существующая организационная структура может способствовать или мешать реализации выбранной стратегии;

¨ на какие уровни в организационной структуре должно быть возложено решение определенных задач в процессе осуществления стратегии.

На выбор оргструктуры влияют:

¨ размер и степень разнообразия деятельности;

¨ географическое размещение организации;

¨ технология;

¨ отношение к организации руководителей и сотрудников;

¨ динамизм внешней среды;

¨ стратегия.

Принципы проектирования:

¨ концентрация усилий; сначала создаются ячейки организации, которые выполняют главные функции, а затем дополнительные;

¨ полная загрузка каждого сотрудника;

¨ разделение ответственности, отделение планирующей и распорядительной работы от технической;

¨ разделение труда;

¨ возможность реорганизации под воздействием автоматизации.

При проектировании структуры управления необходимо провести:

¨ полное описание целей и задач организации;

¨ описание функций управления;

¨ изучение системы кадрового обеспечения;

¨ изучение информационной структуры;

¨ изучение неформальных социальных структур;

¨ выбор наиболее рационального вида управления;

¨ решить вопросы управляемости и выявить все внутренние и внешние связи системы.

Методы проектирования (Б.З.Мильнер, гл.28):

¨ аналогий;

¨ экспертно-аналитический;

¨ организационного моделирования.

Реинжиниринг.

Впервые термин "реинжиниринг бизнес-процессов" (от англ. business process reengineering, BPR) был введен М.Хаммером, который определяет этот вид деятельности как "фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы".

Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.

Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.

Поскольку BPR оперирует с такими понятиями, как бизнес-процесс, бизнес-система, деловая процедура, то в целях более четкого восприятия этих терминов следует дать следующие определения.

Бизнес-система - это связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой является выпуск продукции. Под продукцией, понимают товары, услуги и документы.

Бизнес-процесс - это горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов.

Деловая процедура - это функция, задача, цепь событий, происходящих в течение определенного промежутка времени и обладающих познаваемым результатом.

Существуют следующие категории бизнес-процессов:

¨ процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;

¨ процессы планирования и управления;

¨ ресурсные процессы;

¨ процессы преобразования.

Бизнес-процесс характеризуется:

¨ существующей технологией реализации бизнес-процесса;

¨ существующей структурой бизнес-системы;

¨ средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п., обеспечивающими реализацию процесса.

Показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:

¨ количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;

¨ количество потребителей продукции;

¨ количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;

¨ стоимость издержек производства продукции;

¨ длительность выполнения типовых операций;

¨ капиталовложения в производство продукции.

Базовые принципы, положенные в основу реинжиниринга бизнес-процессов:

¨ несколько рабочих процедур объединяются в одну, т.е. происходит горизонтальное сжатие процесса (по имеющимся оценкам, горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз);

¨ исполнители принимают самостоятельные решения, т.е. осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов (наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них приводит к значительному повышению их отдачи);

¨ шаги процесса выполняются в естественном порядке;

¨ процессы имеют различные варианты исполнения (тот или иной вариант выбирается в зависимости от конкретной ситуации, состояния и т.д.);

¨ работа выполняется в том месте (подразделении, отделе), где это целесообразно (устраняется излишняя интеграция, что приводит к повышению эффективности процесса в целом);

¨ уменьшается количество проверок и управляющих воздействий;

¨ минимизируется количество согласований путем сокращения внешних точек контакта;

¨ единая точка контакта обеспечивается уполномоченным менеджером (в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их не удается объединить силами небольшой команды).

Подводя итог теме реинжиниринга, заметим, что BPR - это не просто модная тенденция, а следствие жесточайшей конкурентной борьбы, которая требует внедрения наукоемких инновационных технологий как средств повышения производительности и эффективности деятельности предприятия.

Литература:

обязательная

1. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

2. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебн. пособие. - М.: Издательство “Экзамен”, 2002. - 320 с. (2.5; гл. 6,7).

дополнительная

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Издательство “Питер”, 1999. - 416 с. - (Серия “Теория и практика менеджмента”).

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 296 с.

 

Тема 6. Организационная культура. Субъекты

Организаторской деятельности.

Организационная культура. Жизненные циклы развития организации. Кризисы организации. Персонал организации. Роль руководителя в организации.

 

Организационная культура.

Культура представляет собой общие для группы ценности, убеждения, выразительные средства. С помощью норм и санкций служит для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Латинское значение слова культура (colere) означает культивировать или возделывать почву, немецкое слово Kultur означает высокий уровень цивилизации. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. В отличие от животных, поведение людей лишь частично обусловлено инстинктами. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Фрейд обратил внимание на то, что культура может подавлять инстинктивные начала человеческой натуры и это приводит к конфликту. Но обычно культура скорее определяет условия удовлетворения потребностей, а не исключает их полностью. С другой стороны, некоторые факторы, например окружающей среды, могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог.

Основными элементами культуры признаются: понятия, благодаря которым удается упорядочить опыт людей (они содержатся главным образом в языке); отношения между понятиями как реального, так и сверхъестественного мира; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться (разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является); правила, включая нормы, регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Ослабление социальной напряженности, возникающей, когда люди осознают расхождение между провозглашенными ценностями и реальными условиями своей жизни осуществляется с помощью идеологии.

Идеология - система утверждений относительно ценностей и фактов. Кроме функции ослабления социальной напряженности, идеология выражает или защищает интересы группы и придает смысл действиям людей.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Различают три вида культурных конфликтов: культурное запаздывание в результате опережающего развития материальной культуры; господство чуждой культуры, тормозящее интеграцию общества; аномия - нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм. Термин "аномия" был введен Дюркгеймом в классическом исследовании сущности самоубийства. Аномия или социальная дезорганизация является причиной девиантного (отклоняющегося) поведения. Люди теряют ориентацию, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Вместе с тем, доказывается, что чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они занимаются социально одобряемой деятельностью, тем меньше вероятность совершения ими девиантных поступков. Мертон считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми институциализированными средствами их достижения (трудно, к примеру, достичь финансового успеха с помощью социально одобряемых средств).

В теории девиантного поведения различают нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-правила включают законы, запрещающие такие поступки, как убийство или похищение людей, и влекут суровое наказание. Нормы-ожидания контролируются чаще всего общественным мнением. Девиантные поступки различаются в зависимости от того, отрицаются ли одобряемые обществом цели (ритуализм) или социально одобряемые средства (инновация) или и то и другое (ретреатизм). Поведение в соответствии с одобряемыми целями и одобряемыми средствами называется конформизмом. В отличие от него, поведение, называемое бунтом, взамен отрицаемых целей и средств, предлагает новые, которые считает более законными, чем существующие.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через “символические” средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

В разных классификациях выделяют (гл.10 О.С.Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент):

¨ поверхностный, подповерхностный и глубинный уровни;

¨ субъективную и объективную культуру.

При одном из подходов Ф.Харрис и Р.Морган организационная культура рассматривается на основе характеристик:

¨ осознание себя и своего места в организации;

¨ коммуникационная система и язык общения;

¨ внешний вид, одежда и представление себя на работе;

¨ что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;

¨ осознание времени, отношение к нему и его использование;

¨ взаимоотношения между людьми;

¨ ценности;

¨ вера во что-то и отношение или расположение к чему-то;

¨ процесс развития работника и научение;

¨ трудовая этика и мотивирование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...